Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Суть национальной идеи и государственной идеологии Казахстана

29730

Практически перед всеми новыми государствами, обретшими свой суверенитет в результате распада советской системы, стоит задача консолидации общества, укрепления и сохранения территориального, полиэтнического единства в рамках одного государства.

Отсутствие идеологии, идей, ценностей, четкого представления о политике государства чревато опасными последствиями, так как с утратой социалистической идеологии образовавшийся вакуум в сознании людей заполняется идеями национализма, шовинизма, сепаратизма. Национальная идея — явление вполне закономерное, пользующееся «спросом» во многих развитых странах. Наиболее известные из них: американская национальная идея – идея американского мирового превосходства, национальная идея Германии эпохи Первой мировой войны – идея культурного превосходства, французская национальная идея – идея свободы, равенства и братства. «Мировой опыт показывает, что национальная идея возникает там и тогда, где и когда перед страной встают задачи консолидации всех ее сил: политических, экономических, культурных, духовных, народных во всех позитивных формах их проявлений, для выполнения задачи гигантской сложности – осуществления принципиально нового этапа в ее развитии». Соответственно, все вышеуказанные страны достигли своего всестороннего развития благодаря усилиям всех граждан государства посредством правильно сформулированной национальной идеи и верно построенной идеологии.

В постсоветских государствах по вопросу национальной идеи и идеологии ведутся дискуссии, проводятся круглые столы, конференции разного уровня, социологические исследования. Круг обсуждаемых вопросов довольно широк: смысл и содержание понятия «национальная идея»; нужна или нет национальная идея; какая она должна быть по содержанию; какова ее цель и значение; должна ли национальная идея отражать интересы титульной нации или нет; какого характера должна быть национальная идея: светского, гражданского, религиозного; должна ли она отражать традиционные ценности общества; существенна ли, и так ли необходима связь национальной идеи с культурой народов и т.д.  

Не обходят вниманием эту тему и казахстанские ученые, но их мнения по вопросу понимания самого термина, содержания и характера национальной идеи различны. Например, Д.Кшибеков считает, что: «Национальная идея – это определенное чувство этноса, которое возникает на основе влияния окружающей природной среды и социальных факторов и формируется под активным влиянием языка, традиций, обычаев, истории, устного народного творчества. На формирование национальной идеи влияют и духовные, и биологические факторы...». Он указывает, что источник национальной идеи – народ и природа ее появления – стихийна. По его мнению, сколько народностей проживает в государстве, столько и национальных идей может быть. Все национальные идеи должны иметь равные права и ни одна идея не может доминировать над другой. Айткожин К.К. связывает национальную идею с формированием демократического и правового государства. По мнению Шаукеновой З.К., Габитова Т.Х. «национальная идея – это, прежде всего, историческая память».

Все взгляды и идеи требуют детального изучения, аналитического осмысления, но особо хочется  выделить следующие.

Ученый-философ М.Сабит, считает, что национальная идея – это независимость Казахстана, которая возможна «лишь в том случае, если весь народ Казахстана действительно дружно, сплоченно, в едином порыве будет возводить прочное здание общего нашего Дома и двигать нашу страну, наше государство в ряды наиболее развитых государств. При этом надо помнить о том, что именно казахский народ является остовом, сердцевиной, ядром того, что мы называем казахстанским народом».  Другой философ Изотов М.З. утверждает, что «важной общенациональной идеей в системе новой идеологии, сплачивающей казахстанское общество и обеспечивающей его существование (если надо и защиту) и нормальное функционирование, должна явиться идея общеказахстанского патриотизма».

Эти идеи просты, но очень глубоки по смыслу. Если вспомнить историю становления нашего государства, то можно сказать, что вся она наполнена яркими историческими событиями, поступками и действиями героических и мужественных людей, проникнута идей независимости, которая была бы не осуществима без любви к родной земле, к родному народу, то есть эти идеи исторически обусловлены. Указывая на природу возникновения национальной идеи, Президент Казахстана Н.Назарбаев верно отмечает: «Национальная идея рождается с развитием общества. Общество развивается, общество рождает эту идею».  Возникнув во времена образования Казахского ханства,  выше выделенные идеи и сегодня актуальны, приемлемы и необходимы, учитывая недавний этнический конфликт в соседнем Кыргызстане. 

Таким образом, можно сказать, что любая национальная идея должна работать во благо государства, во благо своего народа, отражая интересы всех наций проживающих в этом государстве, то есть быть по существу общенациональной.

Реализация общенациональной идеи, ее жизнестойкость и жизнеспособность зависят от готовности общества к претворению национальной идеи в реальность. А это во много зависит от здорового духа нации, от наличия духовного стрежня общества, от политической образованности народа. Все это, в свою очередь, формируется посредством патриотизма. Изотов М.З. очень точно отмечает, что подлинный патриотизм проявляется: «в политической культуре граждан и становится источником единства народа и ценности государства; всегда на стороне справедливости и демократии; мобилизует граждан на решение стоящих перед обществом стратегических задач; ориентирует на такие идеалы, как национальная гордость, любовь к родной земле, народу, приверженность к традициям и обычаям, готовность отстаивать интересы страны, при необходимости защищать ее с оружием в руках; не может быть одновременным актом, не может сводиться только к разовым мероприятиям; формирование подлинного патриотизма должно иметь собственную идеологию и целенаправленную систему».

Для выработки единого политического курса по реализации государственных установок с учетом общественного мнения государству необходима идеология. Основой же идеологии может выступать общенациональная идея, то есть можно сказать, что идеология – это один из способов реализации государственной политики, своеобразный механизм осуществления национальной идеи. Для реализации национальной идеи идеология должна быть направлена: в политической сфере – на формирование патриотизма, сохранение политической стабильности; в экономической - на справедливое распределение ресурсов, экономическое развитие; в социальной – на формирование среднего класса, обеспечение бесплатного образование и здравоохранения, поддержку социально уязвимых слоев населения, развитие и приоритет духовных ценностей, сохранение традиционных культур всех народностей и бережное, уважительное отношение к ним.

Таким образом, объединение, духовный подъем любого общества, казахстанского в том числе, возможен только на основе великой, духовно-возвышенной общей цели, которая называется общенациональной идей, являющаяся ядром государственной идеологии. И общенациональная идея, и государственная идеология более реализуемы и возможны, если опираются на патриотический дух и патриотическое сознание всех граждан государства любой национальности.

Литература:

1 Косиченко А.Г. Национальная идея как фактор консолидации казахстанского общества.//Содержание и мобилизующий потенциал общенациональной идеи: материалы научно-теоретической конференции, посвященной 60-летию доктора философских наук, профессора, зав.отд. Института философии и политологии МОН РК А.Г.Косиченко. Сост.: А.Н.Нысанбаев, А.Г.Косиченко, В.Д.Курганская. – Алматы: Ин-т философии и политологии МОН РК, Центр гуманит. исследований, 2008. – с. 49-57

2 В.Кожинов У России нет и не может быть национальной идеи. //«Российское аналитическое обозрение» 1998 №7; Н.Шодиев Узбекистан на пороге национального Возрождения. //http://choe.tfi.uz/p10.html; Беляев Ю. Так мы победим.// http://www.lindex.lenin.ru/Lindex2/Shire02/Est02/3680.htm; Национальная идея белорусского государства http://www.akademikm.by/page2.php?work_id=2599&id=13&action=show_work

3 Кшибеков Д. Теория управления обществом. // Литер-неделя. 2009 г., 25 июня

4 Айткожин К.К. Конституционно-правовые вопросы формирования национальной идеи в Казахстане. //Содержание и мобилизующий потенциал…: материалы научно-теоретической конференции. С.58–69

5 Шаукеновой З.К., Габитова Т.Х. Национальная идея Казахстана в контексте диалога культур Востока и Запада.
//Содержание и мобилизующий потенциал…: материалы научно-теоретической конференции. С.123-130.

6 Сабит М. Национальная идея и казахстанская действительность.//Содержание и мобилизующий потенциал…: материалы научно-теоретической конференции. С.42-49

7 М.Изотов. Проблемы патриотического воспитания народа в процессе формирования общеказахстанской национальной идеи.// Этнопедагогика в системе образования. – 2008, №5. С. 8 – 12.

8 Источник: "Kazakhstan Today" Алматы, 13.11.2009.
http://www.nomad.su/?a=3-200911160335

9 Изотов М.З. Интегративная миссия казахстанского патриотизма в формировании национальной идеи.//Содержание и мобилизующий потенциал общенациональной идеи: материалы научно-теоретической конференции, посвященной 60-летию доктора философских наук, профессора, зав.отд. Института философии и политологии МОН РК А.Г.Косиченко. Сост.: А.Н.Нысанбаев, А.Г.Косиченко, В.Д.Курганская. – Алматы: Ин-т философии и политологии МОН РК, Центр гуманит. исследований, 2008. – с.222-226

Уызбаева А.А.

Павлодарский государственный университет им. с.Торайгырова,

г. Павлодар

 
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?