Об обряде захоронения детей у андроновских племен
11.10.2013 4170
В связи со спорами вокруг индоевропейской проблемы, особый интерес вызывает вопрос происхождения своеобразного обряда захоронения детей у древних племен индоарии.

В связи со спорами вокруг индоевропейской проблемы, особый интерес  вызывает вопрос происхождения своеобразного обряда захоронения детей у древних племен индоарии. Известно, что арии населяли около 2 тыс. лет назад до н. э. обширную территорию от Балкан до Енисея и северного Китая. В последней трети 2 тыс. до н. э. из-за климатических изменений они пришли в движение. Некоторые из них переселились в Европу, составив основу этногенеза протославян. Часть пошла в Индию, другая – в Иран. Арийские племена относились к индоевропейской языковой и культурной общности, которая в начале 2 тыс. до н. э. обособилась в степной части Восточной Европы и Казахстана, где стала известна современной науке как носительница срубной и андроновской культур. Изучение и анализ  обряда захоронения детей позволяет по-новому интерпретировать погребальную обрядность андроновцев на территории Казахстана и Западной Сибири.

Переход к скотоводству повлёк за собой изменения в общественных отношениях людей и установлению так называемого «патриархата» («отцовского рода»), обусловленного увеличением социального статуса мужчины. Естественно всё это не могло не отразиться на погребальном обряде захоронения детей.

Религиозные представления и верования андроновцев были связаны, прежде всего, с солнецепоклонничеством. Это выражается наиболее ярко в погребальном обряде андроновцев. Кольцевые каменные оградки, трупосожжение и посыпка умершего охрой, наличие огня в обряде – всё это подтверждает отношение человека к солнцу и огню, как «производному» от солнца.

Погребальный обряд андроновцев представлял собой или обряд трупосожжения или трупоположения в могильных ямах с каменными или деревянными конструкциями, с погребальными курганными насыпями или с каменными оградками. На всех этапах для андроновских погребальных  комплексов характерно отсутствие одиночных курганов и присутствие погребальной  тризны в могильных ямах и в насыпи курганов. [ Плешаков А.А. Культура древнего и средневекового Казахстана. Петропавловск: 2004 – 207 с.С.110.]

Обряд захоронения является  выражением человеческой потребности к установлению взаимосвязи с загробным миром, осознанным как целостность живых и священных сущностей. Он расширяет сферу человеческого общения за пределы социума, становясь средством общения с окружающим миром.

С этого этапа развития начинает просматриваться следующая тенденция. Преобладающая часть детских захоронений – это захоронения мальчиков. Конечно, можно предположить, что захоронения мальчиков преобладают над захоронениями девочек, потому что физиология мальчиков гораздо слабее физиологии девочек, что и приводило к большей смертности среди мальчиков. Однако, существуют мнение, что это отголоски смены социального статуса мужчин у андроновцев. В доказательство этого можно привести  следующий факт. На могильнике Баганаты II, в захоронениях детей, которые как правило, не отличались от погребального обряда взрослых, были обнаружены кости барана, которые называются асык, по названию казахской игры в кости. По которой в асык могут играть только представители мужского пола [Девятитомный популярный справочник «Казахи». Алматы: издательский дом «Білім», 2003 – 119 с.С.109.]

Этот пример наталкивает нас на такую гипотезу. Обряд захоронения детей в андроновскую эпоху разделился на две неравные части. С одной стороны обычный обряд захоронения девочек, с другой – сложный, носящий социальный подтекст, обряд захоронения мальчиков. Кроме того, хотелось бы обратить внимание на связь между обрядом захоронения мальчиков и ритуальным жертвоприношением детей. Но сразу отметим, что человеческие жертвоприношения, а в особенности детские, никогда не обретали массовых форм в андроновской культуре и носили всегда исключительный характер. Здесь можно провести паралель с работой Фрезера «Золотая ветвь», в главе «Люди в роли искупителей чужих грехов в классической древности», в которой говорится, что объектом ритуала жертвоприношения во имя искупления чужих грехов идеально подходит либо женщина, либо ребёнок, а именно мальчик. В ритуальном обряде воплощаются не фактические, а символические связи. Что естественно отождествляется с разделением обряда захоронения детей по социальному статусу.

К тому же обряд захоронения детей имеет сложный сезонный характер.

Уже несколько раз в исследованиях была высказана гипотеза о сезонном характере погребений в некрополях бронзового века. Захоронения производились только в тёплый период года, о чём говорят и данные о жертвоприношениях животных. Наиболее вероятно, что тела детей, умерших зимой, не погребали сразу, а хоронили до наступления весны. У населения, обитавшего на территориях с резко континентальным  климатом, детская смертность должна сильно возрастать в зимний период. Как известно, даже сейчас, в холодные периоды года, когда у организма ослаблен иммунитет, повышается опасность как обычных простудных, так и инфекционных заболеваний. В бронзовом веке, где отсутствовали действенные лекарства, витамины и центральное отопление, как новорождённые, так и дети старшего возраста должны были зимой умирать намного чаще, чем летом. [Куприянова Е.В. К вопросу о причинах детских коллективных захоронений в некрополях бронзового века южного зауралья. // Материалы II региональной научно-практической конференции. Челябинск, 2004.]

Таким образом, можно допустить, что детские погребения являются весенними ритуальными обрядами-захоронениями детей, умерших в зимний период года. Также о сезонности человеческих жертвоприношений пишет Д.Д. Фрейзер в работе «Золотая ветвь» в главе «Существа, приносимые в жертву на благо общества». «Когда общее очищение от напастей совершается периодически, перерыв между обрядами, как правило, бывает равен году, а сезон, когда совершается этот обряд, совпадает с более или менее резкой сменой времени года…[ Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. Москва: Издательство политической литературы, 1980 – 831 с. С. 639]

Всё это говорит о сложных социальных мотивациях в обряде захоронения детей у андроновских племён.

Калиев Б.А.

(СКГУ  им. М.Козыбаева)

Литература:

1.  Плешаков А.А. Культуры древнего и средневекового Казахстана (учебно-методическое пособие по истории и археологии Казахстана). Петропавловск, 2004-207с.

2.  Зданович Г.Б. Бронзовый век урало-казахстанских степей. Свердловск, 1988-177с.

3.  Плешакова А.А, Баев А.В., Мартынюк О.И. Могильник эпохи бронзы Баганаты 3. Петропавловск, 2005– 82 с.

4.  Девятитомный популярный справочник «Казахи». Алматы: издательский дом «Білім», 2003 – 119 с.

5.  Куприянова Е.В. К вопросу о причинах детских коллективных захоронений в некроплях бронзового века южного зауралья. // Материалы II региональной научно-практической конференции. Челябинск, 2004.

6.  Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. Москва: Издательство политической литературы, 1980 – 831 с.