Завоевательные походы Чингиз-хана (1206-1227)
28.11.2017 11360

После объединения Восточной части Великой степи в 1206 году Чингиз-хан практически сразу перешел к внешним завоеваниям. В следующем году Чингиз-хан послал своего сына покорить лесные народы Восточной и Южной Сибири. В 1207-1208 годах Джучи относительно мирно подчинил себе лесные племена Восточной и Южной Сибири. Население присоединенных земель обязано было выплачивать дань и поставлять воинов.

Чуть позже войска Чингиз-хана выступили против соседнего тангутского государства Си-Ся (Западное Ся). Армия Чингиз-хана захватила несколько укрепленных городов, и она впервые получила военный опыт борьбы с сильным противником, имевшим серьезную экономическую базу, а также укрепленные города.

В 1209 году власть Чингиз-хана добровольно признали уйгуры, а в 1211 году – карлуки. В 1211-1215 годах Чингиз-хан провел успешную войну против чжурчженской (манчжурской) империи Цзин.

В 1218 году армия Чингиз-хана начала нашествие на Кучлука, сына найманского хана, который был побежден Чингиз-ханом, и основал в Семиречье собственное государство. В государстве Кучлука доминировали христиане и буддисты. При этом образ Кучлука был зафиксирован как образ царя Давида, восточного христианина, который намеревался выступить в поход на покорение Ближнего Востока в помощь крестоносцам. Чингиз-хан, получив поддержку от карлуков и уйгуров и местных мусульман, начал поход против Кучлука. Кучлук бежал и был схвачен в Бадахшане, где его обезглавили. Меркиты, которые жили на территории Кучлука, бежали в кыпчакские степи после поражения от армии Чингиз-хана. Чингиз-хан потребовал у хана кыпчаков выдать беглецов. В то время ханом восточных Кыпчаков был Иналчук Каир-хан, двоюродный дядя Мухаммеда Хорезмшаха, правителя Хорезма. Он отказал Чингиз-хану в его требовании. Чингиз-хан выслал своего сына Джучи против кыпчаков и меркитов. Иналчук Каир-хан запросил помощи у своего двоюродного племянника Мухаммеда Хорезмшаха (его мать Теркен-хатун была кузиной Иналчук Каир-хана). Войска хорезмшаха выдвинулись в Великую степь и в районе реки Иргиз они встретились с войсками Джучи. После одного дня боя войска Джучи, не получавшие приказа воевать с Хорезмшахом, отступили. Сражение закончилось безрезультатно для обеих сторон. При этом боеспособность армии Джучи произвела сильное впечатление на Мухаммеда Хорезмшаха.  Это столкновение, произошедшее на территории кыпчаков, было сочтено недоразумением и не переросло в большой конфликт.

Стоит также отметить, что, несмотря на свой ханский статус, Иналчук Каир-хан был еще вельможей в государстве Хорезмшахов. Ему принадлежал город Отрар. Чингиз-хан не планировал сразу начинать войну на Западе своих владений, при этом вел там разведку посредством купцов. Караван с 450 купцами Чингиз-хана был послан им во владения Мухаммеда Хорезмшаха. Купцы Чингиз-хана, выполнявшие функции разведки, в Отраре были схвачены Иналчук Каир-ханом и казнены как разведчики Чингиз-хана летом 1218 года. Товары же купцов были присвоены Иналчук Каир-ханом. Чингиз-хан был в ярости, когда узнал об этом. Его послы приехали к Мухаммеду Хорезмшаху за объяснениями, и были казнены хорезмским владыкой. После этого Чингиз-хан начал воинскую мобилизацию, попутно призвав к оружию всех своих вассалов. Тангуты отказались выставлять свою армию. Чингиз-хан вынужден был промолчать, но затаил на них обиду. Он выступил на Хорезм без тангутской армии. Общая численность армии Чингиз-хана была примерно равна 110-150 тысячам воинов. В поход были мобилизованы почти все мужчины боеспособного возраста. Такой поход потребовал чрезвычайной концентрации и экстраординарной мобилизации.  Здесь стоит отметить, что сам Чингиз-хан и его подданные не были уверены в успехе кампании, поэтому перед походом Чингиз-хан фактически огласил свою волю по поводу преемника. Им стали не старшие сыновья Джучи и Чагатай, а третий сын Угедей. По мнению Чингиз-хана, Джучи был слишком миролюбив, а Чагатай - слишком жесток. В то время как Угедей, по мнению Чингиз-хана, был больше готов к ремеслу правителя.

Летом 1219 года армия Чингиз-хана выступила в поход против кыпчаков и Хорезмшаха. Мухаммед Хорезмшах имел примерно такое же количество войск, что и Чингиз-хан. Во время совещания по поводу отражения монгольского вторжения мнения разделились. Джалал ад-Дин, сын Мухаммеда Хорезмшаха, который имел огромные полководческие способности, высказался за мобилизацию всей армии и за битву в открытом поле, где шансы армий были примерно равны. Мухаммед Хорезмшах, видевший армию Джучи в бою, опасался прямого столкновения. Этот факт, согласно мнению Бартольда В.В., стал главной причиной, почему Хорезмшах не сразился с монголами в полевом сражении. При этом, из-за незнания возможностей армии Чингиз-хана в плане инженерно-осадных технологий, Мухаммедом Хорезмшахом было принято решение о разделении армии по разным городам. Традиционно считалось, что кочевники не могли брать города. Поэтому Мухаммед Хорезмшах экстраполировал неудачно данный опыт на армию Чингиз-хана. Он считал, что армия Чингиз-хана не сможет взять среднеазиатские города. Данное решение Мухаммеда Хорезмшаха оказалось ошибочным. Взятие городов армией Чингиз-хана оказалось делом времени. Мухаммед Хорезмшах укрепил гарнизон Отрара, в котором находился Иналчук Каир-хан, также он рассредоточил все свои военные силы в других крепостях и городах, имеющих стратегическое значение. Чингиз-хан оказался готов к подобной стратегии правителя Хорезма.

В сентябре 1219 года войска Чингиз-хана вышли с берегов Иртыша и через Семиречье направились во владения Хорезмшахов.

Для того, чтобы не терять мобильность и не попасть в голод из-за логистических проблем, Чингиз-хан разделил свою армию на несколько корпусов, выделив три корпуса под командование своим трем сыновьям (Джучи, Чагатай, Угедей). Один из этих корпусов под руководством Чагатая и Угедея сразу осадил Отрар, в котором засел Иналчук Каир-хан и его армия. Другой корпус под руководством Джучи двинулся по Сырдарье, имея основной целью захват Янгикента, Дженда и других городов в низовьях Сырдарьи. Третий корпус подступил к Ходженду и был выделен для покорения городов в верховьях Сырдарьи. Тем временем главная группировка войск во главе с самим Чингиз-ханом двинулась вглубь страны Мухаммеда Хорезмшаха для покорения Бухары.

Осада Отрара длилась 5 месяцев. Хорезмийский военачальник Караджа-хаджиб, подчинявшийся Иналчук Каир-хану, сдался вместе со своим десятитысячным отрядом монголам, впустив их в город. Караджа-хаджиб рассчитывал на поощрение со стороны монголов, но был казнен за «измену природным государям» (за измену Иналчук Каир-хану). Когда монголы вошли в Отрар, Иналчук Каир-хан вместе со своими воинами укрепился в цитадели, где еще месяц сопротивлялся монголам. После того как все защитники крепости полегли, она была взята в феврале 1220 года. Иналчук Каир-хан был захвачен в плен, его доставили к Чингиз-хану, где он был казнен. Дети и внуки Иналчук Каир-хана продолжали воевать с монголами вплоть до Западного похода 1235-1243 годов.

В это время отряд Джучи подошел к Сыгнаку. Джучи взял город за семь дней и ночей. Далее был взят город Ашнас. Весной 1220 года Джучи со своим корпусом оказался в Приаралье. Он взял в 1220-ом году город Дженд. Весь 1220-ый год Джучи воевал с кыпчаками.

В это время корпус Чингиз-хана совершил быстрый переход и в марте 1220 года оказался возле Бухары. Город, не ожидавший такого вторжения, быстро сдался. Мухаммед Хорезмшах в то время укреплял Самарканд и после падения Бухары оказался отрезан от своих владений в Иране. Деморализованный успешными действиями противника, Мухаммед бежал из Самарканда и в феврале 1221 года погиб на одном из островов Каспийского моря.   

В 1221 году к Джучи присоединились корпус Чагатая и Угедея. Объединенная армия под предводительством Джучи, Чагатая и Угедея осадила столицу державы Хорезмшаха Ургенч (Гургендж) и взяла его после пятимесячной осады. В плен к детям Чингиз-хана попала семья Мухаммеда Хорезмшаха: его мать Теркен-хатун (кузина Иналчук Каир-хана) и старшая дочь Хан-султан. До этого Хан-султан была замужем за последним караханидским правителем Отрара, но Мухаммед Хорезмшах по совету дочери казнил его. Джучи взял в жены Хан-султан. Впоследствии она родила ему трех сыновей.

Одной из причин поражения хорезмийцев было отсутствие единства между членами одного царствующего дома. Правитель Мухаммед Хорезмшах имел напряженные отношения с матерью Теркен-хатун, которая была дочерью кыпчакских ханов. Отношения между Джелал ад-Дином, сыном Мухаммед Хорезмшаха, и его бабушкой были еще хуже. Матерью Джелал ад-Дина была женщина из рода канглы, который соперничал с кыпчаками за влияние при дворе Хорезмшахов. Поэтому Теркен-хатун предпочла попасть в плен монголам, чем бежать под покровительство своего внука Джелал ад-Дина. В это время Джелал ад-Дин, собрав остатки хорезмийских войск, продолжал оказывать упорное сопротивление армии Чингиз-хана. Он смог разбить один из монгольских корпусов в битве при Перване. Поняв, что Джелал ад-Дин является главным врагом, монголы собрали все корпусы и пошли на него в поход. В конце 1221 года армия Чингиз-хана настигла армию Джелал ад-Дина на берегах реки Инд и нанесла ему сокрушительное поражение. При этом энергия, с которой сопротивлялся Джелал ад-Дин, вызвала у Чингиз-хана уважение. После битвы Чингиз-хан запретил преследовать остатки армии Джелал ад-Дина и поставил его в пример своим детям.

В ходе хорезмийской кампании Чингиз-хан приказал совершить разведовательный длительный рейд своим полководцам Джебе и Субедею (20-тысячный отряд). Данный корпус должен был автономно совершить поход через владения Хорезмшахов, аланов и кыпчаков и вернуться в улус Джучи. Изначально для этой задачи выделили три тумена войск (30 тысяч человек), но 10-тысячный отряд Тохучара не смог присоединиться к отряду Джебе и Субедея. Армию сопровождал Муйтен, сын кыпчакского хана Витута из рода Токсоба, который враждовал как с Хорезмшахами, так и с ханом донских кыпчаков Юрием Кончаковичем (отец и брат Муйтена погибли от рук кыпчаков и Хорезмшаха).

Пройдя с боями Северный Иран, корпус Джебе и Субедея вышел в Закавказье, где нанес поражение грузинским отрядам. Через Дербентский проход данный корпус проник на Северный Кавказ, где они встретились с объединенным войском аланов и кыпчаков. Кыпчаков возглавлял Юрий Кончакович, представитель западной ветви кыпчакских ханов. Субедей и Джебе происходили из рода урянхай, который был родственен династии Кыпчакских ханов (династия Уран, Кай). Предки кыпчакских ханов переселились из Монголии в самом начале XI века из восточной Монголии, а предки Субедея и Джебе остались на исторической родине. Исходя из этого, Джебе и Субедей решили внести раскол в союз кыпчаков и алан. Джебе и Субедей, апеллируя к кровному родству, предложили кыпчакам дары за то, что они оставят аланов и уйдут в степь. Кыпчаки соблазнились дарами и расторгли союз с аланами. Разбив алан, корпус Джебе и Субедея начал действия против кыпчаков. Кыпчаки, не ожидавшие такого от «родственников», стали терпеть поражение. Не надеясь на победу, кыпчаки обратились за помощью к русским князьям. Русские князья в поддержку кыпчаков выставили армию, в 3-4 раза превышавшую корпус Джебе и Субедея. Но при этом в армии кыпчаков и русских князей не было единоначалия. Это привело к тому, что 31 мая 1223 года корпус Джебе и Субедея разгромил объединенное русско-кыпчакское войско на реке Калке. В битве погибли многие русские князья. Одного из главных князей Джебе и Субедей отослали Джучи, который казнил его. После победы на Калке, Джебе и Субедей возвращались на территорию современного Казахстана. По пути домой часть отряда была разбита булгарами (оседлое население современного Татарстана), а часть были разбиты войсками хана Куттуза из народа Канглы, который приходился родственником Джелал ад-Дину.  

После окончания хорезмской кампании Чингиз-хан решил пойти в поход против тангутов, которые ранее отказались участвовать в кампании против Мухаммеда Хорезмшаха. В течение 1226-1227 годов армия Чингиз-хана сокрушила армию тангутов и окружила тангутскую столицу Чжунсин. В конце августа – начале сентября 1227 года Чингиз-хан тяжело заболел и вскоре умер. Перед смертью Чингиз-хан завещал разрушить тангутское государство. На время междуцарствия, вызванного подготовкой к формальным выборам нового хана, регентом был назначен четвертый сын Чингиз-хана Толуй. В 1229 году, в Монголии на съезде аристократии ханом был возведен Угедей. Толуй передал ему всю полноту власти.

 

Жаксылык САБИТОВ