Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Феминизм - как социокультурный феномен в трудах отечественных историков

29736

Понятие «женское движение» на различных исторических этапах имело неоднозначное толкование. В конце XIX – начале XX вв. данный термин использовался в широком и узком значении. В широком смысле слова он рассматривался как участие женщин в освободительном движении, в узком – как самоорганизация в союзы и общества с целью достижения равных с мужчинами гражданских и политических прав.

Организованное начало женскому движению было положено в Западной Европе в конце XVIII – начале XIX вв. под влиянием либерально-демократических настроений, охвативших наиболее прогрессивные слои общества. Идейным вдохновителем женского движения в Европе выступила французская писательница Олимпия Де Гуж, написавшая в 1791 году «Декларацию прав женщины и гражданки». Она потребовала включить  в категорию полноправных граждан наряду с мужчинами и женщин (femmes). С тех пор последовательницы Олимпии Де Гуж стали называться «феминистками», а движение за равноправие женщины и мужчины во всех областях общественной жизни – «феминизмом».

Следует сказать, что постепенно, в процессе активизации борьбы женщин за свои права, содержание понятий «женское движение» и «феминизм» претерпели изменения. Под женским движением большинство исследователей понимают более общий феномен, а  под «феминизмом» - частное его проявление, охватывающее радикальные, крайние лозунги и концепции. В феминизме всегда присутствует политическое содержание, это «ангажированная теория, стремящаяся понять общество для того, чтобы бросить ему вызов и изменить его. Целью ее является не абстрактное знание, а знание, которое может быть использовано для информирования направления феминистской практики».

В 40-е годы XIX века свой подход к идее  женского равноправия предложили социалисты. Они увязали ее достижение с общими задачами борьбы против социального угнетения и эксплуатации и обозначили как «женский вопрос».

Под современным женским понятием исследователи понимают совокупность женских инициатив, направленных на продвижение интересов различных слоев женщин и преодоление гендерной ассиметрии. Особенно актуальна исследуемая проблема в современный период, когда есть необходимость углубленно изучить историю положения женщины в государстве. Историографический аспект данной проблемы имеет особую ценность в виде появления на арене общественно-политической жизни государства множества новых организаций и объединений  женщин (общее количество 160 «женских», гендерной направленности или занимающихся вопросами семьи, детей и демографии) среди них: Ассоциация деловых женщин Казахстана, общественный фонд «Центр партнерства», Союз женщин-предпринимателей, Федерация женщин «Статус» и другие. 6 марта 2009 г. прошел V форум женщин Казахстана, подготовленный Национальной комиссией по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК. В рамкам форума состоялась международная конференция «Женщина. Семья. Страна: проблемы и перспективы», на которой были обсуждены гендерные аспекты развития казахстанского общества.

Положения женщин Казахстана еще не стало предметом рассмотрения отдельного историографического труда, в определенные периоды времени возникали лишь в узких рамках научные статьи, тезисы.

Историография женской проблематики Казахстана появилась не в 20-х гг. ХХ в., а задолго до октябрьских революционных событий, чему свидетельствует исследуемые вопросы о бесправном дореволюционном положении женщин казашки, первые декреты советской власти по раскрепощении женщины, первые формы работы коммунистической партии и т.д. Программа партии «Алаш» изменила взгляд общественности на женщину, закрепила ее права на образование, на участие в общественно-значимых делах.

В середине 50-х гг. ХХ в. появляются первые попытки историографического осмысления положения женщины в Казахстане. Изучения данной проблематики можно отнести работы Масанова Э.А., Валиханова Г.Н., Бижанова М. В своих работах исследователи затрагивают общие проблемы изучения положения женщины в Казахстане в дореволюционный период.

Историографии положения женщины в Казахстане советского периода рассмотрены в трудах Садуакасовой К., Козганбаевой М., Куватовой Р.Б., Алимовой Д.А., Тасыровой Г.К. и др. В данных работах исследователи рассмотрели источники о роли Октября в раскрепощении женщин (т.е. сборники документов и материалов); участие женщин в социалистическом и коммунистическом строительстве, развитие женского образования и т.д.

В 90-е гг. ХХ в. в изучении казахстанской историографии данной проблемы характеризовались как продолжением старой тенденции, изучением вклада женщин в производственную жизнь страны.

Особую значимость имеет работа Бырбаевой Г.Б., в которой дан анализ трудам по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., с выделением в ней женской проблематики, вместе с тем автор дает анализ немецкой историографии в рамках темы «Женщина и война», к положению женщин народов депортированных в Казахстан.

В исследовании Карпыковой С.С. поставлена цель воссоздание процесса возникновения и развития научной мысли в области женской проблематики на протяжении советского периода развития исторической науки Казахстана. В работе дается попытка комплексного изучения советской историографии положения женщины в Казахстане, обусловленного включением в ряд анализируемых работ этнографического, антропологического, историко-медицинского, историко-искусствоведческого характера. Автор выявляет как позитивные, так и негативные тенденции в историографии проблемы.

Подводя итог, можно сказать с уверенностью, что социальное движение женщин за свои политические и гражданские права имеет многолетнюю историю. Женское движение стало одной из тех сил, которые способствовали преодолению существующего гендерного неравенства. Вместе с тем как показывают исследования, женское движение одно из наиболее активно разрабатываемых направлений в историографии отечественных историков.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Брайсон В. Политическая теория феминизма. – М., 2001. – С.7.

2.  Назарбаев Н.А. Женщина – основа мира и стабильности // Казахстанская правда, 2009. 06.03. – С.2-3.

3.  ЦГА РК. Ф.15. Оп.1. Д.1684. Л.495.

4.  Валиханов Г.Н. Этнография казахского народа в трудах Диваева А.А. // Советская этнография, 1958. - №5. - С.62; Масанов Э.А. И. Алтынсарин как этнограф казахского народа // Вопросы этнографии, антропологии Казахстана.- А-Ата, 1962. – Т.16. - С. 95-116; Бижанов М. Казахстан второй четверти ХVIII века в трудах русских исследователей. Дисс.к.и.н. – А-Ата, 1967.

5.  Садуакасова К. Развитие женского образования в Казахстане (1917-1940). – Автореф.к.и.н., А-Ата., 1966; Козганбаева М. Из истории женского образования в Казахстане (1917-1940). – Автореф.к.и.н., А-А., 1968; Куватова Р.Б. Некоторые вопросы партийной работы среди женщин Казахстана // Вопросы истории Компартии Казахстана. – А-Ата, 1967. – С. 275-276.; Алимова Д.А. Историография решения женского вопроса в Узбекистане (1917-1941). Дисс.к.и.н. – Ташкент, 1980; Тасырова Г.К. Деятельность Компартии Казахстана по развитию женского образования в республике (1928-1940). – Автореф.к.и.н., А-Ата., 1984.

6.  Балтабаева А.К. Вовлечение казахских женщин в сферу государственного управления Казахстана. – Автореф.к.и.н., М., 1995.

7.  Бырбаева Г.Б. Женщины Казахстана в годы Великой Отечественной войны (проблемы историографии). Дисс.к.и.н. – А., 1996.

8.  Карпыкова С.С. Женщины Казахстана проблемы историографии (20-80 гг. ХХ в.). – А, 1997.

Б.Ж Ельмуратова 

к.и.н., Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?