Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Государственный язык – главный фактор консолидации всех казахстанцев

29788
Государственный язык – главный фактор консолидации всех казахстанцев - e-history.kz

На республиканском государственном предприятии «Ғылым ордасы» Министерства образования и науки Республики Казахстан 19 сентября текущего года состоялся «круглый стол» на тему «Государственный язык – главный фактор консолидации всех казахстанцев».
В работе «круглого стола» приняли участие ведущие ученые, эксперты государственных и независимых аналитических структур, представители общественных организаций и национально-культурных центров, СМИ.
В своем вступительном слове генеральный директор РГП «Ғылым ордасы» Роза Карибжанова поблагодарила ученых за их труд и пожелала успехов в решении такой актуальной и весьма деликатной проблемы. День языков народов Казахстана является одним из светлых праздников страны, ибо язык есть самый главный инструмент общения, орудие мышления, то есть самое ценное богатство человечества, и потому он дорог всем людям и особенно ученому миру. «Ғылым ордасы» создает все условия для соблюдения норм и положений «Закона о языках в Республике Казахстан» и реализации Государственной программы развития языков учеными города, то есть достижения реального статуса государственного языка, утвержденного Конституцией и соответсвующими законами страны. Ибо язык является родником красоты и единства народа, духовным стержнем общества, фундаментом цивилизации.
   На «круглом столе» с докладом выступил президент международного общества «Қазақ тілі» академик НАН РК Омирзак Айтбаев. В своем докладе ученый отметил, что в мире существует более 5000 языков, а статус государственного языка имеют лишь около двухсот из них. В 1989 году был принят первый закон республики о языках, в этом есть заслуга интеллигенции, выдающихся ученых, видных государственнх деятелей. Освещая историю за 23 года, он отметил, что за эти два десятилетия в результате огромной работы были достигнуты большие результаты в области языковой политики.
  Но вместе с тем в этой весьма сложной, тонкой и деликатной сфере есть недостатки, упущения и неиспользованные резервы. Академик назвал некоторые негативы, связанные с наукой: высшие учебные заведения испытывают дефицит учебников на казахском языке, требования в части науч-ных трудов в изданиях с высоким импакт-фактором требует немалых финансовых средств, что ложится тяжелым грузом на плечи ученых. Мы понимаем, что наука не имеет международных границ, что это категория интернациональная, но, несмотря на это, в суверенном государстве должны формироваться свои особенности, которые невозможно создать без национального колорита, то есть без языка.
Весьма полезно было выступление начальника управления по развитию языков, архивов и документации города Алматы Мамая Ахетова. Он кратко охарактеризовал ситуацию и рассказал о выполнении Государственной программы развития языков, в результате которой были достигуты значительные успехи. Особое внимание уделил он развитию государственного языка в детских садах и общеобразовательных школах.
  Глубоко профессионально и системно были объяснены негативные моменты языковой политики. В настоящее время управление активно работает по качественному оформлению рекламы в городе. В этой связи испытывается дефицит в высококвалифицированных переводчиках, специализирующихся на рекламе. Начальник управления сообщил, что их совместные действия с учеными в области терминологии и ономастики принесли бы свои результаты, и решили проблемные моменты.
Директор Института имени А. Байтурсынова профессор Мырзагелди Малбаков внес несколько конкретных предложений: при обучении отдать приоритет казахскому языку; второе – больше издавать литературы по пропаганде языковой политики. В пример он привел книгу Ш. Муканова «10 причин, почему важно знать и говорить на казахском языке». Третье – шире внедрять систему оценки знаний казахского языка, например, использовать систему КазТЕСТ; четвертое – прямо со школы начинать вести мониторинг таких проблем, как чистота языка, культура языка и слова, принимать соответствующие меры.
  В прениях, организованных по форме свободного микрофона, выступили представители Института литературы и искусства имени М. Ауэзова; Института востоковедения имени Р. Сулейменова; Института информатики и проблем управления, механики и машиностроения имени У. Жолдасбекова; Института философии, политологии и религиоведения; городского общества «Қазақ тілі» и других структур.
В процессе обсуждения были затронуты вопросы, связанные с конкрет-ными моментами процесса выполнения программ функционирования и развития языков, а также состояния социального и политического статуса казахского языка, перехода шрифтов с кириллицы на латинский алфавит, были изложены свежие мысли и по другим аспектам этой общей задачи.
  В результате активного обсуждения жизненно важной темы пришли к общему выводу, что благодаря взвешенной и оптимальной политике Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева молодое поколение изучает по системе трехъязычия казахский, русский и английский языки. Осуществляемая государственная политика формирует интеллектуальную нацию, образованное общество на основе самобытной культуры страны и родного языка. Эта актуальная задача осуществляется в соответствии с положениями программной речи главы государства «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда» и лекции «Казахстан на пути к обществу знания», прочитанной им 5 сентября 2012 года.
  В заключение были приняты рекомендации по активизации ученых в реализации Государственной программы развития языков – язык есть родник красоты и единства народа, духовный стержень реформ Лидера нации, гарант прогресса общества.

Источник: http://www.gylymordasy.kz


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?