Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Ислам в Казахстане: Особенности распространения и развития

29697
Ислам в Казахстане: Особенности распространения и развития - e-history.kz

ИСЛАМ В КАЗАХСТАНЕ: ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Тасмагамбетов А. С., д.и.н., первый проректор ЗКГУ им. М. Утемисова 

В истории традиционного казахского общества религия не имела особого места в политической жизни и не играла в ней существенной роли. Синкретическая культура традиционного казахского общества складывалась, в большей степени, за счет мирного и постепенного влияния иных духовных систем. Если говорить о втором тысячелетии, в котором окончательно сложилась самобытная духовная культура традиционного общества казахов, то влияние извне в эту сферу оказывал в этот период в основном ислам. Данное влияние растянулось на длительное время и в каждые определенные периоды имело свои особенности. Ислам проникал в казахские земли постепенно не только по временным показателям, но и по территориальным. А со временем изменялись и основные субъекты данного процесса, то есть основные проводники исламских идей и ценностей в казахскую среду.

До «плотного» соприкосновения с Россией в XYIII веке проникновение ислама на территорию Казахстана шло в основном из Средней Азии. Такие ее центры как Бухара и Самарканд были тогда крупнейшими очагами «книжного ислама» не только региона, но и всего мусульманского мира. Отсюда в средние века шли на окраины мусульманского мира проповедники с целью распространения учения ислама среди «язычников». Многие из них оказывались и на территории нашей страны, способствуя все большему влиянию данной религии на систему мировоззрения степняков.

Скорее всего, из них и из их потомков постепенно в традиционном казахском обществе сложилась социальная прослойка ходжей, которых образный язык кочевников также именовал «асыл суйек» («благородная кость»). В народе принято считать, что они являются потомками сподвижников пророка Мухаммеда. Данная версия, при их духовной миссии в Степи, вероятнее всего, являлась сопровождавшей этот процесс своеобразной идеологией.

Так или иначе, миссию свою они выполняли, особенно в оседлых и полукочевых регионах Казахстана. Да и тот факт, что традиционное казахское общество признало их и возвело в статус «благородной кости» говорит о многом. Более того, в XYII веке в «Жеты Жаргы» (в законах хана Тауке) их высокий статус в традиционном казахском обществе был узаконен [1, С.318]. А то, что некоторые нормы шариата нашли отражение в данном законоположении традиционного казахского общества, говорит о результатах их деятельности в тот период. 

Как показывает история, распространение и укрепление на определенной территории монотеистических религий, каковым является и ислам, идет быстрее и интенсивнее при нахождении этой территории в рамках одного политического объединения, с достаточно централизованной системой управления. Иными словами, когда религии, помимо всего, начинают приобретать и характер важного политического фактора. Но кочевые цивилизации, в силу своих специфических особенностей, обычно не предрасполагали к возникновению крупных централизованных политических объединений на долговременной основе.

Условия кочевого общества (постоянная жизнь в естественно-природной среде) и его консервативность, а также политическая  самодостаточность родо-племенных объединений, способствовали, с одной стороны, достаточно прочному сохранению доисламских религиозных воззрений, а, с другой стороны, при неполитизированности религиозной сферы жизни кочевников, приверженности степняков к «естественной свободе совести».

Только в отдельные периоды истории кочевых обществ, когда образовывались достаточно крупные и относительно централизованные политические объединения, религиозные вопросы начинали приобретать политический оттенок. Именно в такие периоды наиболее развитые и универсальные к тому времени религиозные системы, получали возможность для своего более успешного распространения и укрепления на территории этих кочевых обществ. Что касается тюркских кочевников, в том числе казахов, примером вышесказанного по отношению к ним является Золотая Орда.

Как свидетельствуют источники, именно период существования Золотой Орды был одним из благоприятных периодов для укрепления ислама на территориях, входивших в ее состав. Принятие и оказание покровительства исламу политическими верхами данной крупной державы при этом надо воспринимать первоначально больше не как стремление утверждать истинную веру, а более как стремление к достижению порядка, мира и благополучия в государстве. К тому же, несмотря на значительное укрепление своих позиций в этом государстве, особенностью здешнего ислама являлась его терпимость к другим верованиям.

В Золотой Орде это проявлялось как в отношении ислама к другим религиям, так и в отношении к внутримусульманским различиям. Как считает Чарльз Дж. Гальперин жители Золотой Орды «не жили в религиозно враждебном окружении, религиозное различие не создавало реальной угрозы для их гегемонии или общественного порядка… Тюркизация и принятие ислама не угрожали кочевническому образу жизни, лежавшему в основе военных возможностей Золотой Орды» [2, С.29].

Тем не менее, логика развития централизованного государства вела к значительному упрочению одной религии, в данном случае - ислама. И при могущественном Узбек – хане (1312-1342) в Золотой Орде за исламом был признан официальный статус. Неслучайно, что данный процесс по времени совпадает с периодом наибольшего могущества и расцвета этой державы.

В распространении исламской веры в традиционном казахском обществе, безусловно, значительная роль принадлежит представителям суфийских школ. Согласно многочисленным преданиям, именно представители различных суфийских течений обращали в ислам многих центрально-азиатских правителей послемонгольского периода [3, С.129]. В их числе были и казахские ханы и султаны. В Степи ислам во многом утверждался через личное почитание проповедников. В. Бартольд отмечал, что под влиянием суфийских проповедников «кочевники становились не столько мусульманами в смысле принятия догматов и обрядов ислама, сколько личными почитателями шейхов, в которых они видели подвижников и чудотворцев» [4, С.29]. Действительно, во многом через почитание ишанов основная масса  казахов и других центрально-азиатских кочевых народов усваивала положения ислама, его мировоззрение и постепенно приходила к внутреннему осознанию положений этой религии.

После распада Золотой Орды распадается общее политическое, а также и культурное пространство, формировавшиеся на протяжении почти двух столетии на значительной евразийской территории. Это имело отношение и к территории Казахстана, что отразилось на характере и особенностях дальнейшего развития многих социальных процессов и явлений в традиционном казахском обществе, в том числе и в духовной сфере. При нахождений в составе Золотой Орды на эту сферу оказывали влияние политические факторы, особенно с периода правления хана Узбека, когда исламу в державе был придан официальный статус и его дальнейшее укрепление здесь предопределялось логикой развития крупного централизованного государства и было в интересах политических верхов.

С распадом Золотой Орды в традиционном казахском обществе, у которого ослабли связи с мусульманскими центрами Средней Азии, вновь начинает превалировать «естественная свобода совести». Ослаблению влияния крупных мусульманских центров также способствовал упадок Евразийских торговых путей, вызванный началом открытия морских торговых путей между Европой и Азией. Поэтому центрально-азиатские кочевники на какое-то время «отдалились» от региональных и континентальных процессов, происходивших в тот период, в том числе религиозного характера. Это, в свою очередь, способствовало дальнейшему сохранению традиционной духовной культуры.

Тем не менее, ислам уже присутствовал на территории Казахстана и в последующие периоды он только укреплял здесь свои позиции и расширял географию своего распространения. Хотя в казахском ханстве ислам не был в таком положении как в Золотой Орде, но казахские ханы – Касым, Хакк-Назар, Тауекель, Есим, Тауке, Аблай и другие – старались поддерживать традиции мусульманских правителей этой державы. Они были образованны, знали коран, арабский, персидский языки, следовали нормам шариата [4, С.6]. 

Со второй же половины XVIII века на распространение ислама в Казахстане стали оказывать влияние уже другие геополитические факторы, во многом связанные с процессом присоединения казахских земель к Российской империи, и обусловленные им. Причем, в начальный период этого процесса (до второй трети XIX века) российское правительство поддерживало меры по более активному распространению мусульманства среди степняков. Это во многом было связано с особенностями колониальной политики России в данном регионе в этот период, когда решались тактические задачи по более оптимальному включению казахов – кочевников в состав империи.

Со второй же половины XIX века, когда территория Казахстана уже, практически, стала частью Российской империи, а зона ее влияния продвинулась еще дальше на Восток, политика царизма здесь в отношении ислама стала кардинально изменяться в сторону усиления ограничительных мер. Теперь внутриполитическое и внешнеполитическое положения империи и геополитические факторы определяли политику российского правительства, направленную на ограничение, а, по возможности, и на вытеснение мусульманства из общественной жизни Казахстана. Но процесс дальнейшего укрепления здесь позиции ислама уже нельзя было остановить, и поэтому в это время вопрос стоял больше о контроле над ним, чем о его вытеснении отсюда.

В советский период распространение и развитие ислама на территории Казахстана было не только ограничено, но проводилась политика по его вытеснению из сферы духовной жизни общества. С начала же 90-х годов прошлого века начался процесс, который, во многом, обозначают как процесс возрождения ислама в Казахстане. Но он, мягко говоря, неоднозначен и имеет множество особенностей в силу новых реалий и факторов. Это процесс не только возрождения традиционного для территории Казахстана ислама, но, параллельно, одновременной трансформации его характера и появления новых особенностей. И это касается не только организационного развития мусульманства у нас в стране в постсоветский период, но и содержания его социальных функций, которые он начал выполнять в этот период. 

  ---------------------------------------

1.Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетии. – Алма-Ата: «Рауан», 1992. – 375 с.

2.Мухаметшин Р.М. Ислам в России: историко-методологические предпосылки исследования // Россия и мусульманский мир.–2001.- № 7.- С.23-42

3.Абашин С.Н. Ислам и культ святых в Средней Азии // Этнографическое обозрение. – 2001.- № 3

4. Нуртазина Н.Д. Казахстан и Средняя Азия: тенденции развития духовной общности на рубеже XIX-XX вв.: диссерт…. канд. истор. наук: 07.00.02. – Алматы, 1993

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?