«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

История ислама в Казахстане

6135
История ислама в Казахстане
Традиционно исповедуемой религией казахов является ислам, который закреплялся на территории Казахстана достаточно длительное время волнообразно.

Сегодня на всем постсоветском пространстве, включая Казахстан, происходят глубинные процессы по восстановлению духовности после падения господствовавшей в течение 80 лет коммунистической идеологии. Возврат к религиозным истокам является наиболее живым и волнующим отражением таких процессов.

Традиционно исповедуемой религией казахов является ислам, который закреплялся на территории Казахстана достаточно длительное время волнообразно. Так, в регион южного Казахстана ислам впервые пришел в 704 (714) году, когда наместником провинции Хорасан стал Кутейба Ибн Муслим аль-Бахили, который вел войны, расширяя территорию распространения относительно недавно (на тот период) возникшего ислама.В 1257-1266 годах правитель Золотой Ордой хан Берке стал первым мусульманином среди правителей Орды, обращать местное население в ислам ему помогали присланные египетским султаном Бейбарсом миссионеры. В начале 14-го века последователем пророка Мухаммада в Центральной Азии был хан Узбек, который распространял ислам как силовым методом, так и дипломатией, а в качестве миссионеров использовал не арабов, а суфиев из числа последователей ХоджиАхмеда Яссауи, в результатечего ислам был объявлен государственной религией Золотой орды. Так, ислам стал объединяющей идеологией для сплочения тюркских племен, впоследствии ставших казахами. Следует отметить, что ислам был консолидирующей основой и при непосредственном создании ханами Кереем и Жанибекомэтно-политического объединения под наименованием «казахи», а затем и поддержании этого сравнительно нового этноса. Об этом могут свидетельствовать, в частности, захоронения хана Аблая и степной аристократии в мавзолее Х.А.Яссауи, а также методология ведения оборонительной войны казахов с царско-российскими завоевателями под предводительством КенесарыКасымова, которая основывалась на исламской концепции защиты родной земли.

Сегодня стало очевидным, что современное распространение ислама в нашей стране происходитв геометрической прогрессии. Так, если летом 2006 г. в мечеть имени С.Гылманив г.Астанав будние дни на полуденную молитву приходило 100-120 человек, то летом 2012 г. – уже 350-400 верующих. И это только самое общее наблюдение.

Если старшее поколение с грузом старой идеологии в сознании испытывает сложности в приобщении к религии, т.к. менять устоявшиеся ценности и привычки в возрасте 50-70 лет достаточно сложно, то молодежь и часть более или менее активного взрослого населения в возрастном промежутке от 15 до 45 лет в силу, должно быть, психофизиологической гибкости проявляют высокую восприимчивость к новым знаниям.

При этом основной силой притяжения является стремление познать истину и прийти к мудрости в жизненном измерении. Такое ментальное наполнение становится идеологией растущего числа мусульман.

Необходимо отметить роль государства в участии в религиозной жизни страны. Политика, проводимая сегодня в Казахстане, в частности, президентом Н.А. Назарбаевым и созданным по его решению Агентством РК по делам религий, направлена на обеспечение межконфессионального согласия в целом. Как известно у нас проживают представители более 130 этносов и 17 религиозных конфессий. Поэтому в целях сохранения мира ведется такая политика, которая не позволяет одним религиозным группам ущемлять права других групп, что сегодня все более актуализируется. И притом, что в любой стране разжигание межрелигиозной розни запрещено и карается законом, на деле обеспечить согласие гораздо сложнее. Таким образом, мы еще раз возвращаемся к роли авторитета религиозных лидеров и духовных наставников, которые для адекватного реагирования на возникающие проблемы должны быть высоко интеллектуальны, иметь жизненный опыт и широкий кругозор.