Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

О типологии государств в исторической географии

29465
О типологии государств в исторической географии - e-history.kz

Историческая география охватывает широкий спектр проблем, касающихся географии и истории государств мира.

Типология стран мира — одна из наиболее сложных методологических проблем. В известном смысле типология стран пред­ставляет собой историческую категорию. В са­мом деле, до начала 90-х гг. XX в. все страны мира было принято подразделять на три основ­ных типа: социалистические, капиталистиче­ские и развивающиеся. В 90-х гг. XX в., после распада мировой социалистической системы, сложилась другая, уже не столь политизиро­ванная типология с подразделением стран на:

1) экономически высоко развитые;

2) разви­вающиеся;

3) страны с переходной экономи­кой, но наряду с этим теперь по-прежнему широко распространена двучленная типоло­гия стран, подразделяющая их на: 1) экономи­чески развитые и 2) развивающиеся. При этом в качестве обобщающего, синтетического пока­зателя обычно применяется показатель валово­го внутреннего продукта (ВВП) из расчета на душу населения.

В последнее время в международной статис­тике получила распространение более дробная типологическая классификация стран и терри­торий мира, предложенная Всемирным бан­ком. Основанная на том же показателе душево­го ВВП, она исходит из подразделения стран на три основные группы. Во-первых, это страны с низким доходом, к которым Всемирный банк относит 42 страны Африки, 15 стран зарубеж­ной Азии, 3 страны Латинской Америки, 1 страну Океании и 6 стран СНГ (Армению, Азербайджан, Киргизию, Молдавию, Таджи­кистан и Туркмению). Во-вторых, это страны со средним доходом, которые, в свою очередь, подразделяются на страны с доходом ниже среднего (8 стран зарубежной Европы, 6 стран СНГ, 9 стран зарубежной Азии, 10 стран Афри­ки, 16 стран Латинской Америки и 8 стран Океании) и страны с доходом выше среднего (6 стран зарубежной Европы, 7 стран зарубеж­ной Азии, 5 стран Африки,  16 стран Латинской Америки). В-третьих, это страны с высо­ким доходом, к которым отнесены 20 стран зарубежной Европы, 9 стран зарубежной Азии, 3 страны Африки, 2 страны Северной Аме­рики, 6 стран Латинской Америки и 6 стран Океании.

Государственный строй любой страны характе­ризуется прежде всего формой правления. Раз­личают две главные формы правления — рес­публиканскую и монархическую.

При республиканском строе законодатель­ная власть обычно принадлежит парламенту, избираемому всем населением страны, а испол­нительная — правительству. При этом разли­чают президентскую и парламентскую (пар­ламентарную) республики. В президентской республике президент, являющийся главой го­сударства, а зачастую и правительства, наде­лен очень большими полномочиями. Наиболее ярким примером президентской республики могут служить США. Добавим, что все 12 стран СНГ также относятся к президентским респуб­ликам.

Монархии также возникли еще в древности (Древний Рим в период империи), но наиболь­шее распространение получили в средние века и в новое время. В 2005 г. на политической карте мира насчитывалось 30 монархий: 14 — в Азии, 12 — в Европе, 3 — в Африке и 1 — в Океании. Среди них есть одна империя, королевства, княжества, герцогства, сул­танаты, эмираты, папское государство-город Ватикан. Обычно власть монарха пожизненна и передается по наследству, но в Малайзии и ОАЭ монархов избирают на пятилетний срок.

Общее числе монархий остается довольно стабильным, поскольку эта форма правления, своего рода пережиток феодализма, в наши дни выглядит скорее анахронизмом. Однако за по­следние десятилетия было все же два случая возрождения монархического строя. Это про­изошло в Испании, где монархия, свергнутая в 1931 г., была восстановлена в 1975 г., после смерти главы испанского государства (каудильо) генерала Франко, и в Камбодже, в ко­торой после 23-летнего перерыва в 1993 г. ко­ролем снова стал Нородом Сианук.

Подавляющее большинство существующих ныне монархий — конституционные монар­хии, где реальная законодательная власть при­надлежит парламенту, а исполнительная — правительству, а роль монарха теперь преимущественно представительно-церемони­альная. Однако его политическое влияние в не­которых случаях весьма заметно.

Наряду с конституционными сохраняется еще несколько абсолютных монархий. Выборные парламенты в них отсутствуют, в лучшем случае при монархе существуют назначаемые им же совещательные органы, а исполнитель­ная власть находится в полном подчинении мо­нарха. Все ныне существующие абсолютные монархии расположены в Азии в основном в пределах Аравийского полуострова.

Наиболее ярким примером страны с этой отжи­вающей формой правления может служить Оман, где с 1970 г единолично правит султан Кабус. Будучи гла­вой государства, он в то же время выполняет функ­ции премьер-министра, министра иностранных дел, обороны, финансов, а также главнокомандующего вооруженными силами Конституции в этой стране нет К числу абсолютных монархий относят также Са­удовскую Аравию, где король одновременно является премьер-министром, главнокомандующим вооружен­ными силами и верховным судьей, и Катар, где вся полнота власти принадлежит местному эмиру В эту группу входят и Объединенные Арабские Эмираты, состоящие из семи княжеств, каждое из которых является абсолютной монархией А вот Кувейт и Бах­рейн в последнее время стали причислять к конститу­ционным монархиям, хотя фактически они продолжа­ют в значительной степени оставаться абсолютными монархиями

Своеобразная разновидность абсолютной монархии — теократическая монархия (от греческого слова Theos — Бог). В такой монар­хии глава государства одновременно является и его религиозным главой. Классический при­мер подобного рода — Ватикан, которым уп­равляет папа римский. К числу теократиче­ских монархий обычно относят также коро­левство Саудовская Аравия и султанат Бруней.

В конце 1991 г., после распада Советского Союза, в мире появилось Содружество Независимых Государств (СНГ), в которое вошли 12 бывших союзных республик СССР.

PhD, и.о. доцента Шалдарбекова Ажар Беккеновна


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?