Поделиться:
Сельскохозяйственное производство представляет собой
организованную и управляемую систему, осуществляющую производство различных
видов сельскохозяйственной продукции. Как и в других системах из-за нарушения
определенного режима работы в системе сельскохозяйственного производства
появляются сбои, сущность которых сводится к снижению урожайности
сельскохозяйственных культур и продуктивности животных, уменьшению денежной
выручки, производительности труда, получаемой прибыли и т.п. Зачастую зависит
от системы управления сельским хозяйством в регионе. В результате система
попадает в несколько иной режим работы. И чтобы вернуть эту систему в прежний
режим, необходимо наладить управления и затратить дополнительно как
материальные, так и трудовые ресурсы.
В механических системах (система машин, энергосистема и др.) устойчивостью называется ее способность после незначительного отклонения возвращаться в положение равновесия. Системы, не обладающие этой способностью, являются неустойчивыми. Термин «устойчивость» присущ и сельскохозяйственному производству. Сельскохозяйственное производство функционирует нормально, когда налажена система управления в регионе и обеспечивается своевременное выполнение комплекса взаимосвязанных работ в сроки и в соответствии с технологическими процессами производства сельскохозяйственной продукции.
В теоретическом плане стабилизация производства означает приведение предприятия, отрасли в относительно устойчивое состояние при незначительном уровне рентабельности. Она характеризуется не только прекращением спада производства, но и повышением эффективности функционирования предприятий, отраслей и позволяет осуществлять простое воспроизводство. Устойчивое развитие производства - это дальнейшее развитие его составляющих, характеризуется увеличением объемов, повышением эффективности производства в размерах, позволяющих вести расширенное воспроизводство. Обеспечение стабилизации и устойчивого развития производства требует создания определенных условий на всех уровнях хозяйствования, во всех отраслях и сферах воспроизводственного процесса [1, с.5].
Именно какое же имело состояние сельскохозяйственного производства в 1946-1955 гг. Об этом подробно будет изложена в статье. Для начала надо разобраться с командно-административной системой управления сельским хозяйством в СССР.
В тот период юридические функции советского государственного аппарата возлагаются партийному аппарату и придерживается ряд принципов, которые сводились к следующему: первый и главный принцип гласит: поскольку коммунистическая партия – единственная правящая и руководящая партия в СССР, то ее бдительное окно и направляющая рука должны быть всюду и везде. Весь государственный организм – политика, экономика, культура, все социальное общежитие людей должно быть пропитано лишь одной идеей – большевистской партийностью, лишь одной силой – большевистским руководством. Чтобы наилучшем образом претворять в жизнь этот идеально-методологический принцип, надо иметь и необыкновенно даровитых и способных людей. Второй принцип организации аппарата касается подготовки и подбора людей аппарата. Этот принцип гласит: в аппарат партии надо подбирать людей, исходя из двух соображений – фанатичной преданности режиму и высокого организаторского таланта. Самодовлеющим из этих двух качеств является первое, но при одинаковых условиях предпочитается обладатель и второго качества. Третий, немаловажный принцип – это, так сказать, «диалектический» склад ума партийного работника. Партийный работник – это не просто бюрократ-исполнитель, но и вернейший интерпретатор воли верховного вождя. Четвертый принцип тесно связан с третьим, но ему придают самостоятельное значение – это инициативность в работе. Инициативность, помогающая крепости режима, какой бы области это ни касалось, инициативность, помогающая наиболее эффективному претворению в жизнь требования и смысла «генеральной линии», называется на языке партии «творческой инициативой» и признается неотъемлемым принципом построения партийного аппарата. Пятый принцип – это дисциплинированность. «Железная дисциплина» считается качеством всех качеств партийного работника. Дисциплинированность есть и самоотречение и обреченная готовность к самопожертвованию во имя аппарата. Если такой партийный работник в силу каких-либо условий становится жертвой жестких законов партаппарата, он меньше всего винит в этом аппарат. Он винит свое собственное несовершенство в столь совершенном аппарате.
Таким образом, суть командно-административного управления была исследована и подвержена критики со стороны самих партийных работников, и учеными такими, как Авторханова А. Эти принципы давали возможность директивному планированию, с разработкой по отдельным регионам [2, с.71].
Переход к мирному строительству после окончания Великой Отечественной войны сопровождался значительными трудностями, обусловленными последствиями войны. Потребовалось огромное напряжение сил, чтобы быстро залечить раны, нанесенные войной. Связи изменениями в системе управления, для руководства края приходилась решать ряд проблем по различным отраслям сельского хозяйства региона. Партийный аппаратом решались вопросы с помощью директивой всех отраслей сельского хозяйства.
За годы Великой Отечественной войны произошло сокращение посевных площадей: в 1941-1945 гг. они снизились на 126 тыс. гектаров, или на 24,2%. Столь же разрушительно условия войны сказались на состоянии животноводства области: с 1941-1946 гг. поголовье скота всех видов сократилось на 164686 голов, или на 26%.
Основной задачей стало восстановление посевных площадей, планировалось повышение урожайности зерновых культур до 10,7 ц в 1948г., 11 ц в 1949г. Чтобы обеспечить повышение урожайности, предусматривалось расширение паров и вспашки зяби в 1948-1949 гг. подъем паров намечалось увеличить до 150 тыс. га, возделывание зяби в 1948 г. довести до 250 тыс. га, в 1949 г. до 270 тыс. га.
В животноводстве ставилась задача приостановить сокращение поголовья скота и добиться его прироста. При этом обращалось внимание на создание колхозных конеферм, с тем, чтобы отказаться от использования на хозяйственных работах коров.
Проблемы развития сельского хозяйства в рассматриваемое время решались традиционно: за счет подбора хороших руководящих кадров колхозов, совхозов, МТС, создания определенного потенциала сельскохозяйственной техники, мелиоративных сооружений, лесозащитных полос, подбора сверху «прогрессивных» сельскохозяйственных культур и улучшения технологии обработки почв, а также путем сравнения плохих хозяйств с лучшими с тем, чтобы подвести под необходимость выполнение государственного плана.
В руководстве колхозами со стороны партийных и советских органов в ту пору преобладал кампанейский подход: сельскохозяйственный год делился на ряд циклов – сев, сенокос, уборка урожая, зимовка скота, каждый хозяйственный цикл предполагал наличие уполномоченных от районных организаций с целью контроля. Выступая на VIIIобластной партийной конференции в декабре 1947 г., Джакупов начальник областного управления Министерства связи, отмечал: «В том колхозе, где я был уполномоченным, оказались 3 уполномоченных ЦК, 3 – обкома партии, 2 – из райкома партии. Таким образом, восемь человек уполномоченных в одном колхозе Октябрьского района. Мы только мешали друг другу…» [3, с.142].
Важное место в организации колхозного производства партийные и советские органы отводили поиску положительного примера. Вместо изучения реального положения дел даже при составлении планов экономического развития рекомендовалось равнение на пример. Так, секретарь Северо-Казахстанского обкома партии Г.А. Мельник ориентировал секретарей райкома партии: «Обком рекомендует в первую очередь наметить в районе один колхоз, командировать работников района, тщательно разработать план на общем собрании колхоза, на бюро райкома и исполкома райсовета, а затем опубликовать его в районной газете, предложив всем колхозам района использовать этот план как примерный при разработке своих планов», используя передовую статью «Пятилетка колхоза», опубликованную в «Правде» 23 мая 1946 г. [4, с.134].
Тот же самый принцип примера и руководства «сверху» проявляется в организации социалистического соревнования. Чаще всего инициатива исходила из министерств, ведомств. В 1948 г. Министерство совхозов предложило тресту совхозов во всех совхозах обсудить проект письма т. Сталину, одобренный участниками республиканского совещания директоров совхозов. Посылая текст письма, министерство подчеркивало: «Просим взять на себя конкретные повышенные обязательства» [5, с.156].
В условиях функционирования командно-административного управления были приняты совместные постановления партии и правительства, которые по замыслу их составителей должны были положительно влиять на развитие сельского хозяйства, но в действительности не могли кардинально изменить положения с продовольствием в стране. Однако они все были обязательны для исполнения, по ним проводились многочисленные проверки. Так, при выполнении постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) от 19 сентября 1946 г. «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах» в области были выявлены нарушения устава в 238 колхозах по расходованию трудодней, сняты с оплаты 130 человек как не имеющих никакого отношения к колхозам, регламентированы размеры приусадебных участков колхозов. Указанное постановление, безусловно, способствовало нормализации учета земель, оплаты труда в колхозе, но в последующее время его выполнение стало сопровождаться наступлением на крестьян-единоличников: в феврале 1947 г. было изъято у 72 крестьян-единоличников 7 гектаров земли [6, с.19,227].
Другое постановление Совета Министров и ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1948 г. «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах» намечало пути преодоления недостатков в колхозном производстве. Одновременно с ним был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «О выявлении в отдаленные районы страны лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни» (2 июня 1948 г.). Данный указ вместо экономических стимулов колхозного производства вводил административные меры, вел к поиску виновных. В области 615 колхозников получили предупреждение о необходимости исправления поведения, но, как отмечал на IХ областной партийной конференции начальник областного управления МВД Волков, данный указ был несправедливо применен к отдельным колхозникам, в числе которых были колхозник Кресс из «Дозора Ильича» Соколовского района, бригадир Бекешев из «Баянды» Советского района и др. [7, с.11, 104].
30 мая 1950 г. с целью укрепления колхозного производства было принято новое постановление об укреплении мелких колхозов. В области оставалось 230 колхозов, в среднем на каждый колхоз теперь приходилось до 10980 га закрепленной земли, около 170 крестьянских дворов, трудоспособных работников – 226, площадь посева – 2172 га и в общественном животноводстве – 1922 головы скота [8, с.28].
Существенно иные подходы предлагались сентябрьским (1953г.) и февральско-мартовским (1954 г.) Пленумами ЦК КПСС. За счет целинных и залежных земель, введения новых заготовительных и закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию предлагалось значительное увеличение товарной массы.
Трудности послевоенного восстановления сельского хозяйства в 1954 г. разрешались за счет освоения целинных и залежных земель.
Эта была попытка совершить прорыв в решении продовольственного вопроса за счет введения в хозяйственный оборот новых земель. Сохранение низкой культуры агротехники, отказ от традиционных форм ведения сельского хозяйства данного региона, преобладание командно-административного метода управления сельским хозяйством оставляли положение дел в нем на прежнем уровне. Как и ранее, имел место нажим при составлении планов сельскохозяйственного производства.
Первый отряд целинников прибыл в Северо-Казахстанскую область 2 марта 1954 г. из Алма-Аты, в составе его было 74 комсомольца, за ним 4 марта 1954 г. отряд добровольцев из г. Москвы. Многие из приехавших не имели специальности, поэтому их разместили в общежитиях города Петропавловска и направили на курсы механизаторов сельского хозяйства.
При освоении целинных и залежных земель основным направлением в хозяйственной деятельности новых совхозов определялось развитие зернового хозяйства, остальному придавалось второстепенное значение. Так, ряд совхозов не выполнил заданий по посадке картофеля, совершенно не сеяли овощей новые совхозы: Москворецкий, Интернациональный, Докучаевский, им.Н.Хрущева.
В 1954-1955 гг. производство зерна в области не увеличилось, а сократилось. Строительство новых совхозов требовало значительных капиталовложений, производственное и жилищное строительство не успевало за ростом населения, имелись значительные трудности в снабжении новых совхозов водой. В 1954 г. развернулось строительство крупных механизированных элеваторов на станциях Петропавловск, Мамлютка, Смирново, Киялы, Кара-Гуга, Булаево: за два года планировалось построить зерновые склады емкостью более чем на 600 тыс. т, что в три раза превышало имеющиеся.
Не отрицая положительного воздействия освоения целинных и залежных земель в Северном Казахстане, следует обратить внимание на тот факт, что в 1953 г. всего пахотоспособных земель было 1178138 га, засевалось 630179, намечалось поднять около 700 тыс., но уже в 1955 г. было освоено около 1 млн. При освоении целинных земель под посевы пошли выгоны и луга, что нарушило базу для развития животноводства.
Хозяйское отношение к земле требовало выработки новых методов хозяйствования в условиях форсированного подъема всех целинных и залежных земель области. Уже в первый год подъема целины директор Приишимского совхоза А.Донченко предсказал: «Распашка больших массивов сенокосных угодий, которая будет произведена в этом году, приведет к тому, что на 38137 голов овец в условном исчислении останется лишь 7317 га пастбищ и 8 тысяч га сенокосов». Возможности для улучшения пастбищного содержания скота А. Донченко предлагал искать в расширении посевов однолетних трав – овса, сузанки и могера, но данные семена, замечал он, полностью отсутствуют в совхозе [9, с. 281].
Кроме того, за годы освоения целины сократилось промысловая добыча рыжей лисицы, зайцев, ондатры, которая имела место в четвертой пятилетке, что свидетельствует об экологических изменениях в области.
Поднятие больших земельных массивов в степной зоне при наличии незначительного количества лесопосадочных полос впоследствии привело к эрозии почвы.
Уровень развития сельского хозяйства в это время определялся выполнением государственных поставок, если государственный план не выполняется, то задолженность подлежало выполнить в урожайный год. В земледелии выполнение хлебозаготовок было затруднено из-за погодных условий, отсутствия семян, а также экономических стимулов в развитии общественного сектора в сельском хозяйстве. В 1945 г. было сдано 1113 тыс. ц, или 77%, в 1946 г. – 942 тыс., или 61%, в 1947 г. -719 тыс., 52%. Впервые хороший урожай в послевоенное время был получен в 1950 г. к 5 октября 1950 г. план государственных поставок был выполнен, затем было сдано сверх плана 7644 тыс. пудов. В 1950 г. по всем секторам было сдано хлеба государству больше, чем в рекордном по урожайности 1938 г. на 3989 тыс. пудов. Освоение целинных и залежных земель не решало зерновой проблемы. В докладе секретаря обкома партии Попадько на ХIII областной партийной конференции указывалось: «По официальным данным… область выполнила установленный план сдачи и продажи хлеба как в 1954 г., так и в 1955 г. Однако делегаты конференции знают, что за отчетный период область не только не увеличила сдачу зерна государству, но даже несколько уменьшила. В 1955 г. посевная площадь увеличилась на 500 тыс. га в сравнении с 1953 г., а валовый выход зерна уменьшился на 172,8 тыс. тонн».
Были объективные причины того, что животноводства отставала от земледелия. Потому что, для зернового производства в плане восстановления предполагалось годичный период, а что же животноводстве требовалось не менее 3-х летнего срока. В качестве проблемы считалось отсутствие кормовой базы, племенных пород скота, прочной материальной базы отрицательно сказались на состоянии животноводства. Неурожайный 1946 г. заметно сказался на заготовках кормов, что влекло за собой падеж молодняка, заболеваемость взрослого стада. В 1947 г. 70 колхозов из 426 имеющихся располагали столь незначительным количеством скота, что естественный прирост не мог покрыть обязательных поставок по мясу. Выполнение заданий по животноводству достигалось за счет поставок будущего года. Так, 20 декабря 1948 г. секретарю обкома партии Боброву было дано указание зам. министра Союзмясомолпрома Линецкого: «…учитывая, что план мясопоставок Северо-Казахстанская область выполнила только на 92%, в том числе колхозами – 82%, прошу оказать содействие в выполнении плана мясопоставок, также заготовок скота авансом счет 1949 г.».
Для улучшения положения в животноводстве в 1949 г. Совет Министров и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О трехлетнем плане развития общественного колхозного и совхозного продуктивного животноводства».
Исходя из установки, что все решается кадрами, мало обращали внимания на хозяйственные вопросы. В зимовку 1949-1950 гг. область вступила с резко выраженным дефицитом кормовых запасов, из-за чего произошло сокращение поголовья скота на 8%. Трехлетний план развития общественного животноводства при отсутствии экономического стимулирования был выполнен только по двум видам: по овцам – 106%, по лошадям – 100,2%. Выполнение плановых заданий по крупному рогатому скоту составило 89%, свинопоголовью -72%, птице – 22,4%. Колхозное производство в 1946-1955 гг. даже при выполнении госпоставок было нерентабельным: на 1 января 1952 г. кредиторская задолженность колхозов составляла 32 млн. рублей, или 70% доходов, полученных в 1951 г. Повышение закупочных цен в сентябре 1953 г. увеличило денежные доходы колхозов нашей области в 1953 г. на 20 млн. рублей, в 1954 г. еще на 29 млн. рублей без увеличения товарной массы сдаваемого зерна [10, с.72].
Возрастание денежных доходов привело к замене натуроплаты денежными выплатами, что стимулировало труд крестьян, создавало реальные рычаги экономической заинтересованности, которые предавались забвению в предшествующее время. Денежные доходы колхозников в послевоенное время были скудными. Если денежная часть трудодня в 1940 г. составляла 58 копеек, то в 1950 г. была 40 копеек. Натуральные доходы за годы четвертой пятилетки несколько возросли: в 1949 г. в среднем на один трудодень выдавали 0,7 кг, в 1950-м – 5,4 кг по области, а в Октябрьском районе – 7,3, ленинском – 6,5, Приишмиском – 6,1 кг на один трудодень. Но даже в 1950 г. в области 6600 колхозников не выработали установленного минимума трудодней, что составляло около 13% к общему числу [11, с.225, 226]. Наличие данной категории колхозников свидетельствовало о серьезных просчетах, потере ориентиров у тружеников сельского хозяйства в результатах своего труда.
В годы послевоенной пятилетки в совхозном секторе действовали принципы строгого централизма и планирования, что и на один трактор, комбайн и т.п. При отсутствии экономического стимулирования убытки по тресту совхозов в 1951 г. составляли свыше 7 млн. рублей, в том числе Кировский совхоз имел убытки 1,5 млн., Киялинский и Чистовский свыше 1 млн., Возвышенский и Узункульский около 1 млн. рублей.
К числу рентабельных передовых хозяйств в 1953-1954 гг. относили 10 колхозов-милионеров, среди них: колхоз «Прогресс» Полудинского района, «Победа» Соколовского, «Луч Ленина», им. Сталина Петропавловского, им. Молотова, им. Маленкова, «Путь к коммунизму» Пресновского, «Гигант» Булаевского, «Завет Ильича», им. Чкалова Мамлютского района.
В 1954-1955 гг. все внимание было сосредоточено на вновь созданных совхозах. В качестве передового хозяйства, достигнувшего наибольшего подъема целины, назывался Ждановский совхоз (директор Николенко, секретарь парткома Сергеев).
В начале пятой пятилетки за получение высоких урожаев 1950, 1951 гг. комбайнером совхоза им. Кирова Р.А. Бабкину, М.Клушневу, Н.Я. Коробкову, А.Модыбаеву было присвоено звание Героев Социалистического Труда, 241 механизатор был награжден орденами и медалями.
Таким образом, материалы предложены по Северо-Казахстанской области, позволяют судить о достаточно разветвленной системы хозяйственно-административного управления сельскохозяйственным производством, включая отрасли земледелия и животноводства. Усиления роли управления послевоенного времени помогла решить вопросы перехода мирные рейсы, но возможности были ограничены. Поэтому были попытки ведения экономического стимулирования, увеличение трудодня, укрепление материальной базы сельскохозяйственного производства, все это оказала положительное влияние на сельскохозяйственное производство, но рамки возможности не были велики.
Канаева Т.М., Абуталипов Д.О.
(СКГУ им. М. Козыбаева)
Литература:
Амбекова А. Сельскохозяйственное производство: формы государственной поддержки // Саясат, 2005, №3. - 45с. Авторханов А. История времени // Вопросы истории, 1992, №12. - 136 с. ПАСКО. Ф. 22. Оп. 4. Ед. хр. 164. Л. 141-142. Там же. Ед. хр. 20. Л. 134. ПАСКО. Ф. 22. Оп. 4. Ед. хр. 189. Л. 156. Там же. Ед.хр. 164. Л. 19.; Ед. хр. 194. Л. 227. ПАСКО. Ф. 22. Оп. 4. Ед. хр. 191. Л. 11; Ед.хр. 550.Л.104. Там же. Ед. хр. 1038. Л. 28. Северо-Казахстанская область: страницы летописи края. – Алматы: Казахстан, 1993. –392 с. ПАСКО. Ф. 22. Оп. 4. Ед. хр. 716. Л. 72. Там же. Ед. хр. 1038. Л. 225,226.Поделиться: