Начало и характер войны. Мобилизация сил на отпор врагу.
01.08.2013 3737
В Великой Отечественной войне Казахстан участвовал как часть единой страны. Накануне ее он располагал большими людскими и природными ресурсами стратегического значения.

22 июня 1941 г. войска фашистской  Германии  вторглись в Советский Союз.

Гитлеровцы рассматривали войну против СССР как решающий этап на пути к созданию «германского территориально-этнического монолита» от Атлантики до Сибири, «очищенного» от «недочелове­ков» славянского и тюрко-монгольского происхождения и как пред­посылку завоевания мира. До разгрома Англии и США и заселения «монолита» немцами намечалось образовать рейхскомиссариаты Ос-тланд, Украину, Московию, Кавказ с подобием самоуправления. В конце 1941 — начале 1942 гг., когда стал очевидным крах планов «молниеносной» войны и пришлось искать пути ослабления «сил сцепления» советских республик, появились замыслы образовать, кроме того, буржуазно-националистическиегосударстваИдель-Урал и Гросстуркестан, а также Карагандинскую, Новосибирскую и Куз­нецкую «индустриальные области».

В Великой Отечественной войне Казахстан участвовал как часть единой страны. Накануне ее он располагал большими людскими и природными ресурсами стратегического значения. Несмотря на то, что за два предшествующих десятилетия не удалось осуществить планировавшийся гигантский прыжок из патриархального феода­лизма в социализм, ликвидировать фактическое экономическое и культурное неравенство народов, сделано было немало.

В короткие сроки были ликвидированы классовый, националь­ный и .колониальный гнет, неграмотность и средневековая отста­лость, осуществлены эмансипация женщин, национальный мир и согласие. Немаловажное значение в достижении всего этого имели патриотические традиции народов. Казахский народ на протяжении многих веков успешно защищал рубежи своих необъятных степей. В годы борьбы с колониализмом, трех российских революций, на фрон­тах гражданской войны, на стройках пятилеток сложилась и окрепла дружба народов. Огромное воздействие на людей оказывала антифа­шистская пропаганда предвоенных лет.

Но было и негативное в том бурном развитии — голод, необосно­ванные репрессии, истребление значительной части и без того тонко­го слоя национальной интеллигенции, уменьшение численности казахского населения; начало превращения Великой степи в зону переселения репрессированных народов — все это ослабило народы, деформировало их сознание, сдерживало развитие и использование возможностей края для укрепления обороноспособности страны.

Совершая агрессию на СССР, фашистские идеологи не без основа­ния рассчитывали на репрессированных советской властью бывших белогвардейцев, зажиточных крестьян, капиталистов и помещиков, всех тех, кто стал жертвой массового террора и насилия тоталитар­ного режима.

Большинство же советских людей не допускало мысли о сотрудничестве с врагом. Преданность Родине, патриотизм в сочетании с политическим пафосом открывателей нового мира позволили широ­ким массам населения преодолеть растлевающее влияние сталиниз­ма и сплотиться во имя защиты Отечества.

По переписи 1939 г. население Казахстана составляло 6,2 млн. человек. В ряды сражавшейся армии в годы войны влились 1 196 164 казахстанца. Сталинизм, используя опыт царизма в 1916 г., создал трудовую армию и специальные строительные части из коренных народов Казахстана и Средней Азии и спецпереселенцев, куда были мобилизованы из Казахской ССР свыше 700 тыс. человек. Даже с учетом размещения в республике примерно 1,5 млн. жителей при­фронтовой полосы и репрессированных народов процент мобилиза­ции оказался очень высоким: на фронт и в оборонную промышлен­ность был отправлен каждый четвертый житель республики. Столь высокий процент мобилизации оказался возможным главным обра­зом благодаря аграрному характеру экономики и высокому удельному весу крестьянства среди населения, запоздалому введению практики бронирования рабочей силы в оборонных отраслях индустрии и механизаторов сельского хозяйства в Казахской ССР. Основная масса казахстанцев влилась в действующую армию в качестве маршевого пополнения, а примерно треть была зачислена в соединения и части, создававшиеся в республике. Это были 12 стрелковых и четыре кавалерийских дивизии, семь стрелковых бригад, около 50 отдельных полков и батальонов различных родов войск. Из этого числа три кавалерийских дивизии и две стрелковые бригады были сформирова­ны как казахские национальные соединения. Созданные сверх моби­лизационных планов в основном из добровольцев, они почти наполо­вину состояли из коммунистов и комсомольцев и до передачи в действующую армию содержались и обеспечивались обмундировани­ем и многими другими видами довольствия, обозом и снаряжением за счет республиканского бюджета и добровольных взносов населе­ния1.

Республика внесла достойный вклад и в подготовку офицерских кадров и резервов для армии и флота2. В военные учебные заведения за 1941—1945 гг. было послано более 42 тыс. молодых казахстанцев, а существовавшие на территории республики 27 военных учебных заве­дений выпустили, по неполным данным, 16 тыс. офицеров.

На военные рельсы переводилась экономика республики: до ми­нимума были сокращены расходы мирного назначения, многие пред­приятия перешли на выпуск оборонной продукции, в пользу таких предприятий перераспределялись рабочая сила, сырье, станочное оборудование.

Много трудностей принесла вынужденная эвакуация из прифрон­товой полосы людей, производственного потенциала и культурных ценностей. В Казахстане в 1941—1942 гг. нашли кров, работу, свое место в строю тружеников тыла 532,5 тыс. жителей западных районов. Сюда же прибыло около 970 тыс. репатриированных поляков, нем­цев3. Большинство их были расселены в аулах и селах. В городах же жилищная проблема и до войны острая, обострилась еще больше: в 1940 г. на одного горожанина приходилось 5,1 кв. м жилой площади, в годы войны — 4,3, а в Караганде — всего 2,2 кв. м.4.

В 7—15 раз снизилось поступление в розничную торговлю продук­тов питания и товаров первой необходимости, а цены на рынке поднялись в 10—15 раз.5 В стране было введено карточное снабжение хлебом и важнейшими продуктами питания, расширялись сеть под­собных хозяйств, коллективное и индивидуальное огородничество. Совместными усилиями государства, трудовых коллективов, жите­лей республики удалось решить продовольственную проблему. Изо­билия не было, но минимум необходимого получали все.

Составной частью перестройки тыла стал прием и размещение эвакуированных предприятий. В Казахстан прибыли и были введены в строй 220 фабрик, заводов, мастерских, артелей и промкомбинатов (в ходе войны 20 из нихбыли реэвакуированы). Наибольшее количес­тво предприятий приходилось на долю пищевой (54 завода и фабри­ки), легкой и текстильной промышленности. Размещались они, как правило, на базе родственных предприятий. Многие эвакуированные предприятия начинали работу в наспех приспособленных помещени­ях и даже под навесами. Нередко на новые места прибывали едва десятая часть прежнего коллектива рабочих и инженерно-техничес­кого персонала. В таких условиях налаживалось производство не только старых видов продукции, но и ряда новых образцов вооруже­ния и боеприпасов.

В 1941—1943 гг., как и в годы коллективизации, в МТС и совхозах был введен институт политотделов, а в тракторных и полеводческих бригадах —политруки. Нередко политрукам передавались функции административные, вплоть до привлечения к ответственности лиц, «злостно не выполняющих норм, бездельников и дезорганизаторов». Администрирование и военизация труда в колхозах и совхозах, массовое применение труда женщин и подростков, уменьшение тех­нической вооруженности аула и деревни, резкое снижение, а во многих колхозах по существу прекращение оплаты трудодней, на­сильственная контракция скота колхозников, введение военных на­логов — все это тяжело отразилось на положении тружеников аула и деревни. В 1943 г. в северных областях республики, а в 1944 г. — в Актюбинской области работали правительственные комиссии по оказанию помощи голодающему населению.

Были расширены права и ответственность наркоматов и их руко­водителей за положение дел в отраслях. Сокращалось число заседа­ний, повысилась оперативность, деловитость. Вместе с тем практика культа личности, деформации внутрипартийной жизни способство­вали сползанию на путь чрезмерного администрирования. Сказалась порочная практика тех лет по созданию неконституционных, чрезвы­чайных органов. Так, например, в районах Семипалатинской и Акмо­линской областей создавались тройки и чрезвычайные комиссии для руководства севом, по борьбе с пожарами, размещению эвакуирован­ного населения и т. д. Партийные комитеты Акмолинской, Восточ­но-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской областей в пер­вый период войны применяли методы запугивания коммунистов, грубого администрирования.

Произошли перемены в содержании деятельности Советов всех уровней. Прежде всего были внесены изменения в организационную структуру органов управления. При СНК КазССР и областях былиорганизованы бюро по распределению рабочей силы, отделы по хозяйственному устройствуэвакуированного населения (в некоторых областях они именовались Чрезвычайными комиссиями), государ­ственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужа­щих, по военным заказам и монтажу эвакуированного оборудования. В1944 г. при исполкомах районных, городских и областных Советов депутатов трудящихся были созданы отделы по государственным Пособиям многодетным и одиноким матерям.

В условиях войны усилилась исполнительно-распорядительная функция Советов. Широко практиковалось принятие обязательных решений и распоряжений о мобилизации незанятого трудоспособно­го населения, введении автогужевой повинности. Население городов привлекалось к работам по очистке аэродромов, вывозу топлива из мест добычи. Деятельность Советов в условиях войны характеризова­ли единоначалие, централизация власти, высокая организован­ность, точность и оперативность.

Возросли административно-законодательные функции Советов и ослабились функции культурно-воспитательные. Усиление админис­тративно-оперативных функций Советов, порожденное условиями войны, порой перерастало в голое администрирование.

В годы войны возродилось женское движение. Создание в 1943 г. отделов по работе среди женщин при партийных комитетах на предприятиях, транспорте, колхозах и совхозах 4300 женсоветов спо­собствовало насыщению активности женщин Востока в защите соци­алистического Отечества, улучшению идейно-политического воспи­тания тружениц.

Фото http://thenews.kz/


© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013