Памятники Казахстана в эпоху бронзы
23.08.2013 10486
Длительное время в казахстанских степях выделяли одну культуру — андроновскую. В настоящее время вместо одной культуры выделяют несколько, объединяя их в андроновскую культурно-историческую общность.

Памятники Казахстана в эпоху бронзы

Андроновская культура, вопросы происхождения и периодизации Хозяйственные изменения, наметившиеся еще в неолитическую эпоху, привели во П тыс. до н.э. к сложению скотоводческо-земледельческой экономики и высокоразвитой металлургии. Переход к экономике производящего типа коренным образом изменил всю обстановку на территории Казахстана.

Прогресс общества эпохи бронзы обусловлен двумя факторами. Одним из них, определяющим новую эпоху, было производственное освоение палеометаллов.

В середине П тыс. до н.э. племена Казахстана овладели производством бронзовых изделий. Бронза становится основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия. Богатства недр Казахстана полиметаллами и, в первую очередь, оловянисто-медными рудами явились одной из причин возникновения на этой территории мощного очага металлургии.

К перестройке экономики вели, прежде всего, природно-климатические изменения. Так, в эпоху поздней бронзы на смену длительной прохладно-влажной фазе приходит более чем тысячелетний период постепенного изменения климата в сторону потепления и большей сухости. Засушливому периоду сопутствуют уменьшение стока рек, медленное усыхание надпойменных террас, понижение уровня озер и, в конечном счете, уменьшение общей увлажненности материков Северного полушария1. В эпоху бронзы обширные степные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии были населены родственными по происхождению и общности исторических судеб племенами, оставившими яркую самобытную культуру. В науке она получила условное название «андроновской» по месту находки первого памятника у с. Андропово близ Ачинска в Западной Сибири.

Длительное время в казахстанских степях выделяли одну культуру — андроновскую. В настоящее время вместо одной культуры выделяют несколько, объединяя их в андроновскую культурно-историческую общность.

Один из основных центров андроновской культурно-исторической общности находился на территории Казахстана. Археологические данные свидетельствуют о том, что андроновское население в подавляющем большинстве вело оседлый образ жизни. Поселки располагались по берегам рек с широкими пойменными лугами. Для населения этих поселков был характерен комплексный характер скотоводческо-земледельческого хозяйства с заметным преобладанием пастушеского скотоводства.

Главными признаками культуры, отличающими андроновское население от других племен, являются погребальный обряд, своеобразный набор глиняной посуды с геометрическим орнаментом, формы металлических изделий.

Происхождение андроновской культуры - проблема дискуссионная.

В исторической науке существует ряд гипотез.

Большинство исследователей считает; что андроновская культура образовалась на основе естественного развития родственных по культуре и, очевидно, по происхождению племен северной полосы казахстанских степей и прилегающих районов Зауралья и Западной Сибири эпохи неолита и энеолита. Уже в то время были известны скотоводство, примитивное земледелие и зачатки горного дела.

Дальнейшее развитие придомного пастушеского скотоводства и мотыжного пойменного земледелия привело к большей оседлости, появлению домашних промыслов, развитию металлургии. Примерно одинаковый уровень прогресса этих основных производств материальных благ в обширной зоне привел к сложению характерных особенностей андроновской культуры, к близким формам социального уклада общества.

Одним из сложных вопросов в истории андроновской общности является определение этнической принадлежности населения. Существует несколько мнений. По одному из них, андроновцы принадлежали финно-угорской этнической группе.

В исторической и филологической науке утвердилась гипотеза об индоиранской или арийской принадлежности андроновских племен.

В последние годы у языковедов-тюркологов, этнографов, историков появился ряд исследований, где выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских племен.

В исторической и филологической науке утвердилась гипотеза об индоиранской или арийской принадлежности андроновских племен.

В пользу индоиранского происхождения андроновцев свидетельствует большое количество названий, связанных с колесным транспортом. Арийскими являются имена правителей, термины, связанные с коневодческой практикой, имена богов, запечатленные в документах народов Передней Азии 2 тыс. до н.э. имевших письменность, имена божеств в «Авесте», священной книге зороастрийцев. В «Авесте» встречаются такие имена богов, как Митра и Варуна, культ которых получил широкое распространение. Ряд топонимов на территории Центральной Азии тоже арийского происхождения.

Принципиальные коррективы в научные представления о древностях евразийских степей в период формирования андроновских племен внесли открытие и изучение укрепленных поселений городского типа Синташта и Аркаим, относящихся к раннему периоду бронзового века (18 - 16 вв. до н.э).

Формирование и сложение андроновской культурно-исторической общности происходило в течение нескольких столетий, начиная с рубежа 3-2 тысячелетия до н.э. на территории Северного Казахстана и Западной Сибири. Андроновская культура как единая общность оформились на территории Казахстана к 16-15 вв. до н.э.

Для орнаментации керамики использованы приемы прочерчивания, наколы, гребенчатый штамп. Орнаментальная система керамики поселений Устюрта характеризуется большим разнообразием элементов, мотивов и композиций. Основными, наиболее распространенными сюжетами орнамента являются различные сочетания прямых горизонтальных линий, рядов наклонных отрезков, зигзага, елочки, ромбов. К менее распространенным сюжетам относятся: заштрихованные треугольники, заштрихованные ромбы, меандр.

Население Устюрта и сопредельных с ним территорий, было вовлечено в этнокультурный процесс, происходивший в рассматриваемое историческое время на Урале, в Сибири, в степных просторах Казахстана, Среднеазиатского Междуречья и Иранского Нагорья.

В свете последних открытий на Устюрте становиться возможным культурно-хронологическая  атрибуция материалов ряда памятников Волго-Уральского региона, имеющих в своем наборе материалы, близкие к токсанбайским.

Значение устюртского очага культур эпохи бронзы в воссоздании картины исторического прошлого, в определении направлений древних миграционных процессов, трудно переоценить.

Удаленность Устюрта от центров культуры эпохи бронзы предопределили своеобразие токсанбайского культурного феномена. Выявление механизмов адаптации древних популяций к природно-климатическим особенностям Устюрта, их уровня хозяйственно-культурного развития, определение степени контактов с этнокультурными массивами Евразии, а также разработка вопросов мировоззрения, является важной задачей казахстанской археологии.

  Хозяйство, культура, общество

  Развитие скотоводства и земледелия.Костный  материал,собранный на поселениях раннего этапа эпохи бронзы, позволяет говорить, что основным занятием человека на территории Казахстана в это время было придомное пастушеское скотоводство. В стаде преобладал крупный рогатый скот.

Придомное пастушеское скотоводство постепенно перерастало в яйлажное. При яйлажном скотоводстве пастухи со скотом делали небольшие перекочевки с одного пастбища на другое. В составе стада увеличивалась доля мелкого рогатого скота (овцы, козы) и лошадей.

В период развитой бронзы коня использовали в качестве тягловой силы и для верховой езды. Использование коня как средства передвижения увеличило возможности освоения степных и высокогорных пастбищ.

Древнее скотоводство было экстенсивным. Освоение и расширение площади пастбищ, выведение и выращивание таких видов животных как лошадь, овца, выносливых и способных к тебеневке (добыванию зимой корма из-под снега и переходам на большие расстояния), привело к увеличению стада. На позднем этапе эпохи бронзы в степных районах Казахстана скотоводство становится основной отраслью хозяйства и принимает формы, близкие к кочевому скотоводству.

Одновременно со скотоводством, начиная с эпохи неолита на территории Казахстана стало развиваться земледелие. В хозяйстве племен эпохи бронзы скотоводство и земледелие дополняли друг друга и были взаимосвязаны.

На поселениях ранней бронзы найдены мотыги из камня и рога оленя. Из камня же делались и орудия для растирания зерна - зернотерки, терки, песты, ступы. На уборке урожая первоначально, видимо, использовались бронзовые ножи, а в эпоху поздней бронзы - бронзовые и медные серпы разных типов. Бронзовая коса найдена на поселении Чаглинка.

С появлением более совершенных орудий был связан и некоторый рост посевов. Культивировались, в основном, пшеница, рожь и просо.

Горное дело, металлургия. Наряду со скотоводством и земледелием важнейшую роль играли добыча различных руд, обработка камня и кости. На территории Казахстана с давних времен были известны богатые месторождения меди, олова и золота. Многочисленные древние разработки меди (Жезказган, Зыряновск, Карчига, Джалтыр, Ащилы, Кушикбай), олова (горы Атасу, Калбинский и Нарымский хребты) и золота (Степняк, Казанчункур, Баладжал, Акджал, Дайбай, Майкопчегай, Акабек) свидетельствуют о том, что эта территория являлась одним из центров древней металлургии. Геологические изыскания показывают, что добыча и плавка медных окисленных руд в древности достигла больших объемов.

Разрабатывали только окисленную руду (малахит, азурит, касситерит) с богатым содержание меди и олова. Форма и метод выработки зависели от условий залегания рудного тела. Выработки направлялись только по рудоносным жилам, оставляя нетронутой пустую породу. В плотных рудах, не поддающихся кайлованию, использовался способ огневой проходки.

На поверхности земли, в стороне от места выработки, обычно руду дробили каменными молотками, затем промывали. Вода была необходима для «мокрого» обогащения - первичного отделения руды от породы. Мелкодробленую руду сгребали деревянными лопатами или лопаткой крупного животного и в кожаных мешках уносили на поселение, на место плавки. Для плавки устраивались плавильные печи типа горна, следы которых найдены в Милыкудуке, Атасу.

Медную и оловянную руду плавили отдельно, а позднее, уже при отливке того или иного предмета, добавляли необходимое количество олова в медь.

Масштабы рудных разработок в эпоху бронзы на территории Казахстана позволяли не только удовлетворять собственные потребности в сырье, но и использовать часть металла в виде заготовок и изделий для обмена.

Казахстанская горно-металлургическая область (ГМО) была выделена археологом Е.Н.Черных в системе древних горно-металлургических областей высчитал, что до начала промышленной разработки в сер. XIX в. на месторождениях Казахстана было добыто не менее 450 тыс. т меди. Если предположить, что в плавку шла руда со средним содержанием меди, примерно 5 %, то общий объем добытой руды (с учетом потерь при плавке), составит около 10 млн.т. Отдавая должное полиметаллическим месторождениям Рудного Алтая, медно-колчеданным месторождениям Мугоджар и довольно крупным месторождениям Семиречья, надо признать, что на долю месторождений Центрального и Северного Казахстана, приходится не менее 80 % от общего объема добытой руды, то есть более 8 млн.т. Эта цифра в общем-то согласуется с приведенными выше данными по отдельным рудникам Казахстанской ГМО.

Такой большой объем металла намного превышал потребность в нем местного населения. Горно-металлургическое производство древних племен Центрального и Северного Казахстана явно было ориентировано на экспорт. В качестве возможных направлений экспорта казахстанского металла можно рассматривать Западную Сибирь, Среднюю Азию, Восточную Европу, Семиречье и территорию современного Синцзянь-Уйгурского Автономного района Китая. Эти регионы либо были лишены собственных запасов сырья, либо имели его в недостаточном количестве.

Домашние промыслы. Скотоводство давало не только продукты питания, но и сырье для изготовления одежды и обуви.

О существовании ткачества в эпоху бронзы свидетельствуют находки грузиков от примитивного ткацкого станка, костяных, каменных и глиняных пряслиц от веретена. Шерстяные изделия изготавливали из шерсти тонкорунной овцы или козьего пуха при помощи тканья, вязания и плетения.

Племена эпохи бронзы употребляли также растительные нитки из дикой конопли, дикого льна и крапивы. Из них плели веревки для хозяйственных нужд, сети для рыбной ловли, ими шили одежду.

Судя по обнаруженным в погребениях остаткам обуви, она была кожаной, без каблуков, шилась сухожильными нитками и стягивалась шнурочками около щиколоток.

Мужчины и женщины носили шерстяные и кожаные шапочки с наушниками. Верхнюю одежду также изготовляли из шерстяных тканей. По всей вероятности, она была двубортная или имела разрез в верхней части и застегивалась на одну пуговицу с левой стороны.

Одежда женщин состояла из платья, шапочки и кожаной обуви. Платье, обычно из шерстяной ткани, спускалось несколько ниже колен. Рукава были длинными. Их обшлага обшивали рядами бронзовых бусинок. Юбка от пояса спереди также была украшена рядами белых пастовых бусинок. Ткани окрашивали в разные оттенки красного цвета: ярко-красный, фиолетово-красный.

По множеству предметов украшения, найденных в погребениях, можно утверждать, что женщины носили в ушах большие серьги и спиральные кольца, обложенные листовым золотом, на шее - гривну или низку из бронзовых бус и пронизок, на руках браслеты и перстни. Разрез одежды вокруг шеи обшивали стеклянным бисером, на грудь нашивали круглые бляхи. Широко были распространены лапчатые, круглые и ромбические привески, иногда орнаментированные, и поясные обоймочки. В качестве украшений и оберегов мужчины и женщины носили раковины, клыки хищных и домашних животных.

Значительное место у обитателей поселений занимало изготовление керамической посуды. Вся она предназначалась для использования в хозяйстве и быту. Гончарами эпохи бронзы были преимущественно женщины.

Сосуды изготовлялись ручной лепкой. Большинство сосудов (баночные с вертикальными или слегка выпуклыми стенками) сделано ленточной техникой. Существовал способ формовки горшков на болванке, роль таких болванок выполнял мешок из шерстяной ткани, в который насыпали мокрый песок. После лощения сосуд приобретал ровную, плотную поверхность, а после обжига - свойство хорошо хранить жидкость. Сосуды, как правило, орнаментированы. Узор наносился до обжига по сырой или чуть подсохшей глине, на глаз, без предварительной наметки. Обжиг производили, по всей вероятности, на открытом костре. Чтобы во время сушки обжига сосуды не трескались, глину обезжиривали, добавляя примеси толченого кварца, ракушки, песка, а иногда шамота.

О художественном вкусе и культуре древних племен эпохи бронзы можно судить по украшениям и предметам искусства. Встречаются, хотя и очень редко, вещи, выполненные в «зверином» стиле. Среди них костяные изображения голов животных.

Большой интерес представляет каменный пест, найденный на берегу р. Нуры, со скульптурным изображением мужской головы.

Племена эпохи бронзы умели изготавливать боевое оружие, которое постоянно совершенствовалось. Оружие составляли стрелы с бронзовыми наконечниками в форме листа и втулкой для насаживания на древко. В бою на близкой дистанции применяли копья с бронзовыми наконечниками, булавы, вислообушные топоры. Некоторые воины имели бронзовые кинжалы с черешком для насаживания на костяную или деревянную рукоять. На позднем этапе бронзы появляются и цельнобронзовые кинжалы с навершием в виде грибовидной шляпки и перекрестием.

Общество. Семейная община являлась семейно-производственным коллективом, а при коллективном труде существовала общая собственность. Со временем, особенно в эпоху поздней бронзы, отдельные усилившиеся семейные общины все более и более стремились к обособлению, что привело к возникновению семейной собственности.

К раннему и среднему периоду эпохи бронзы, к периоду усиления межплеменных столкновений, относится появление оборонительных укреплений в виде валов и рва, окружавших поселения. О межплеменных столкновениях свидетельствуют также находки на поселениях и в могильниках бронзовых и костяных наконечников стрел.

На позднем этапе эпохи бронзы в результате разложения рода и выделения из него хозяйств отдельных семей изменяются жилища. Они разделяются глухими перегородками на секции, предназначенные для самостоятельных семей.

О возникновении имущественного неравенства говорят и материалы могильников. Повсеместно в могильниках эпохи бронзы Казахстана наряду с бедными захоронениями рядовых членов общины встречаются богатые захоронения.

Поселение Кент, мавзолеи бегазы-дандыбаевской культуры, появление привозных изделий свидетельствуют о выделении элиты, которая начинает процесс политизации общества, выразившейся в процессах формирования протогосударственных объединений.

Религия, культы и искусство. Жизнь и благосостояние племен эпохи бронзы всецело зависели от природы, и человек одухотворял ее силы. Это были, прежде всего, солнце, огонь, животный и растительный мир. Символы солнечного божества можно видеть на украшениях - бляшках-нашивках с орнаментом в виде лучей, отходящих от центра во все стороны, в меандрах в глиняных сосудах.

У племен эпохи бронзы существовал культ огня, о чем говорит широко распространенный в эту эпоху обряд трупосожжения. Остатки сожженных костей встречены в захоронениях разных этапов эпохи бронзы. Огонь, по представлениям древних людей, очищал тело от скверны и охранял умершего от злых духов. У племен эпохи бронзы широко были распространены культ предков и вера в загробную жизнь.

В эпоху бронзы возникает ритуал жертвоприношения. Специальные жертвенные места располагались около поселений.

Жертвоприношения в эпоху бронзы приносились солнцу, огню, луне, звездам, а также духам-хранителям.

Развитие человеческого мышления привело к усложнению его представлений о себе и природе, к возникновению религиозного мировоззрения.

Особенно важную информацию о религиозных представлениях и культах племен эпохи бронзы, а также и об искусстве древних наскальных рисунков - петроглифы. Установлено, что скоплениях их представляют собой святилища разных уровней от родовых до племенных.

В петроглифах наиболее ярко отражены представления человека о мироустройстве. Многие сюжеты связаны с мифами, поэтому современному человеку понять их трудно. В наскальном искусстве эпохи бронзы сюжеты не из повседневной жизни и быта: нет изображений овец, поселков и жилищ; круг сюжетов ограничен. Но имеются многочисленные изображения людей с подвешенными хвостами, ряженых в звериные шкуры, солнцёголовые божества и различные дикие животные. Часто на скалах встречаются сюжеты с парой мужчин с воздетыми вверх руками или стоящих в позе противоборства. Наскальное искусство андроновцев было связано с языческими представлениями древнего человека об устройстве Мира.

Мифологический характер таких изображений определяется, прежде всего, преувеличенными изображениями деталей. На рисунках показаны огромные палицы с каменными шарами на конце, хотя в реальных сражениях основным оружием уже стал бронзовый топор, копьё и лук со стрелами, хорошо известные нам как по материалам раскопок, так и по петроглифам. В мифологических же сюжетах всегда подчеркивается архаический или нереальный характер вооружения главного героя. Обычно выделяется не только оружие, но и мужская сила персонажа. Герой часто показан с подвешенным хвостом - признаком принадлежности к высшей социальной группе колесничих воинов, волосы на голове персонажей заплетены в косицы.

Достаточно распространенным является сюжет, изображающий двух героев, которые сражаются с силами зла, встав «спина к спине», или совместно нападают на какое либо чудовище. Многие исследователи связывают такие сцЬны с распространенным в древности культом братьев близнецов.

Другим, особо важным сюжетом эпохи бронзы является колесница. Колесницы использовали не только герои, но, по представлениям древних людей, Боги также передвигались на колесницах, и, прежде всего само Солнце. Иногда колесницы изображались достаточно упрощенно, но встречаются рисунки, на которых тщательно прорисованы все мельчайшие детали: дышло, колеса, оси, вожжи.

Значительный интерес представляют сцены, отображающие ритуальные действия и обряды: жертвоприношение, танцы, ритуальные поединки, ряженые в звериные шкуры. Такие сюжеты обычно располагаются в центральной части святилища, непосредственно перед ровными площадками, на которых, видимо и совершались изображенные на скалах ритуальные действия. В святилищах Центральной Азии встречаются изображения ритуальных поединков. В Жетысу поединки на топорах присутствуют во всех крупных святилищах - в Тамгалы, в Кульджабасы и в Каракыре. В рисунках Каракыра показаны не только поединки, но и вполне вероятно, главный приз победителям. Так рядом с дерущимися парами изображен человек, держащий поводья двух лошадей. Такое сочетание сюжетов встречается неоднократно. Вероятно, прошедшие, подобное испытание и оставшиеся живыми зачислялись в привилегированную группу воинов - колесничих. Лошади, изображенные в сцене, в таком случае предназначались для боевой колесницы.

Косвенно подтверждается наличие такой формы обряда посвящения у андроновцев и материалами погребений. В наскальных рисунках постоянно встречаются признаки особой социальной группы - колесничих, но по материалам захоронений совершенно не прослеживается наличие значительной имущественной или социальной дифференциации общества, инвентарь погребений существенно не отличается. Это, вероятно, объясняется тем, что само деление людей на особые группы происходило не по происхождению, а по результатам ритуальных поединков.

В наскальных изображениях часто встречаются и другие опасные ритуальные действия с оружием. В Тамгалы и Кульджабасы известны изображения танцев с топорами. Во время подобных танцев совершались неожиданные выпады в сторону соседа, и если последний не успевал увернуться, то получал удар топором. Схожие обряды описывали древние авторы, но в более позднее время.

В Кульжабасы и других святилищах региона есть изображения и мирных танцев, людей без оружия, иногда ряженых. Такие танцы и обряды посвящались, прежде всего, культу плодородия. Люди, ряженые в звериные шкуры, маски и костюмы, в представлениях древних отождествлялись с подземными силами и духами. Танец ряженых изображал борьбу сил света с силами тьмы и зла - духами хищников, подземных сил.

Борьба сил гармонии и хаоса представлена в наскальных рисунках эпохи бронзы в виде борьбы человека и гиганта. Гигант, титан или демон, -это всегда стихийная хтоническая сила, которую герой должен либо победить, либо подчинить своей воле.

Многие сцены, отражающие наиболее важные события из мифологии или реальной истории, сопровождались многочисленными знаками. Наиболее часто встречается «очковидный» знак. Возможно, такие знаки происходят от упрощенного изображения повозки и колесницы. Смысл «очковидного» знака - это движение. Перемещение в пространстве или времени между мирами живых людей, небесным миром богов и подземным миром духов. Так в Тамгалы, вероятно, для того, чтобы показать древность такого мифологического события, выбит «очковидный» знак возле сцены, изображающей быка и солнцеголовое божество.

В петроглифах множество знаков, пока непонятных исследователям -это всевозможные решетки, планы жилищ, зигзаги. Ясен смысл знака, изображающего колесо, оно традиционно символизирует Мир, Вселенную, ход времени.

Значительный пласт древнейших рисунков святилищ составляют изображения животных: быков, лошадей, козлов, хищников. Часто встречаются сцены охоты на травоядных животных.

Исследователями давно было отмечено, что сюжеты петроглифов далеко не всегда напрямую связаны с хозяйственной деятельностью человека. Изображения домашних животных фактически не встречаются в наскальном искусстве Семиречья, (кроме лошадей, запряженных в повозки или колесницы). Нет сюжетов, которые отображали бы занятия людей мотыжным земледелием или скотоводством. Фактически все изображаемые на скалах животные - дикие. Отсутствие хозяйственных сцен в сюжетах петроглифов объясняется, прежде всего, сакральным характером самих святилищ. И в последующие эпохи в святилищах, так же как и в храмах не изображались бытовые сюжеты. Святилище, храм под открытым небом предназначался для священных обрядов, отправления религиозных культов, и все сюжеты, поэтому отображают религиозно-мифологические представления.

В святилищах встречается большое количество изображений змей и козлов, которые являлись, прежде всего, символами плодородия. Но смысловое значение изображений этих животных значительно разнообразнее. Оно во многом определяется тем, в какой композиции и в каком качестве встречается. Змея являлась символом не только плодородия, но и мудрости, вечной жизни, хранения тайны и, наконец, смерти. Змея одно из не многих существ, способных жить как в подземном мире духов и мертвых, так и на земле, в мире людей. Это способствовало тому, что в древности люди воспринимали змею, как силу, связывающую оба мира земной и подземный, мир живых и мир мёртвых. Способность змеи сменять кожу привела к возникновению мифов о вечной жизни и мудрости змеи. Наконец, укус змеи приносил смерть, то есть переносил человека из мира земного в мир Загробный, подземный. Своеобразным объединением образов козла и змеи являются изображения козла со змеевидными рогами. Подобные изображения наиболее распространены в более древних святилищах Центральной Азии, таких как Саймалы-Таш, но были обнаружены козлы со змеевидными рогами эпохи бронзы и в горах Кульджабасы и в Каракыре.

Наиболее редкими и особо значимыми являются изображения «Солнцеголовых» божеств. Они встречаются только в наиболее крупных святилищах, и обязательно в центральной части. Больше всего их встречено в Тамгалы, в горах Ешкиольмес, в горах Кульджабасы, в святилище Каракыр.

Изображения антропоморфных божеств свидетельствуют об изменениях в религиозных представлениях людей эпохи бронзы. Развитие хозяйства и собственности приводит к появлению социальных групп, к своеобразной иерархии, системы подчинения в человеческом обществе. Аналогичная иерархия неизбежно появляется и среди высших сил. К нижнему пласту высших сил следует отнести мифических героев, духов, гигантов, к среднему, вероятно, относятся священные животные, а к высшему - антропоморфные божества. Сцена, отображающая такие своеобразные «этажи» Мира в Тамгалы расположена в центральной части над большим жертвенником.

Среди изображений священных животных, прежде всего, следует выделить быка. Сакрализация образа быка связана, как с большим хозяйственным значением этого животного, так и в связи с сохранением тотемистических представлений, в которых бык выступал первопредком и покровителем рода. В Тамгалы и Кульджабасы обнаружено множество изображений быка, как бы разлинованного в клетку, возможно, что так изображались в наиболее архаический период части жертвенного животного.

Д  ругим священным животным в эпоху бронзы был козел. Это животное являлось символом плодородия. Духи плодородия изображались в козлиных шкурах. В горах Кульжабасы обнаружены сцены, на которых показано, как человек в маске козла с рогами, стреляет из лука в дикого козла. В Тамгалы известны изображения ряженых в козлиные шкуры.

Широко распространены в святилищах Семиречья сцены охоты лучников на диких козлов.

Особое место в петроглифах Жетысу занимает образ двугорбого верблюда. Это животное играло огромную роль в жизни степных племен, так как давало возможность перекочевывать на большие расстояния через степи и пустыни. В эпоху бронзы сложился культ верблюда. Наибольшее количество изображений верблюда в эпоху бронзы встречается в 'горах Каратау. В святилище Арпа-Узен высечены на скалах верблюды более 1,5-2 м. в окружение мелких изображений других животных. Рисунки двугорбых верблюдов бактрианов известны во всех крупных святилищах Семиречья.

Среди изображений эпохи бронзы встречаются сцены, которые вполне могли отображать реальные события, охоту, сражения между людьми, нападения хищников. Охота, нападение хищников или война, - это всегда проявление борьбы высших сил: хаоса и порядка, гармонии, добра и зла, света и тьмы.

Наскальные изображения позволяют выявить основные культы, игравшие главную роль в религиозно-мифологических представлениях людей эпохи бронзы. Важное место занимал культ борьбы хаоса и гармонии. Вне зависимости от форм проявления, этот культ отражал борьбу человека с окружавшей стихией, борьбу упорядоченного человеком мира и дикой необузданной природы.

В результате развития земледелия огромное значение приобретает культ Солнца. Не случайно в связи с этим изображение высших божеств, в виде человекоподобных антропоморфных фигур, показанных с головой в форме солнечного диска с лучами.

Многочисленные изображения воинов с различным оружием и колесничих, свидетельствуют о начале формирования воинского культа колесничих, выделившихся в период развитой бронзы в особую социальную группу. Воин, управляющий колесницей и ведущий бой в одиночку, как видно из петроглифов, должен был основную часть времени обучаться военному делу, поэтому колесничие частично или полностью освобождались от хозяйственной деятельности, становясь «фактически профессиональными воинами. Вероятно, кроме освобождения их от хозяйственной деятельности колесничие получали и другие привилегии - часть военной добычи, участие в военных советах. Выделение колесничих способствует формированию культа борьбы, где воин - герой выступает в роли силы гармонии, света и добра, а враги - в образе сил хаоса, тьмы и зла.

Культ жертвоприношения, прежде всего быка, вероятно, был призван обеспечить плодородие и поддержание мирового порядка. Идея жертвоприношения быка наиболее наглядно показана в святилище Тамгалы. На одной сцене видим человека, бьющего топором по голове неподвижно стоящего быка. За спиной человека изображен солярный символ, что свидетельствует в пользу культового значения происходящего действия. Рядом, на соседней скале, выбита стельная корова с теленком внутри, а далее показано вйсшее божество плодородия, стоящее на быке. Ниже и дальше от описанных сцен выбито множество изображений животных. Таким образом, принесение быка в жертву должно было обеспечить хорошее воспроизводство как диких, так и домашних животных.

Следует отметить, что плодородие воспринималось в древние периоды широко - это и воспроизводство стада, и урожай, и рождение детей и, главное, воспроизводство самого Мира - смена дня и ночи, времен года. Идея плодородия являлась основной связующей нитью всех элементов религиозно-мифологического мировоззрения людей той далекой эпохи.

Вероятно, функционирование святилищ на протяжении тысячелетий, объясняется именно тем, что основные культы, сформировавшиеся в эпоху бронзы, не утратили своего значения и в последующие эпохи вплоть до развитого средневековья.