Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Военная подготовка по программе офицеров запаса: история зарождения и развития

29671
Военная подготовка по программе офицеров запаса: история зарождения и развития - e-history.kz

­Макипов А.С.

Национальный университет обороны МО РК, г. Щучинск­

История становления и развития подсистемы военной подготовки ­граждан республики по программе офицеров запаса, также как и система ­подготовки граждан к воинской службе зависят от процессов, происходящих в ­государстве, совокупности внешних и внутренних факторов, прежде всего ­экономических, политических, социальных и ряда др.­Анализ изученного большого круга источников в контексте исследуемого ­проблемного вопроса позволяет утверждать, что истоки организации военной ­подготовки как неотъемлемой части вузовского учебного процесса в советский ­период истории начала рассматриваться в середине 20-х годов ХХ века.­В анализируемом периоде «по всей стране в 131 вузе и техникуме было ­введено дополнительное военное образование студентов и образованы военные ­кабинеты. По согласованию с Наркоматом по военным и морским делам в ­учебные планы вузов и техникумов вводилась теоретическая подготовка ­студентов, которая была рассчитана на 180 учебных часов для изучения теории ­военного дела» [1, с. 58]. Теоретическую часть программ обучения включала ­изучение общевоенных дисциплин, а также ряд предметов в зависимости от ­профиля подготовки вуза. ­В 30-е годы ХХ века военная подготовка заняла прочное место в ­общевузовских программах. Вводились новые военные дисциплины, менялась ­организационная структура военного отдела, которая по функциональному­ предназначению существенно отличалась от современного понятия «военная ­кафедра».­Следует отметить, что «высшая военная допризывная учеба имела целью ­подготовить студентов для замещения должностей начальствующего состава ­всех родов войск и специальностей» [2, с. 63]. ­С принятием Закона «Об обязательной военной службе» от 13 августа ­1930 г. в советском государстве были созданы благоприятные объективные ­условия для решения проблем подготовки резерва РККА.­В статье 160 принятого Закона, указывалось, что: «Трудящиеся, ­обучающиеся в высших учебных заведениях и техникумах, проходят высшую ­вневойсковую подготовку. Эта подготовка является действительной военной ­службой и заменяет для них срочную службу в кадрах. В соответствие с ­постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 августа 1930 г. структура программы ­высшей вневойсковой подготовки студентов предусматривала теоретический ­курс, рассчитанный в зависимости от профиля подготовки на 430-580 часов, и ­3-4 –месячные лагерные сборы, которые проводились на базе воинских частей ­и учебных центров» [1, с. 63-64]. ­С изменением законодательной базы были переработаны программы, ­которые соответствовали программам обучения среднего командного состава. В преддверии Второй мировой войны в рассматриваемом вопросе был ­осуществлен переход «…от высшей вневойсковой подготовки к первичному ­военному обучению студентов в вузах и техникумах по программе одиночного ­бойца с целью подготовки студентов к действительной военной службе после ­окончания вуза» [1, с. 73]. ­В дальнейшем в военные и послевоенные годы рассматриваемая ­подсистема подготовки по программам офицеров запаса прошла сложный ­исторический путь, являющийся темой отдельных научных исследований и ­поисков.­На рубеже 50-60-х годов в связи возникшей ядерной угрозой мировому ­сообществу, на военных кафедрах вузов советского государства были созданы ­циклы гражданской обороны.­Российский исследователь К.А.Дубаренко, проанализировал планы и ­программы учебного процесса военных кафедр, действовавшие на ­историческом отрезке до середины 60-х годов пришел к мнению, что они «…в ­основном были рассчитаны на выдачу студентам максимально возможного ­объема информации. К сожалению, умение применять полученные знания на ­практике отходило на второй план» [2, с. 93]. ­Со второй половины 60-х годов ХХ века наметившиеся тенденции по ­качественному улучшению военной подготовки студентов, будущих офицеров ­запаса были связаны с принятием ряда руководящих документов.­21 мая 1964 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли совместное ­постановление «О сроках подготовки и улучшения использования ­специалистов с высшим и средним специальным образованием». Во ­исполнения этого постановления 23 июня 1964 г. был издан приказ министра ­высшего и среднего специального образования СССР № 119. В нем ставилась ­задача обеспечения совершенствования учебного процесса в целях подготовки ­специалистов в более короткие сроки, не снижая при этом качества образования ­[2, с. 93]. ­Следует отметить, немаловажный в современных условиях момент, по ­мнению исследователей: «Обучение офицеров в военных вузах обходится в 10 ­раз дороже, чем в гражданских. По критерию реализуемости подготовка ­офицеров запаса базировалась на многолетнем, начиная с 1926 г., опыте ­подготовки офицеров в гражданских вузах» [3, с. 96]. ­Очередной толчок развитию военного обучения в гражданских вузах дал ­Закон СССР 1967 г. «О всеобщей воинской обязанности». В соответствии с ­Законом для прохождения военной службы на офицерских должностях ­ежегодно призывались многие выпускники гражданских вузов, прошедшие ­обучение на военных кафедрах по программе подготовки офицеров запаса. Это ­обстоятельство послужило мощным импульсом развития военных кафедр, ­изменило их роль в системе высшего профессионального образования и ­подготовки офицерских кадров. Это были годы бурного роста престижа ­военных кафедр. В приказе командующего войсками Среднеазиатского военного округа № ­073 от 18 декабря 1969 г. «Об итогах вневойсковой подготовки округа за 1969 ­учебный год» отмечается следующее.­В лучшую сторону по организации учебного процесса, ­совершенствованию учебно-материальной базы, военно-патриотическому ­воспитанию студентов выделяются военные кафедры Казахского ­сельскохозяйственного института, Джамбульского гидромелиоративно-­строительного института, Карагандинского политехнического,­Целиноградского инженерно-строительного и Актюбинского медицинского ­институтов.­Вместе с тем, в подготовке резервов для ВС СССР имеют место ­существенные недостатки. На военных кафедрах гражданских ВУЗов мало ­уделяется внимания изучению со студентами общевойсковых уставов, ­привитию практических навыков по специальности при работе с техникой и ­оружие, повышению их полевой выучке. Учебно-материальная база ­совершенствуется медленно [4, л. 5]. ­В приказной части указывалось устранить имеющиеся недостатки, ­ставились конкретные задачи и сроки их исполнения.­Начальникам родов войск и служб округа до 1 марта 1970 г. дообеспечить ­военные кафедры гражданских ВУЗов учебным имуществом, технической ­литературой в соответствии с нормами снабжения заявки на недостающее ­имущество, вооружение и технику предоставить в соответствующие ­управления (отделы) до 10 января 1970 г. [4, л. 5]. ­В приказе командующего САВО за успехи в подготовке военных кадров ­объявлена благодарность начальникам военных кафедр институтов: ­Джамбульского гидромелиоративно - строительного, Казахского ­сельскохозяйственного, Карагандинского политехнического.­В следующем документе, директиве № 10/043 от 20.02.1971 г. Военным ­советом САВО подведены итоги 1970 учебного года и констатируются факт ­того, что штабы соединений и частей дислоцируемые на территории ­республики, военные кафедры гражданских ВУЗов, военные комиссариаты ­несколько улучшили качество военного обучения студентов. Многие офицеры ­прошедшие военную подготовку на военных кафедрах гражданских ВУЗов, ­добросовестно выполняют свой служебный долг в вооруженных силах, имеют ­хорошие теоретические знания и практические навыки по обучению и ­воспитанию своих подчиненных. По КазССР лучшие показатели в подготовке ­резервов для армии имеют военные кафедры Карагандинского ­политехнического института, военные комиссариаты Кокчетавской, Восточно-­Казахстанской областей.­Вместе с тем наряду с положительными моментами в подготовке ­резервов для вооруженных сил имелись существенные недостатки.­Учебные сборы студентов гражданских ВУЗов, проходившие при 68 ­(Сары-Озек), 20 мсд и 25 отдельном дорожно-комендатском батальоне не были ­в полной мере обеспечены необходимым вооружением, имуществом, боевой, ­дорожной техникой и автотранспортом. В ряде случаев не качественно осуществлялся подбор офицеров и порой не полностью назначались командно-­должностные лица сборов (68, 201 мсд). Командиры студенческих ­подразделений в ходе боевой подготовки менялись. Внимания полевой, ­строевой выучке студентов, изучению уставов ВС СССР и их практическому ­выполнению на учебных сборах уделялось мало. На учебных сборах при 191 ­мсп 201 мсд недостаточно было налажено обеспечение газетами и ­прослушивание радиопередач. Мероприятия по подготовке студентов к ­принятию военной присяги было подготовлено несвоевременно [4, л. 17]. ­Период 1980-х гг. – это период функционирования военно-учебных ­заведений в условиях общественно-политической системы СССР. Состояние ­вооруженных сил вполне отражало военно-экономическое состояние страны. ­Системный кризис, переживаемый в СССР в 1980-е гг., нашел свое отражение и ­в состоянии системы подготовки офицерских кадров для вооруженных сил.­Обучение офицеров запаса в 1980-е гг. проводилось, а соответствии с ­Инструкцией по руководству обучением граждан по программам подготовки ­офицеров запаса на военных кафедрах, утвержденной в 1985 г. [3, с. 41].­Исследователь К.А.Дубаренко утверждает, что: «С 1983 г. военные ­кафедры перешли на преподавание по новым программам, которые ­предусматривали отличные от прежних программ и содержание дисциплин» ­[2,с. 93]. ­Положение о военной подготовке студентов (курсантов) высших и ­учащихся (курсантов) средних специальных учебных заведений по программе ­офицеров запаса 1 марта 1983 г. № 94-18 было утверждено постановлением ЦК ­КПСС и Совета Министров от 12 января 1983 г. № 45-19.­Военная подготовка студентов (курсантов) высших и учащихся ­(курсантов) средних специальных учебных заведений по программе офицеров ­запаса проводится с целью подготовить для Вооруженных Сил СССР офицеров ­запаса. На военную подготовку студентов в учебном заведении отводится:­а) по военным специальностям командного и политического профилей –­450 часов;­б) по военным специальностям инженерного профиля – 400 часов; по ­военным специальностям юридического профиля – 400 часов [5, с. 3, 14]. ­В приложении рассматриваемого документа определен перечень высших ­и средних специальных учебных заведений, студенты, курсанты и учащиеся ­которых подлежат привлечению к военной подготовке по программе офицеров ­запаса. ­Высшие учебные заведения, университеты: Казахский государственный ­университет имени С.М.Кирова. Политехнические институты: Казахский ­политехнический институт имени В.И.Ленина; Карагандинский ­политехнический институт. Индустриальные институты. Павлодарский ­индустриальный институт. Заводы-втузы. Завод-втуз при Карагандинском­металлургическом комбинате, г.Темиртау. Химико-технологические ­институты. Казахский химико-технологический институт. г.Чимкент. ­Инженерно-строительные институты. Усть-Каменогорский строительно-­дорожный институт. Целиноградский инженерно-строительный институт. Медицинские институты. Актюбинский, Алма-Атинский, Карагандинский, ­Семипалатинский. Карагандинский педагогический институт физического ­воспитания [5, л. 3, 14]. ­Приведем по Каз ССР в анализируемом периоде некоторые ­количественные показатели.­В 23 ВУЗах военную подготовку студентов проводят 769 военных ­преподавателей, имеющих высшую военную подготовку и практический опыт ­военной службы. 684 из них являются членами и кандидатами в члены КПСС, ­68 имеют военные ученые степени. Подготовкой на военных кафедрах ­ежегодно охватывается свыше 37000 студентов. Выпуск офицеров запаса в ­среднем составляет 8500 чел., обладающих необходимыми военными знаниями ­и морально-политической подготовкой для выполнения воинского долга на ­офицерских должностях в ВС СССР [5, л. 79]. ­По состоянию учебно-материальной базы, оснащенности, организации ­учебного процесса и другими показателями «военная кафедра Казахского ­Политехнического института им. В.И.Ленина (ректор А.Ашимов, начальник­военной кафедры полковник А.Г.Сивицкий ), в течении шести лет является ­победителем соц. соревнования и награждается переходящим Красным ­знаменем Военного Совета КСАВО» [5, л. 80].­Проведенный анализ архивных документов свидетельствует, что при ­проведении учебно-воспитательного процесса на военных кафедрах ­республики в анализируемый период отмечается следующие недостатки.­Для отработки навыков действия в полевых условиях с оружием и ­военной техникой, организации и руководства боем на местности большинство ­военных кафедр не имеют учебных полигонов с огневыми, химическими и ­инженерными городками. В ряде учебных заведений отсутствуют стрелковые ­тиры. В Алма-Атинском, Актюбинском, Карагандинском и Целиноградском ­медицинских институтах не установлено единого дня для проведения занятий ­по военной подготовке и командирских занятий с офицерским составом ­военных кафедр. Военно-полевая терапия медицинских институтов не ­выделена в отдельный учебный курс. В Минздраве КазССР до настоящего ­времени не введена должность старшего инспектора военной подготовки ­Вместе с тем проводится определенная работа по выполнению ­постановления ЦК от 1 марта 1983 г., от 12 января 1983 г., в том числе и по ­вопросам совершенствования учебно-материальной базы военных кафедр ­вузов.­На реконструкцию и создание новых объектов УМБ с учетом подготовки ­студентов по вновь введенным военно-учетным специальностям освоено более ­218 тыс. рублей строительно-монтажных работ. Завершены работы по ­дооборудованию и совершенствованию УМБ Западно-Казахстанского ­сельскохозяйственного института г. Уральска. Построен новый учебный корпус ­с гаражом на пять единиц колесных машин для военной кафедры ­Карагандинского медицинского института. Созданы и оборудованы три новых ­учебных класса, отремонтирован строевой плац, завершается строительство нового гаража военной кафедры Карагандинского медицинского института [5, ­л. 34]. ­Обучение студентов дневного отделения в высших учебных заведениях ­Министерства образования по программам подготовки офицеров запаса ­осуществлялось в 1980-х гг. в 70 вузах, к моменту распада СССР в 1991 г. – в ­497 вузах. Каждый из вузов готовил специалистов по одной-двум военно-­учетным специальностям, непосредственно связанным с профилем военно-­учебного заведения. Всего же в гражданских вузах готовились специалисты по ­240 военно-учетным специальностям, при этом по 181 специальности ­одновременно готовились специалисты в военно-учебных заведениях. Только в ­1985 г. из вузов нашей страны было выпущено примерно 170 тыс. офицеров ­запас. Военные кафедры гражданских вузов наряду с военными вузами ­являлись крупнейшей кузницей офицерских кадров для вооруженных сил ­страны [3, с. 41].­Проведенный анализ структуры подготовки военных кадров показывает, ­что в 1980-е гг. характеризуется для военного образования стабильностью ­проводимого учебного процесса на военных кафедрах гражданских вузов. ­Вместе с тем, появление первых признаков приближающегося кризиса в ­социально-экономическом положении всего государства не могло не отразиться ­и на системе военного образования.­Таким образом, рассмотренный исторический опыт советского периода ­истории подготовки граждан по программе офицеров запаса, свидетельствует, ­что выпускники гражданских вузов в войсках, успешно справлялись с ­выполнением служебных обязанностей. К числу сильных сторон их ­профессиональной подготовки относились более основательные, чем у ­выпускников высших военных учебных заведений, общая теоретическая ­подготовка, творческая самостоятельность и инициатива. ­

Литература:

 1. Бабаскин О.П. Реализация государственной политики в сфере ­начальной военной подготовки молодежи в учебных заведения Курского ­региона: дис. к.и.н. – Курск, 2011.­

2. Дубаренко К.А. Военная подготовка в вузах Ленинграда-Санкт ­Петербурга в 20-е – 90-е гг.: Историографический аспект. дис. к.и.н. – СПб., ­2000. ­

3. Кот А.М. Подготовка военных кадров в Уральском военном округе в ­1980-1990-е годы: дис. к.и.н. Екатеринбург. 2011. 

 4. Северо-Казахстанский Государственный архив (СК ГА) фонд 2108, ­опись 2, дело 168, лист 5. 

 5. Архив Президента Республики Казахстан (АП РК) фонд 708, опись ­127, дело 562, лист 3. ­­

Источник: Материалы международной научно-практической конференции «ВАЛИХАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 17» 24-26 апреля 2013 года, стр. 256-261


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?