Монгольское нашествие на территорию Казахстана
03.09.2019 39334
В начале XIII в. политическая обстановка в степях Центральной Азии и Казахстана характеризовалась усилением борьбы между правителями крупных кочевых союзов племен

В конце XII - начале XIII вв. политическая обстановка в степях Центральной Азии и Казахстана характеризовалась усилением борьбы между правителями сильных кочевых союзов племен за власть над другими племенами. В ходе этой борьбы представителю одного из монгольских племен Темучину (Чингиз-хану) удалось объединить племена Центральной Азии, и он стал самым могущественным завоевателем в центрально-азиатских степях. Известность Темучина возросла в войнах хана кереитов с найманами, монголоязычными племенами татар и меркитов, в которых будущий Чингиз-хан, выступая, как вассал Ван-хана, принял активное участие.

Весной 1206 г. у истоков реки Онон состоялся курултай кочевой знати – сторонников Темучина, на котором он торжественно, под развевающимся белым священным знаменем с девятью хвостами, был провозглашен великим ханом. Вместе с этим курултай утвердил за Темучином титул Чингиз-хана, вытеснивший его имя. Тогда он и не предполагал, каких вершин он достигнет в результате походов на Запад и Восток, в частности, преследуя бежавших найманов и меркитов, вторично разбитых им в 1208 г. на берегу Иртыша.

Разноязычные письменные источники свидетельствуют, что империя Чингиз-хана была в значительной степени создана на базе тюркских племен Центральной Азии, частью которой являлись и степи  Казахстана.

На формы монгольской государственности заметное влияние оказала тюркская традиция. Существом организации империи Чингиз-хана была военно-административная система, зародившаяся еще в Тюркском каганате и получившая развитие в улусах найманов и кереитов.

Вся территория и население делилось на три военно-административных округа: правое крыло – барунгар, левое крыло – джунгар и центр – гол. Каждый округ делился на тьмы (тумены), состоявшие из десяти тысяч человек; тысячи – из десяти сотен; сотни – из десяти десятков.

При Чингисхане и его преемниках был разработан новый свод зако­нов - Яса или Джасак - кодифицированный сборник обычного права,  соответствующий новым социально-полити­ческим отношениям в обществе. После Чингисхана «хранителем Ясы» был избран его сын Чагатай. В империи существовала также должность верховного судьи - джаргулугсан  и  судей - джаргучи.

Яса Чингисхана состояла из двух частей. Первая часть, Билик, представляла собой сборник высказываний Чингисхана, носивших морально-нормативный характер, а также основные нормы государ­ственного права. Вторая часть называлась собственно Джасак и содержала нормы уголовного права, а также религиозные запреты. Важное место в Джасаке занимали нормы, регулирующие основы военной организации и дисциплины, распределение военной добычи.

В целом, государство, созданное Чингисханом и его преемника­ми в первой половине XIII века за короткий срок превратилось в мировую империю, характеризовавшуюся сильной централизованной властью, неравноправными отношениями между цент­ром и окраинами и государственной идеологией, заключавшейся в трех основных постулатах: праве чингизидов на правление; необходимости объединения всех кочевников (людей живущих за войлочными стенами) и необходимости объединения под властью кочевников всех государств мира. Однако, внутренние противоречия среди правящей элиты и экономическая разобщен­ность отдельных частей империи привели к обособлению основных улусов, в т. ч. Улуса Джучи, в состав которого входил и Казахстан.  Впоследствии нормы «Ясы» были в определённой степени использованы при создании казахского кодекса законов «Жеты-Жаргы». Многие нормы социальной организации и формы государственности были использованы впоследствии в государствах, возникших на территории Казахстана в послемонгольную эпоху.

Меркиты и найманы, были разбиты уйгурским идикутом (правителем) в 1209 г., при попытке пройти его владения. Уцелевшие от разгромов племена найманов были уведены ханом Кучлуком в Семиречье во владения карахытаев, а меркиты бежали  к кыпчакам в степи центрального Казахстана.

В течение некоторого времени местные княжества Семиречья и Восточного Туркестана признавали верховную власть карахытаев, но на рубеже XII – XIII вв. стали фактически независимыми. Поэтому гурхан (правитель) карахытаев надеялся использовать найманских воинов для подавления непокорных вассалов. Кучлук-хан, добившись расположения гурхана, в 1210 г. захватил власть в государстве, низложив гурхана, но оставив ему жизнь и внешние атрибуты власти. Кучлук намеревался подчинить себе карлуков, канглы и уйгуров и начал опустошительные набеги против них.

В этой ситуации Арслан-хан правитель карлуков, Алмалыка и уйгурский идикут Барчук арт-тегин были вынуждены обратиться за помощью к врагам найманов, монголам Чингиз-хана. О подчинении этих владетелей Чингиз-хану в 1211 г. сообщают письменные источники. Следствием этих событий стало первое появление монгольских отрядов в Семиречье.

В 1216 г. монголы возобновили движение на Запад. Чингиз-хан приказал своему старшему сыну Джучи добить бежавших к кыпчакам меркитов, а одному из любимых полководцев Джэбэ-нойону покарать Кучлук-хана. В 1218 г. Кучлук-хан был разбит, и монголы вступили в пределы его семиреченских владений.

Бежавший Кучлук был настигнут монголами в Бадахшане и обезглавлен. Ранее Джучи-хан сразился в Торгайских степях Казахстана с меркитами и рассеял их. Но утром следующего дня он был атакован 60-тысячным войском шаха Хорезма Мухаммада, который из Дженда, с нижнего течения Сырдарьи, шел походом на кочевых кыпчаков. Это случайное столкновение, произвело сильное впечатление на Хорезм шаха. А дальше монгольско-хорезмийские отношения все более обострялись и привели к войне. Формальным поводом явилась так называемая «Отрарская катастрофа».

Весть о победах, одержанных Чингиз-ханом, породила массу толков в Средней Азии. Хорезм шах отправил в Монголию одно за другим два посольства. Чингиз-хан со своей стороны также направил посольство. Весной 1218 г. Хорезм шах Мухаммад принял это посольство.

Вслед за тем Чингиз-хан отправил в Среднюю Азию торговый караван. Всего в караване, состоявшем из 500 верблюдов, было 450 человек. Многолюдный караван прибыл летом 1218 г. в Отрар. Правитель Отрара Гаийр-хан Иналчик заподозрил купцов в шпионаже, приказал убить их и разграбил караван. Чингиз-хан потребовал выдачи Гаийр-хана, но Хорезм шах не только не исполнил этого требования, но и велел убить послов. Это стало поводом к войне Чингиз-хана против Хорезма.

Точная численность войск, которые собрал Чингиз-хан для войны с Хорезм шахом, неизвестна, вероятная цифра – 150 тысяч воинов вместе с союзниками – семиреченскими карлуками и восточнотуркестанскими уйгурами.

Поход начался в сентябре 1219 г. с берегов Иртыша. При походе к Отрару Чингиз-хан оставил для его осады войска под началом сыновей Чагатая и Угэдэя. Джучи-хана отправил к низовьям Сырдарьи – на города Дженд и Янгикент, третий отряд пошел покорять города в верховьях Сырдарьи, а сам Чингиз-хан с основными силами пошел на Бухару. 

 Правитель Отрара Гаийр-хан защищался отчаянно, до последней возможности. Осада Отрара продолжалась почти пять месяцев. На исходе пятого месяца героической обороны, хорезмийский военачальник Караджа-хаджиб с десятитысячным отрядом сдался монголам, впустив их в город. Однако Отрар не был сокрушен. Гаийр-хан с отрядом воинов, укрепился в цитадели, для взятия которой монголам понадобился еще месяц. Когда все защитники крепости полегли, она была взята в феврале 1220 г., Гаийр-хан был схвачен и доставлен к Чингиз-хану, который подверг его жестокой казни.

Старший сын Чингиз-хана Джучи подошел к Сыгнаку, центру государственного объединения присырдарьинских кыпчаков. Монголы семь дней и ночей осаждали город, наконец, взяли его приступом и перебили все население. Затем монгольский отряд подошел к Ашнасу. Несмотря на упорное сопротивление, город пал в неравной борьбе, и множество его жителей было перебито.

Все эти события имели место зимой 1219-1220 гг. и весной 1220 г. Джучи-хан оставался в Приаралье, в Дженде весь 1220 г. А в 1221 г., взял после ожесточенного сопротивления город Ургенч у Амударьи. Дальше во главе многочисленного отряда отправился в поход в степи Казахстана к северо-востоку от Аральского моря, где встретил сопротивление кыпчаков. В кровопролитном сражении монголы наголову разгромили кыпчаков.

30-тысячный корпус под командованием полководцев Джэбэ-нойона и Субэдэй-нойона, выступив из Северного Ирана, в 1220 г. вторгся на Кавказ и, разбив аланов, кыпчаков (половцев в русских летописях) и русских на реке Калке, разорив южные окраины русских земель, через степи современного Казахстана вернулся в 1224 г. в орду Чингиз-хана на Иртыш. Таким образом, в результате нашествия монголов 1219-1224 гг. Казахстан и Средняя Азия вошли в состав империи Чингиз-хана.

Все взрослое население Монголии было разделено на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч. Дисциплина была строжайшая. По законам Чингисхана карались смертью: убийство, блуд, многоженство, супружеская неверность жен, кража, грабеж, скупка краденного, сокрытие беглого раба и оставление без разрешения порученного поста.

Военное искусство монголов стояло очень высоко. Особенного совершенства достигло - искусство штурма крепостей. Так, сын Чингисхана Толе при осаде Нишабура имел в своем распоряжении 3000 баллист, 300 катапульт, 700 машин для метания горшков с зажженной нефтью, 4000 штурмовых лестниц и 2500 вьюков камня для бросания из баллист.

Огнем и мечом создав гигантскую империю, Чингиз-хан выделил каждому из своих сыновей удел. Обширные территории Казахстана были поделены между тремя его старшими сыновьями. Большая (степная) часть к западу от Иртыша, охватывая северную часть Семиречья и весь Центральный, Северный и Западный Казахстана до нижнего Поволжья включительно входила в состав улуса Джучи. Южный и Юго-Восточный Казахстан, т. е. большая часть Семиречья, в улус Чагатая, а северо-восточная часть в улус Угэдэя.

Монгольское завоевание Казахстана внесло значительные изменения в расстановку этнических групп на территории Казахстана. Оно способствовало значительной передвижке племен и их вовлечению в общий поток кочевников в западном направлении. В. В. Бартольд говорил, что монгольское завоевание способствовало росту политического влияния тюркоязычных племен и установлению их господства на огромном пространстве степной зоны Евразии.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)