Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Феномен религиозности: опыт социогуманитарного измерения

29744

Под влиянием как внешних (глобализационных), так и внутренних тенденций развития, в казахстанском обществе в последние десятилетия осуществляется очевидно наблюдаемый своеобразный духовный ренессанс, который связан с повышенным интересом к религии. Этот процесс вполне согласуется с социетальными сдвигами, актуализирующими внимание к фундаментальным закономерностям функционирующих систем. В условиях изменения прежних аксиологических координат в восприятии бытия и судьбы, в переопределении смысла жизни определенная часть сограждан обращается к интенсивным поискам духовности, в которых идентификация с религиозностью становится доминантной. В нашем обществе отчетливо проявляются такие тенденции, как возникновение новых форм религиозности, прежде всего – внеконфессиональных; само понимание религии принимает расширительные толкования, которые в логическом смысле включают и квазирелигиозные практики; у экспертов отсутствуют адекватные оценки масштабов и иных характеристик религиозности. 

Религиозность как фундаментальная характеристика ментальности не может быть объяснена средствами науки без сопряжения с историко-культурными реминисценциями, философскими дискурсами, социологическими измерениями, политологическими оценками, психологическими нарративами. Если обратиться к аналогии смены мировоззренческих и методологических парадигм, поиска предельных оснований для нового (неклассического) типа рефлексивости, которые осуществлялись в начале прошлого столетия, то становится понятной необходимость феноменологического понимания религии (Г. Зиммель, М. Вебер). Общая атмосфера первой трети прошлого столетия сконцентрировала стремление понять и переопределить значимость возможностей науки и религии, в связи с чем было осуществлено институциональное осмысление религии (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер), раскрыты ее инструментальные функции для современности, связанные с идентификацией в многомерном мире. Идентификационная функция стала ключевой темой социологии религии, начиная с работ Э. Дюркгейма.

С развитием институциональной социологии и политологии в США с 20-х гг. прошлого века синхронизированы интенсивные исследования новых религиозных организаций, которые формируют субкультуру. В процессе социологического и философского осмысления феномена новой религиозной культуры в американской парадигме сформировался институциональный подход, связанный с: мониторингом социальной активности новых религий и движений; оценочным отношением населения к ним; выработкой специального терминологического словаря. Исследования проводятся систематически, последовательно и охватывают культурологический и политологический аспект проблемы. Религия в ее институциональном проявлении изучается в контексте своих статусов, функций, организационного воспроизводства.

В 30-е – 60-е гг. XX в. в западной парадигме доминирует трактовка феномена религии как инструмента доступа к властным и иным ресурсам, как способа регулирования социальных отношений и поддержания социального порядка. Э. Трёльчем заложены основы изучения форм религиозной организации как пространства идентификационных процессов. Изменения типа религиозной организации стали специальным предметом исследования в западной социологии религии. Еще в начале прошлого столетия М. Вебер обратил внимание на то, что вне конфессиональные направления (или сектантство – распространенный и укорененный термин в западной социологии религии) в значительной степени влияют на формирование мировоззрения современного общества. Р. Нибур в 30-е гг. XX в. назвал одну из причин быстрого роста сектантства, связав ее с недостаточным фокусом церкви на духовных вопросах и предположив, что институциональные формы религиозности будут изменяться.

Читать подробнее: 

Феномен религиозности: опыт социогуманитарного измерения PDF 

Елена Бурова

Материал предоставлен Институтом философии, политологии и религиоведения КН МОН РК

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?