Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Особенности религиозности современной казахстанской молодежи

29655

Изучение вопроса роли и значения религии в молодежной среде не потеряла своей актуальности, а в последнее время приобрела особое значение в свете угроз безопасности со стороны экстремистских организаций и деструктивных течений, как в мире в целом, так и в стране.

В статье анализируются данные трех социологических исследований, прове­денных в Казахстане в 2003, 2007 и 2009 гг. Первое исследование, было проведено в 2003 г. и охватило 1500 человек, второе исследование (2007 г.) – участвовало 1550 человек; третье исследование проведено в 2009 г. и охватило 1203 человек.

Эти исследования позволят сравнить соотношения и обозначить динамику ре­лигиозности современной казахстанской молодежи, в особенности его отношения к религии. Сравнение результатов проведенных исследований позволяет выделить несколько особенностей:

1. Активный рост религиозности казахстанской молодежи. Рассмотрение данной особенности позволяет выделить следующие тенденции:

В 2003 г. доля респондентов назвавших себя религиозными людьми составило 38,7%. По результатам 2007 г. верующими себя назвали 77,3% опрошенных. В 2009 г. религиозными себя назвали 83,3% молодых казахстанцев. В целом, исследования демонстрируют активную динамику роста процента религиозности в молодежной среде. Кроме того, сравнение результатов опросов позволяет констатировать дина­мику снижения количества неопределившихся в вере и атеистов. В 2009 г. доля со­мневающихся и неопределившихся в вере составляла 7,3%. (по сравнению с 2003 г. количество атеистов составляло 15%) [1;2;3].

Диаграмма 1. Вы считаете себя (2009 г.)

035826e98eef0b0916c5dfd1505327ce.PNG


В-вторых, в этническом разрезе наиболее активными верующими по-прежнему остаются узбеки (в 2007 г. - 32,2%, в 2009 г. - 38%), казахи (в 2007 г. – 11,8%, в 2009 г. - 28%), и т.д.

Диаграмма 2. Доля респондентов, считающих себя сильно религиозными, в зависимости от национальности (N=1300)

99bb6f14f6a8a95de6e6aea809528c3e.PNG


В-третьих, религиозная идентификация молодежи в сравнительном разрезе исследований по-прежнему проявляет динамику роста. Это процесс проявляется в том что, молодые отожествляют себя верующими, однако не участвуют в религиоз­ной жизни [4].

Диаграмма 3

ca266234d655873b7792c318a27aaac4.PNG


Диаграмма 4.

d9cf0b3928282f37f10bbe35967d8fa3.PNG


Согласно результатам социологических исследований в 2003 г. процент ре­спондентов регулярно посещающих молельные дома составил 9,8%, а в 2007 г. 34,1% опрошенных посещают религиозные учреждения только несколько раз в год, а 20,9% - реже, чем один раз в год [2; 3]. Важную роль в жизни религиозного человека играет знание молитв и их регулярное или систематическое использование. Однако как по итогам исследования 2007 г. выяснилось, что всего от 3% до 17% молодежи подтвер­дили свое знание текста молитв (, по сравнению с 2003 г. - 14%). И именно эти 3% подтверждают, что совершают молитву. От 36% до 85% молодежи отмечает, что не знает тексты молитв и 61 % отмечает, что вообще не молится [4].

2. Наличие поверхностного интереса молодежи к религии. Это предположение подтверждается ответами респондентов на вопрос о том, как вы часто затрагиваете тему религии в разговорах и в общении со своими знакомыми и родственниками, когда большинство респондентов (в 2007 г. 70%, в 2009 г. 65%) редко затрагивают тему религии в общении со своими знакомыми и родственниками.

Диаграмма 5.

bed1598ba2710035415928691d1b6bac.PNG


3. Большинство молодежи являются приверженцами традиционных кон­фессий. Несмотря на участившиеся случаи перехода молодых казахстанцев из одной конфессии в другую, а также признания некорректности выведения религиозной идентичности из этнической, результаты социологических опросов (по результатам 2007 и 2009 г.) показывает то, что большинство молодого населения являются при­верженцами традиционных конфессий Казахстана в лице ислама и православия [4; 5].

Диаграмма 6.

6b2aeb434a6635a79dbc49da19bbd115.PNG


4. Положительное отношение молодежи. Среди молодых людей превалиру­ет мнение одобрение позитивной роли религии в обществе (сравнение опросов 2007 и 2009 гг).

Диаграмма 7.

a4cb2ce5701db90dc317f88f60254ba6.PNG


Диаграмма 8. Мнение молодежи о приемлемой для Казахстана религиозной ситуации

3c18655d383845af168c95807658639d.PNG


Как видно из диаграммы 8, 9,0% респондентов считают, что все без исключе­ния религии, как традиционные, так и новые должны иметь равные права и разви­ваться на территории Казахстана абсолютно свободно; 29,4% - все религии, и тради­ционные, и новые должны иметь равные права, но государство должно пресекать религиозные учения, пропагандирующие насилие, религиозную нетерпимость; 32,5% - в Казахстане должны преобладать традиционные религии – ислам и христианство, нетрадиционные религии не должны распространяться; Казахстан должен стать страной, в которой будет преобладать только одна религия – 20,0% (из них указали ислам – 96,7%; христианство – 3,3%); затруднились ответить – 8,4%; безразличие высказали 0,5%; мнение, что религия человеку не нужна – 0,3% [3].

В целом сравнение результатов социологических исследований показали сле­дующую картину:

Во-первых, динамику роста религиозной идентификации среди молодого по­коления.

Во-вторых, большинство молодых являются приверженцами ислама и право­славия. Об этом свидетельствует итоги переписи 2009 г., в ходе которой респонден­там задавался вопрос об отношении к религии. Результаты переписи показали, что подавляющее большинство жителей Казахстана отнесло себя к той или иной рели­гии (около 97 % населения, 70,2% к исламу, 26,2% к христианству), лишь 3 % опра­шиваемых заявили о том, что являются неверующими, либо отказались дать ответ на задаваемый вопрос [6].

В-третьих, религиозность молодых носит диффузный, поверхностный харак­тер, для которого характерно внутренняя направленность веры, не нуждающаяся в исполнении и знании религиозных обрядов и достаточно низкий уровень участия в религиозной жизнедеятельности. Кроме того, результаты исследований подтверж­дают преобладание подхода, при котором отнесение себя к той или иной конфессии определяется национально-культурной традицией (казах – значит мусульманин, рус­ский – значит православный). По данным опроса 2007 г. 58,5% молодых указали, что исповедуют религию с рождения. Эта особенность была отмечена еще в 2000 г. и имеет тенденцию сохраняться по настоящее время.

Стоить отметить что поверхностный интерес молодого населения к религии может привести к слабой религиозной информированности, что повышает возмож­ность распространения среди них вероучения новых религиозных движений и де­структивных течений, имеющих молодежную направленность и которая является для них социальной базой и резервом для роста.

В-четвертых, молодые люди позитивно оценивают роль религии в обществе, отмечая необходимость усиления ее влияния.

С.А. Билялов

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

1. Курганская В.Д., Дунаев В.Ю., Косиченко А.Г., Подопригора Р.А., Садовская Е.Ю., Чупрынина И.Ю. Научно-исследовательский отчет «Влияние религиозных ор­ганизаций на молодежь в Казахстане». – Алматы: Центр гуманитарных исследова­ний, 2003. – 158 с.

2. Телебаев Г.Т. Особенности религиозной идентификации современной ка­захстанской молодежи // Проблемы религиозной идентификации в контексте нацио­нальной безопасности: Материалы международной конференции, посвященной 75-летию КазНУ имени аль-Фараби. – Алматы: Қазақ университеті, 2008.

3. Нурмамбетова Ж.Н., Толгамбаева Д.Т., Камарова Р.И., Сандыбаева У.М., Сайлаубеккызы А., Шаповал Ю.В. Научно-исследовательский отчет «Молодежь и нетрадиционные конфессии в Казахстане». – Астана: 2009.

4. Отчет о результатах социологического исследования «Уровень религиозной толерантности среди казахстанской молодежи (город и село)». – Астана: Междуна­родный центр культур и религий, 2009.

5. Муканова Н.А., Карабаева М.С. Практическое пособие по вопросам религи­озности молодежи. КДР. – Астана: ТОО «Агроиздат», 2008. – 208 с., С. 56.

6. Об итогах переписи населения Республики Казахстан 2009 года //http://www.stat.kz/news/Pages/n2_12_11_10.aspx

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?