Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Влияние рыночных отношений на семью и проблемы социолизации детей

29856

Ипполитова Т.В.

(СКГУ им.М.Козыбаева)

Семья как объект исследования привлекает к себе  внимание целого ряда дисциплин, каждая из которых находит  в рамках ее жизнедеятельности свой предмет изучения.

Социология определяет свой предмет в рамках исследования семьи как изучение процессов формирования, развития,  функционирования брака. При этом наличие брачных отношений  фиксируется через выполнение семьей своих основных функций, в том числе функций воспитания и социализации детей.  

В средствах массовой информации  и научных публикациях  советской эпохи активно обсуждался вопрос, какой из двух институтов общества: семья или школа должен нести основную ответственность за воспитание молодого поколения. Современная  социальная ситуация  не способствует развитию этой дискуссии.  В семье проблема воспитания отодвигается на второй план, уступая главенство более значимой проблеме, а именно экономического обеспечения семьи. Школа в силу тех же объективных обстоятельств ограничивает свою деятельность исполнением своей первостепенной функции: дать детям новое знание.  

Снижение внимания общества к проблемам социализации детей  привело к развитию неблагоприятных социальных последствий, среди которых основные: рост подростковой наркомании,  раннее материнство и внебрачные дети, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, воспитание детей не только одинокими матерями, но и одинокими отцами.

Семья как основополагающий институт общества, особенно чувствительна ко всякого рода общественным изменениям, поскольку эти результаты напрямую отражаются  на ее уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности.

Рассматривая семью как социальный институт социализации детей, на современном этапе можно выделить ряд особенностей в осуществлении ею  этой функции, которые в первую очередь связаны с новыми социально-экономическими условиями жизни современного общества. Известно, что родители школьников составляют возрастную группу  от 30 до 49 лет, которые к указанному возрасту, как правило, достигают  определенной стабильности  социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне. Изменение экономических отношений отбросили эти семьи за грань прожиточного уровня, разрушили их стереотип самовосприятия,  поселили в них неуверенность и низкую самооценку.

Материальные и психологические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению совершенно новых, ранее несвойственных проблем воспитательного характера.  Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Дети не обращаются к таким родителям за советом и помощью, считая их некомпетентными в новых жизненных обстоятельствах, неспособными к преуспеванию в современных конкурентных условиях.

Переход к рыночной экономике  привел к появлению в стране  реальной безработицы, которая наиболее болезненно отразилась на самой трудоспособной возрастной  группе населения. Это люди, имеющие  детей школьного возраста, подростков, которым более всего необходим высокий воспитательный авторитет родителей.   Естественно, что безработный родитель таким авторитетом для ребенка быть не может.  Американский исследователь периода  Великой депрессии Глен Эдлер пришел к выводу, что безработные родители из обнищавших семей теряют власть, социальный статус и эмоциональную значимость в системе социальных ролей.   Их дети становятся более зависимыми от авторитета посторонних для них людей [2, с.183]. В связи с острыми материальными проблемами  семьи кардинально изменились в последнее десятилетие  взгляды родителей на детский труд. Если раньше семья категорически отвергала  идею трудовой занятости детей с целью заработка денег на карманные расходы, то в настоящее время рыночные отношения и связанное сними  резкое снижение  материального  достатка  большинства семей, изменили эти принципиальные основы  воспитательного процесса. В таких условиях массовым явлением становится  одобряемая родителями трудовая занятость детей. Родители теперь не только допускают, но и приветствуют подключение детей к процессу зарабатывания денег.

Однако последствия  трудовой занятости детей не всегда можно оценивать только положительно. Зачастую родители, решая вопрос собственной занятости, часто исходят из возможности  использования полученной в доперестроечные времена профессиональной подготовки. Они стремятся сохранить привычное место работы, даже при условии невысокой оплаты. Срабатывает инерционный мотив поведения, боязнь перемен и риска в непрогнозируемой ситуации рыночных отношений.  В таких семьях заработок детей, выполняющих непрестижную, неквалифицированную, но неплохо оплачиваемую работу, может в денежном исчислении приблизиться, а порой и превышать заработки родителей. Отсюда возникает угроза падения авторитета родителей в глазах подростка в связи с их финансовой несостоятельностью. С другой стороны это приводит к смещению в системе жизненных ценностей подростка, к переоценке значимости денег как фактора успеха, снижается его интерес к получению образования.  

Такая тенденция сокращает воспитательные возможности семьи и приводит к снижению интеллектуального потенциала всего общества. 

Семья, озабоченная негативными проявлениями рыночной экономики, пытается сформулировать новые требования  к школе, выполнение которых должно, по мнению родителей,  помочь детям найти свое место в жизни. Пожелания родителей к школе сводятся в основном к тому, чтобы дополнить школьную программу обучения тремя компонентами: дать детям свободное владение иностранным языком; обучить навыкам работы с компьютером; познакомить детей с основами бизнеса. Однако если школа будет строить образовательные программы, реагируя лишь на эти запросы семей, то выпускники смогут найти работу  лишь в частных фирмах, занятых международным бизнесом. Но по данным американских социологов, лишь 4% населения имеют врожденную способность к бизнесу. Следовательно большинство выпускников испытает горечь разочарования, стрессы, депрессии. Им придется потратить годы на освоение новых профессий. Такое начало жизненного пути  способствует формированию у молодых людей неуверенности в себе, порождает сомнения  в своей способности успешно включиться в новые экономические отношения.  

Существенные изменения произошли в сфере общего школьного образования. Но при всех положительных последствиях расширения самостоятельности школ, получаемые через школьную специализацию знания часто никак не применимы в месте проживания семьи из-за особенностей экономического развития региона. Такая специализация может лишь способствовать  оттоку молодежи  из районов проживания в поисках работы по приобретенной профессии. Это в конечном итоге приведет к территориальному отчуждению молодых людей от своих генеалогических корней.

Между тем, в своих пожеланиях к школе ввести новые предметы, семьи в большинстве случаев не стремятся реализовать какие-либо честолюбивые планы по поводу детей. Родители просто проявляют естественную озабоченность  будущим трудоустройством своих детей. Но способ выражения этой озабоченности в форме весьма ограниченных пожеланий свидетельствует,  что семья испытывает недостаток информации, мешающий  помочь детям сделать осознанный выбор профессии.

Нельзя рассматривать изменение менталитета семьи в свете одних лишь  экономических реформ. Практика показывает, что новые экономические принципы взаимодействия в обществе привели к значительным переоценкам нравственных основ жизни.

Так, например, понятие «коллективизм» употреблялось исключительно в положительном смысле, а наличие этого качества у отдельных членов общества весьма приветствовалось. Отсутствие коллективистской ориентации личности рассматривалось как проявление индивидуализма. В настоящее время о коллективизме говорят с оттенком неодобрения, отождествляя его со стадностью, отсутствием чувства лидера.  И если раньше коллективизм олицетворял приоритет общественных интересов над личными, то сегодня происходит переориентация на первичное удовлетворение интересов личности. В это плане радикально меняются требования к семье как институту социализации детей: родителям необходимо осуществлять личностно ориентированное воспитание.

Далее, идеология социализма культивировала в каждом члене общества проявление скромности, сдержанности в самооценках, осуждала такие качества как самореклама, самохвальство, амбициозность. В настоящее время скромность рассматривается обществом как  инфантилизм, отождествляется с отсутствием личной инициативы, предприимчивости. Считается, что скромный человек неспособен к выживанию в современных условиях. Соответственно, приветствуется формирование родителями высокой самооценки детей, стремлений к достижениям.

Аналогичным образом деятельность, направленная на достижение личной экономической выгоды, рассматривалась в прошлом как корыстная и недостойная. Сегодня умение индивида извлекать экономическую пользу из определенных обстоятельств становится главным условием успешности его карьеры. Кардинальным образом изменилось также отношение общества и к другим основополагающим категориям нравственности. И поскольку основным хранителем и транслятором социальных  и нравственных  ценностей является семья, такое резкое изменение ценностных ориентаций общества непосредственным образом  отразилось на формировании семейной идеологии. Современная семья испытывает сильное давление со стороны новых общественных норм, которые диктуют совершенно иную, сильно отличающуюся от старой,  логику поведения.

Следует отметить, что семья как основополагающий институт любой общественной системы обладает высокой  приспособляемостью к новым жизненным условиям. В настоящее время наглядным свидетельством включения семьи в рыночные отношения может служить уровень занятости населения в негосударственной сфере. Образовалась определенная прослойка населения, в которой оба родителя работают в коммерческих структурах. Воспитательные функции такой семьи  более эффективны. Прежде всего, родители-бизнесмены имеют более высокий авторитет в глазах детей, поскольку являются  представителями  преуспевающей структурной группы населения. Они более адекватно оценивают  происходящие в обществе процессы и прививают детям  практико-ориентированные жизненные цели. Однако именно эта категория семей  с определенным материальным достатком и стабильными супружескими отношениями испытывает дополнительные трудности в воспитании своих детей.  Известно, что коммерческая деятельность  связана с нерегламентированным рабочим днем, поэтому родители-бизнесмены весьма ограничены временем в осуществлении социального контроля за детьми. Их информированность о том, чем занимаются дети в свободное от школьных занятий время, сравнительно невелика.  Столь же неопределенно представляет эта категория родителей круг общения своих детей, их друзей и подруг. Специфическую группу  составляют семьи , где есть неработающие женщины-матери.  Появилась достаточно  представительная прослойка семей предпринимателей, в которых жены, будучи в трудоспособном возрасте, предпочитают не работать, а заниматься домашним хозяйством. Их постоянное пребывание дома, безусловно,  повышает социальный контроль за детьми и одновременно способствует созданию благоприятного психологического климата в семье.  Однако здесь возможен и обратный эффект: жизнь вне социальных контактов ограничивает интересы женщины, их кругозор замыкается рамками семьи, что приводит к отчуждению супругов, к дестабилизации семьи. Такая мать, озабоченная  исключительно домашними делами, перестает быть интересной и для своих детей.  Авторитет ее снижается, дети не обращаются к ей за советом и помощью, считая ее неспособной дать компетентные рекомендации. Таким образом, возможности неработающей матери осуществлять более высокий социальный контроль за ребенком еще не являются гарантией качественного воспитания детей в семье. А психологическая комфортность жилища, которую с большим успехом обеспечивает неработающая жена и мать, далеко не всегда способствует укреплению семейных отношений.

Исследования показывают, что одним из действенных средств укрепления семьи и создания доверительных отношений между взрослыми и детьми как основы воспитания является наличие в ней навыков разностороннего общения. В процессе общения члены семьи реализуют множество семейных функций: это – эмоциональное единение, обмен информацией, передача жизненного опыта от старших младшим взаимная моральная поддержка.  Отсутствие навыков общения – это проблема всех  цивилизованных народов мира.

Современная семья на своем непродолжительном личном опыте  взаимодействия в условиях рынка успела оценить значимость навыков общения для успешной  профессиональной деятельности. Однако главная проблема заключается в том, что на пути усвоения семьей нравственных и иных принципов жизни, заимствованных у развитых стран, утрачиваются глубоко устоявшиеся собственные социальные нормы, отражающие специфику национального менталитета.

В настоящее время  часто употребляется термин «гуманизация» в приложении к разным сторонам жизни. Актуализация этого термина в начале XXI века в развитых странах мира свидетельствует о том, что меняется система ценностей человечества. Двадцатое столетие, отодвинув в системе ценностных ориентаций на задний план межличностные отношения, ознаменовалось интенсивным развитием науки и техники. Основу жизни цивилизованных людей составляли и составляют во многом сейчас, прежде всего, ценности материального ряда. Однако материальное благосостояние далеко не всегда  определяло психологическую комфортность личности, не давало ощущения счастья. К концу ХХ века наблюдается возврат к ценностям эмоционального характера: взаимопониманию, моральной поддержке, эмпатии, взаимопомощи. Все они составляют емкое понятие  «гуманизация межличностных отношений». В рамках семьи требование гуманизации особенно уместно, так как должно проявляться практически во всех сферах ее жизнедеятельности. Социологические исследования отмечают значительные перемены в личностном портрете подростков. Их отличает от прошлых поколений ярко выраженный рационализм: адекватная оценка своих усилий и денежного вознаграждения, а также стремление как можно раньше составить реальный проект своей будущей жизни. В последние годы прослеживается тенденция позитивных изменений в материальном положении семей. Наблюдается постепенное снижение  числа семей, причисляющих себя к низкодоходным слоям общества. Дети в сравнении с родителями презентируют свои семьи как  более обеспеченные: их оценки повсеместно выше родительских.

Итак, несмотря на сохраняющиеся финансовые трудности, за последние годы прослеживается отчетливая тенденция постепенного подъема материального благосостояния семей.

Таким образом, можно говорить о наметившихся положительных тенденциях в воспитательном процессе в рамках современной семьи, связанных с реформирование экономики.

Литература:

1.  Казахстан в 2009 г. Статистический ежегодник Казахстана /Под ред. А.А.Смаилова /Агентство РК по статистике – Астана. 2010. – 503 с.

Модернизация социальной структуры российского общества /Отв.ред. З.Т.Голенкова. – М.: Институт социологии РАН, 2008. – 287 с.                     
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?