Хозяйство кыпчаков
28.10.2014 5350
Богатство кыпчаков измерялось не только территорией, но и стадами.

Богатство кыпчаков измерялось не только территорией, но и стадами.

В условиях кочевого быта ценнейшим животным считалась лошадь. Подвижность и выносливость этого животного служила на войне и в облавной охоте. Из молока кобылиц изготовляли целебный напиток – кумыс, конина пользовалась большой популярностью среди кочевников благодаря хорошим мясо-сальным качествам. Ее кыпчаки предпочитали говядине и баранине.

На кыпчакских скакунов был высокий спрос не только в сопредельных, но и в отдаленных странах. Так, лошади, вывозимые из Дешт-и Кыпчака в Индию, стоили не менее «ста динаров серебром» за рядового коня, и от 500 и выше – за хорошего скакуна [1]. В зависимости от принадлежности к одной из многочисленных племенных единиц, лошади отличались своей оригинальной мастью. Подчас по масти лошади определялись названия тех или иных племен (к примеру, племя «буланолошадников» (кулабаоглы) входило в состав западнокыпчакского объединения).

Уместно также привести в качестве примера факт дарения в 1223 году монгольским полководцем Джучи своему отцу Чингисхану 20 тысяч белых кыпчакских конеq, пригнанных из Дешт-и Кыпчака [2].

Кроме лошадей, кочевники того времени разводили овец, коров, быков и верблюдов. За счет овцеводства не только быстро восполнялись запасы мяса и жира, но и шилась теплая одежда из шерсти и овчины как для воинов, так и для населения.

Более бедные слои населения, у которых отсутствовал скот, выращивали зерновые и бобовые культуры, преимущественно просо. Исследователь XIIвека Петахья после пребывания в Дешт-и Кыпчаке писал: «хлеба не едят в этой земле, а только рис и просо» [3]. 

Одним из источников существования кыпчаков служили рыбалка, а также охота с использованием соколов, ястребов, беркутов и гончих собак. Наряду с индивидуальной охотой практиковалась и облавная, которая являлась своеобразной тренировкой военных навыков.

Пушнина соболей, лисиц, куниц и горностаев (которая по Махмуду Кашгари у тюрков называлась «иджук», а по арабским источникам, «курс») была ценнейшим товаром, который вывозился в другие страны.

Несмотря на постоянные войны, торговые пути между странами Восточной Европы, Кавказом, Волжской Булгарией, Византией, Средней Азией и Китаем имели особое значение для кыпчакских ханов. В древнерусских летописях зафиксирован эпизод, когда в самый разгар боевых действий купцы беспрепятственно перемещались по кыпчакским кочевьям. Другие источники также свидетельствуют о больших масштабах международной торговли и стабильном транзите через Дешт-и Кыпшак в XI-XII веках.

Кыпчаки, кочевавшие летом на берегах Волги, Урала, Тобола, Иртыша, зимовали на берегах Сырдарьи, Аральского и Каспийского морей. Эти стабильные маршруты способствовали порождению самых разнообразных внутренних связей среди кочевников Дешт-и Кыпчака, способствуя единству языка, традиций, политической идеологии, духовного мировоззрения, хозяйственных отношений. Как единодушно признают ученые всего мира, казахский народ стал одним из прямых потомков кыпчаков.


1.  Ибн Баттута. Тухфатан-нуззар фи гараиб ал-амсар. //СК ИЗО, т. 1, с. 287.
2.  Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Соч. I, с. 522.

3.  Марголин П.В. Три еврейских путешественника XI-XII вв. Ч. III, СПб, 1881. – С. 4.