Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Рекомендации и предложения о преподавании истории Казахстана в КАЗНПУ им. Абая

29155
Рекомендации и предложения о преподавании истории Казахстана в КАЗНПУ им. Абая - e-history.kz

В статье излагаются взгляды на преподавание истории Казахстана в Казахском Национальном педагогическом университете имени Абая. Автор указывает на значение преподавания учебного предмета в процессе воспитания патриотизма, и выражает несогласие с сокращеним учебных часов, выделяемых на преподавание истории Казахстана в данном вузе.


Новая парадигма исторического образования, становление которой происходит в настоящее время, предполагает существенное обновление содержания образования в целом, выработку и освоение педагогами-историками концептуально-содержательных подходов педагогической технологии в вузе, ориентированной на личностно-плюралистический характер, гуманизацию и гуманитаризацию системы образования, что совпадает с основными критериями образования во всем мире.

В современных условиях развития и демократизации общества одной из главных задач суверенного Казахстана является возрождение его национальной истории, построение открытого общества. Реальный суверенитет невозможен без гражданской позиции, глубокого осознания уроков истории, преемственности поколений.

В современных условиях история Казахстана – это не только академическая наука, она является учебной дисциплиной, формирующей основы мировоззренческих позиций у обучающихся. История Казахстана играет всеобъемлющую роль в формировании идентичности, гражданственности и патриотизма казахстанцев. На что неоднократно обращал внимание и наш глава государства – Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев: «Для казахстанских гуманитариев нет сегодня задачи более актуальной, нежели проложить дорогу в этом колоссальном поле взаимодействия национальной идентичнос­ти и динамичных императивов времени». И далее: – история имеет трудно определимое «вещество истории, что зовется национальным ду­хом» [1, с. 12, 292].

Таким образом,сегодня история – это не только прошлое страны, это возможность осмысления настоящего и построение достойного будущего нашей республики. Академик Андрей Сахаров говорил: «История ничему не учит только тех, кто не хочет или не умеет учиться».

Переход на новую структуру исторического образования, возрастание его значимости и объемов требует поиска новых путей и решений данной проблемы, которую необходимо решать уже сегодня и незамедлительно, так как завтра уже будет поздно.

В этой связи, хотелось бы обратить внимание на преподавание истории Казахстана в Казахском национальном педагогическом университете им. Абая, который выступил инициатором эксперимента в 2011году и на основании приказа МОН РК от 18 июня 2012 г. № 283 «О проведении апробации образовательной программы по педагогическим специальностям, разработанным с зарубежными вузами-партнерами»,вовсе отменил преподавание истории Казахстана с древнейших времён до наших дней для всех педагогических специальностей, в том числе и для историков (по специальности 5В011400 - история), заменив 3 кредита истории Казахстана (форма контроля Государственный экзамен) на 2 кредита истории независимого Казахстана. Возникает резонный вопрос: почему будущих педагогов (не юристов или экономистов) лишили знаний истории своего Отечества?  Разве они в них не нуждаются? И как завтра они будут воспитывать гражданственность и чувство патриотизма у своих учеников, если сами знаний не дополучили? Свою инициативу УМО университета объяснило тем, что КазНПУ им. Абая. сотрудничает с такими зарубежными вузами-партнерами, как Польша и Турция и что иностранным студентам нет необходимости изучать историю Казахстана, хотя с этим тоже можно поспорить, ведь казахстанцы, обучаясь в европейских университетах изучают историю этих стран в полном объёме (например в Великобритании курс национальной истории идёт не семестр, как у нас, а полноценный учебный год). В конце концов, для обучающихся студентов из зарубежных вузов-партнеров, которых и полтора десятка не наберётся, можно составить и индивидуальную программу обучения. Зачем же отечественных студентов лишать знаний? И почему мы должны слепо ориентироваться на Польшу, Турцию и т.д., когда у Казахстана свой путь развития, своя история.

Я, как зав. кафедрой:«Истории Казахстана им. академика Т.С.Садыкова», считаю ситуацию парадоксальной, т.к. часы по истории Казахстана нам нужно не сокращать, а увеличивать, мы педагоги должны в первую очередь формировать гражданскую позицию у своих студентов, независимо от того какую профессию они получат!

В связи со сложившейся ситуацией, кафедра Истории Казахстана им.  академика Т.С.Садыкова КазНПУ им. Абая обсудила статью Президента  Н.А. Назарбаева «Социальная модернизация: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» от 10 июля 2012 г. [2] и выступление Президента в Назарбаев университете от 5 сентября 2012 г. [3], а также проблему исследования, преподавания и написания учебников по предмету истории Казахстана.С этой целью был проведен Круглый стол с участием преподавателей исторических факультетов  университетов и ведущих историков НАН РК – д.и.н., профессора Х.М. Абжанова, академика, д.и.н., профессора М.Х. Асылбекова, зав. кафедрой истории и культуры Казахстана д.и.н., профессора М.К. Койгельдиева КазНПУ им. Абая, д.и.н., профессора А.Н. Кудайбергенова КазНПУ им. Абая и др. Информация об этом была опубликована в газете «Ана тілі» № 47 за 2012 г. [4].

  Участники Круглого стола были единодушны в необходимости сохранения курса История Казахстана в высшей школе в соответствии с государственным стандартом, утвержденным приказом МОН РК № 289 от 11 мая 2005 г.

  Признавая критику Президента РК Н.А. Назарбаева о наличии определенного повтора в программе Истории Казахстана средней школы и университетов, кафедра Истории Казахстана им. академика Т.С. Садыкова КазНПУ им. Абая обсудила состояние преподавания курса в высшей школе и пришла к следующим выводам и предложениям:

1.  Преподавание Истории Казахстана в высших учебных заведениях страны должно остаться в полном объеме, поскольку изучение курса даётся на более высоком научно-методическом и теоретическом уровне и идет совершенно иное, более качественное понимание и усвоение предмета, что способствует воспитанию патриотизма и сплочению многонационального казахстанского общества. Значимость предмета подчеркивается сдачей Государственного экзамена по Истории Казахстана.

К сожалению, как показывает наша практика, изучение Истории Казахстана в школе и сдача выпускного экзамена методом тестирования, где идет чисто механическое запоминание ответов на тесты, не способствует глубокому теоретическому и логическому усвоению предмета, системности и преемственности исторических знаний, а также овладению таких навыков, как анализ и обработка больших объемов разноплановой информации. Поэтому, пришедшие на 1 курс студенты имеют недостаточный уровень знаний по Истории Казахстана, который необходимо углубить и систематизировать.

2.  В условиях многонационального государства, которому лишь два десятилетия, что с временно-исторической точки зрения очень мало, изучение Истории Казахстана в полном объеме необходимо для воспитания гражданственности и интеллектуальной подготовки, креативно мыслящего специалиста любой профессии.

К тому же, мировой опыт показывает, что, несмотря на изучение истории Отечества в 12-летней школе, в ведущих государствах мира историю своего государства продолжают изучать и в вузах (Великобритания, Япония, Корея, Франция, США и другие).В связи с этим следует отметить, что в некоторых  государствах мира для работы в государственных учреждениях сдача экзамена по  истории данного государства является обязательным и необходимым требованием.

3.  Для педагогических вузов республики изучение Истории Казахстана с древнейших времен по настоящее время более чем необходимо, т.к. наши выпускники – будущие учителя средней школы, наставники, воспитатели и классные руководители, они должны глубоко изучать историю своего государства для ведения воспитательной и патриотической работы с учащимися школ.

4.  В связи с этим, считаем не правильными действия руководства нашего университета, которое в 2011- 2012 гг. разработало с зарубежными партнерами  (Турция и Польша) Образовательную программу, в которой для педагогических  специальностей курс Истории Казахстана (с древнейших времён до наших дней) был упразднен и введен предмет «История современного Казахстана», хронологические рамки которого – 1985 г. по настоящее время, и сокращен с 3-х  кредитов до 2-х. Вместо Государственного экзамена сдается текущий экзамен. Данный проект был утвержден Приказом МОН РК от 18 июня 2012 г. № 283 «О проведении апробации по педагогическим специальностям, разработанным с зарубежными вузами-партнерами».

На основании этого документа в текущем 2012-2013 учебном году кафедра Истории Казахстана имени академика Т.С. Садыкова на всех факультетах университета работала по данному пилотному проекту. В разработке проекта кафедра История Казахстана имени академика Т.С. Садыкова не принимала участия.

На новый 2013-2014 учебный год Образовательная программа была доработана уже с американскими консультантами, и УМО университета, не признав нерентабильность пилотного проекта, решило оставить всё по прежнему, т.е. курс Истории современного Казахстана. Вновь возникает  вопрос: «Почему иностранные специалисты решают судьбу истории Казахстана? Неужели у нас нет своих историков профессионалов»?Мнение кафедры к данному факту негативное.

5.  Изучение Истории Казахстана в полном объеме (с древнейших времён до наших дней) необходимо и для студентов, приехавших с других государств (у нас учатся студенты с Китая, Монголии, Узбекистана, России, Туркмении и других стран). Студенты – казахи из этих стран проявляют очень большой интерес к истории Казахстана, поскольку прежде они не изучали историю своей исторической Родины.

6.  Реформирование преподавания Истории Казахстана  надо рассматривать в общей связке школа – вуз, должна быть четко обозначенная преемственность.  Необходимо создать компетентную комиссию из числа историков, которая бы решила, что и как и в каких классах преподавать в школе, а что и как в вузе.

7.  Для неисторических факультетов  вуза предлагаем разработать курс Истории Казахстана в научно-проблемном ключе, обратить большее внимание на историографию,  на дискуссионные проблемы и т.д.

8.  Кафедра вносит предложение выделить на изучение курса История Казахстана 5 кредитов (2 из которых на историю суверенного Казахстана) со сдачей Государственного экзамена и обучением не один семестр, а полноценный учебный год.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что разработанный пилотный проект: «О проведении апробации по педагогическим специальностям, разработанным с зарубежными вузами-партнерами» и упразднении преподавания истории Казахстана, не оправдал себя. Поэтому кафедра истории Казахстана имени академика Т.С. Садыкова вносит предложение пилотный проект – отменить, вновь ввести преподавание истории Казахстана с древнейших времён до наших дней для всех педагогических специальностей согласно ГОСТА – 3 кредита (форма контроля  – Государственный экзамен) и 2 кредита по истории независимого Казахстана.

Использованная литература

1.Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы: Атамура, 1999. – 296 с.

2.  Назарбаев Н.А Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу Всеобщего Труда // Казахстанская правда. – 2012. - 11июля.

3.  Выступление Президента РК Назарбаева Н.А. перед студентами Казахстана // Казахстанская правда. – 2012. - 6 сентября.

4.   Кемелденген ел өз тарихына бет бұрады // Ана тілі. – 2012. – 22-28 қараша.

Ш. МАХАЕВА

Заведующий кафедрой Истории Казахстана им. Т.С.Садыкова, КазНПУ им. Абая,

доктор исторических наук, профессор


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?