Поделиться:
Становление нового государства
Основные положения Конституционного Закона«О государственной независимости Республики Казахстан» раскрыты в семи главах, состоящих из 18 статей. Статья 1 принятого документа гласит, что Республика Казахстан - независимое, демократическое и правовое государство, самостоятельно определяющее и проводящее внутреннюю и внешнюю политику, территория которого является целостной, неделимой и неприкосновенной.
В последующих главах и статьях закона констатируется и регламентируется широкий круг вопросов. Отмечено, что граждане республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. Оговариваются вопросы гражданства Республики Казахстан. Констатируется, что возрождение и развитие культуры, традиций и языка, укрепление национального достоинства казахской нации и представителей других национальностей, проживающих в Казахстане, является одной из важнейших обязанностей государства. Были определены органы государственной власти Республики Казахстан и экономические основы государственной независимости. Республика Казахстан обладает самостоятельной экономической системой, основывающейся на многообразии и равенстве всех форм собственности. Республика Казахстан провозглашена членом мирового сообщества, субъектом международного права. Особо оговорен вопрос охраны государственной независимости Республики Казахстан. Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право республики, расценивается как посягательство на ее государственную независимость. В целях охраны своей независимости и территориальной целостности республика имеет право на создание собственных Вооруженных Сил.
В заключительном Положении констатируется, что Республика Казахстан имеет свои государственные символы - герб, флаг, гимн. Столицей определен город Алматы.
Принятие Конституционного Закона «О государственной независимости Республики Казахстан» явилось началом подлинного суверенитета нового независимого государства, качественно новым этапом демократических преобразований в Казахстане, в продолжение демократических процессов, проходивших после декабря 1986 года. Конституционный Закон способствовал осознанию казахстанским обществом позитивных сторон прежней политической системы. Законодательно закреплялась решительная очистка экономики и политики от рецидивов тоталитарной системы.
Провозглашение реального суверенитета позволило добиться признания страны внешним миром. Конституционный Закон помог полностью урегулировать вопрос границы с Китаем, Туркменистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Россией. Он заложил основы политики доверия, партнерства и стабильности на евразийском пространстве. Всем гражданам Казахстана обеспечивались условия полной уверенности в своей безопасности. Закон стал внутренним импульсом для всего казахстанского народа. Законодательно закреплялось доверие, согласие и стабильность в Республике Казахстан. Закон послужил основой будущей Конституции государства. Положения Конституционного Закона ставились выше норм действующей Конституции Казахской ССР 1978 года.
В целях обеспечения государственного суверенитета республики в 1991-1992-х годах были созданы соответствующие органы. Под руководством президента был утвержден новый государственный орган - Совет Безопасности. В соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Казахской ССР» от 25 августа 1991 года на данный орган возлагались функции выработки рекомендаций по охране суверенитета Казахской ССР, ее территориальной целостности, по реализации политики в области обороны. Существенное значение имели указы Президента: 16 марта 1992 года «О создании Республиканской гвардии Республики Казахстан», 10 октября 1992 года «О внутренних войсках МВД Республики Казахстан». В соответствии со статьей 16 Конституционного Закона был принят Закон Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», в котором определялась роль Вооруженных Сил в системе безопасности республики. Были приняты законодательные акты по защите основных прав и свобод человека. 20 декабря 1991 года был принят Закон Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан», который вносил существенные изменения в Конституцию Казахской ССР 1978 года. В нем не признавались гражданство СССР, институт двойного гражданства.
Строительство новой казахстанской государственности в первой половине 1990-х годов велось в стратегическом, институциональном и символическом аспектах. После юридического оформления независимости Республики Казахстан перед обществом был поставлен целый ряд первостепенных задач: создание государственных институтов власти, признание государства на международной арене, вступление его в различные международные организации.
Стратегической целью было определено развитие суверенного государства с сильной президентской властью. Перед руководством страны стояли вопросы, от решения которых зависело не только эффективное функционирование общественно-политических институтов, но и само существование казахстанской государственности: определение четких границ государственности; решение неотложных проблем и проведение реформ; создание институциональных структур для обеспечения поддержки качественного развития общества; определение и укрепление государственной границы.
Данные задачи были оформлены в «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства», разработанной Н.А. Назарбаевым (1992). С учетом создавшегося вакуума в мировоззрении всего общества Стратегия закладывала фундамент для формирования политических ориентиров, связанных с самоопределением народа Казахстана.
Следующим базовым пунктом Стратегии явилось решение проблем в экономическом секторе. За основу была взята концепция немецкого экономиста, министра экономики, а позднее канцлера Федеративной Республики Германия (ФРГ) Людвига Эрхарда. Основой рыночных реформ должна была стать предоставляемая государством свобода предпринимательства и выбора сферы деятельности. Таким образом, уже в самом начале казахстанская экономика была ориентирована на использование опыта западных стран.
Стратегия была нацелена на изменение социальной психологии, на избавление от страха перед самостоятельным предпринимательством. Было объявлено о намерении ввести национальную валюту (тенге).
В дальнейшем, оценивая значение Стратегии, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отмечал: «Это была сжатая программа. Четыре направления в политической и экономической сфере, четыре направления в сфере идейной консолидации. Я не менял ориентиров, провозглашенных тогда. Судите сами».
Межнациональное согласие, внутринациональное единство, идеология модернизации казахстанского общества, межконфессиональное согласие и религиозная терпимость - основные направления в идейной консолидации казахстанского общества. Тогда, в первой половине 1990-х годов, развитие демократических процессов в Казахстане рассматривалось, констатирует Президент, «как главный приоритет лишь у 4-5 % населения республики. В то же время более 60 % отдавали предпочтение таким приоритетам, как стабильный и нормальный уровень жизни, мир и спокойствие в республике, семейное благополучие, собственное здоровье и личная безопасность». Реалистичное понимание ситуации и задач позволило Н. А. Назарбаеву сформулировать среднесрочный государственный подход: сначала - экономика, потом - политика.
Важным проявлением новой казахстанской государственности стала символика Республики Казахстан, разработанная при непосредственном участии Президента Республики Казахстан.
Символы государства Казахстан - это свидетельства его суверенитета и независимости, единства народа и власти. Они выражают идею казахстанской государственности, консолидации и устремленности к национальным и общечеловеческим ценностям. Целью государственной символики является, с одной стороны, закрепление основных приоритетов идеи государственности: целостность, независимость, единство в сознании граждан страны, с другой стороны, формирование имиджа Казахстана на международном уровне как сторонника миролюбивого добрососедства. В государственных символах художественным образом отражаются основные черты казахской философии - фундаментальные национальные и общечеловеческие ценности, которые помогают сохранить историческую преемственность поколений. Государственные символы являются внешними формами идеологии национальной государственности.
Источник: Аяган Б.Г., Абжанов Х. М., Селиверстов С.В., Бекенова М.С. Современная история Казахстана: учебник для студентов неисторических специальностей (бакалавриата) высших учебных заведений. Под общей редакцией Б.Г. Аягана. – Алматы: Раритет, 2010. – 432 с. 145-155 с.
Материал предоставлен Институтом истории государства КН МОН РК
Поделиться: