Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Количественные методы в исторических исследованиях.

28962
Количественные методы в исторических исследованиях. - e-history.kz

Количественные методы в исторических исследованиях.


 Историк и метод. Рождение новой научной «количественной» истории – клиометрии.

Рождение количественной истории – рубеж середины 20 века. Количественная история – её считали новой, следовательно, она должна по-новому интерпретировать все явления. Главное – по-новому вести само историческое исследование. Новое понимание научной истории. Формирование новых исторических школ. Почему произошло и зачем, какая польза тогда и сейчас – наши вопросы.

Изучение того, как историк может работать с тем материалом, с которым приходится иметь дело. «Историк не может видеть то, что ты должен описывать» - есть 2 вещи: источник и инструментарий (метод исследования).

Общая ситуация времени рождения колистории. Все школы развивались по своей траектории, есть большая разница между отечественной и американской школами. Наша школа – высокий уровень в тот период. Родоначальник – Коващенко. В США – Фогель. Главное отличие – в СССР расценивалось как дальнейшее развитие методов исследования. В США – первым вопросом было что-то новое (новая история = новые результаты, или же опровержение старых фактов). И там, и там речь все-таки шла о том, что эта история – научная история, она хочет сделать историю наукой.

Метод, его структура и особенность. Квантификация = количественные методы. Как можно использовать измерения в истории? Метод – это способ познания\изучения исторической реальности. Но методы бывают разные.  Субъект – историк, объект изучения – источник, метод – способ, как можно изучать объект. Временные и пространственные рамки – очень важно о них помнить. Говоря о методе, следует его характеризовать в двух аспектах:

1.  С точки зрения уровня. По уровню:

·  Философские

·  Общенаучные

·  Специальнонаучные методы.

Количественные методы относятся к общенаучным методам. Однако использование количественных методов в истории имеет свою очень значимую специфику.

2.  С точки зрения структуры. Любой метод имеет 3 составные части:

·  Методология – это теория метода. Она представляет собой основные принципы пути и способа познания.

·  Методика – это совокупность правил и процедур, с помощью которых осуществляется реализация основных принципов (т.е. методологии).

·  Техника исторического исследования – это инструментарий применения методик.

Историк в самом общем плане выделяет описательные методы и количественные методы, основанные на измерении. Описание в принципе как самый традиционный метод в истории. Положительные стороны:

·  глубокая традиция в историческом сочинении

·  полезно при выявлении индивидуальных черт изучаемых явлений, детальных характеристиках исторической эпохи

·  биографический характер

·  «история повседневности»

Имеет определенную ограниченность для решения задач, связанных с изучением массовых явлений и процессов. Тут описание нам не помогает. Неизбежные ограничения

·  фактографизм

·  иллюстративность

Выявление закономерности – важность в исследовании массовых явлений и процессов. Выявлять эту закономерность дают как раз эти методы измерения. Количественные методы, как любой метод исследования, имеет свою структуру – методология\методика\техника исследования.

·  Методология – системный подход структур (системно-структурный подход).

·  Методика – различные процедуры измерения.

·  Техника – компьютерные технологии.

Количественный анализ предполагает выявление и создание основы для раскрытия сути изучаемых явлений и процессов на основе измерения, то есть получения их количественной меры. Получение этой меры основывается на измерении. Само измерение представляет собой выявление соотношений между изучаемыми объектами, явлениями или их сторонами, формирование системы численных характеристик и совокупность измерительных процедур. Различные системы измерения называются шкалами.

Количественные методы – это способ изучения явлений и процессов на основе измерения. Они предполагают выявление и формирование системы численных характеристик, использование различных методик измерения, получение количественной меры как основы для исторического анализа.

 Лекция 2. Возможности и пределы квантификации.

Направление, течения и школы – ориентация в потоке развития исторической науки. Существование национальных исторических школ. Необязательно мы должны принадлежать к национальной (отечественной) школе, их тоже много. Национальные школы количественной истории. Рождение кол истории связано в тенденцией сделать историю научной, это направление имеет определение научной истории. Личность ученого в формировании новых школ. Инфраструктура течения – важность. Это оформление специальных изданий по проблеме и определенные институты, которые являются центрами развития данного направления исторической науки. Мощные центры в Московском университете, Новосибирская школа и Прибалтийская школа (Талин и если Тарту). В штатах и сегодня есть издания – «Междисциплинарная история» и «НMN». У нас – «Математические методы в историческом исследовании» на регулярной основе. В подтверждение рождения и оформления какого-то направления поднимается проблема международного сотрудничества, мощное сотрудничество между советскими и американскими учеными-клиометристами. Постоянные доклады  на эту  тему. Если отечественные историки ставили вопрос исходя из методологии, то американские ученые ставили вопрос исходя из техники ( т.к. у них техническое состояние было лучше). К 1980-ым годам сотрудничество очень мощно было развито и в форме двухсторонних коллоквиумов, и в форме выхода печатных монографий. Был единый метод – строго научный, именно это позволяло очень эффективно работать (несмотря на политическую ситуацию). Мощное развитие тенденции на всех уровнях организационного развития исторической науки.

Почему историки обратились к поиску новых методов и к количественным методам?

Воздействие внешних условий на развитие исторической науки второй половины 20 века. внешние условия создавали предпосылки для развития квантификации истории. Внутренние тенденции определяли потребности в поиске новых путей и решения целого ряда задач исторического исследования.

При всем различии процессов в формировании и институциализации в историографии сообщество историков специалистов, стремящихся овладеть методами количественного анализа, росло. Закономерность явно проявлялась появления и развития кол анализа в мировой практике исторических исследований. Предпосылки:

1.  Тенденция интеграции научного знания, которая проявляется в взаимодействии исторической науки и точных, математических наук, то есть в развитии междисциплинарного подхода в исторических исследованиях и математизация научного знания вообще и гуманитарного и исторического в частности. (Гносеологические предпосылки).

Междисциплинарный подход и его развитие в исторической науке проходило  с особым вниманием к предмету истории, к особенности использования других методов знания при изучении исторических процессов. Специфика состоит и в необходимости обобщения и изучения явлений, и в показе деталей индивидуального, особенного, и в исследовании действий различных факторов (особенности психологии, природно-климатический фактор и т.д.). Историки давно использовали междисциплинарные подходы. Кроме развития междисциплинарного подхода, историки должны отметить процесс математизации научного знания вообще, следовательно – необходимость использовать возможности математических методов. Взаимопроникновение, синтез гуманитарного, логического и математических подходов определил необходимость и потребность историка в использовании количественных методов. Говоря об этапах математизации науки, надо учитывать различную «открытость» разных областей истории к этому процессу. Теоретически измерить можно все в исторической науке, но по факту – не можем.

Возможности и пределы применения кол методов связаны с уровнем развития науки (и исторической науки, и точных наук), но и со сложностью изучаемых (измеряемых) явлений и процессов. Пределы (относительные пределы) применения кол методов связаны с тем, насколько сложной является природа изучаемого явления (отраженного в исторических источниках) и с тем, насколько историк владеет на данном этапе науки адекватными методами количественного анализа. Чем более сложная постановка исторической задачи и чем более сложное явление, тем сложнее применить количественные методы. Некоторые сферы и не должны быть изучены с помощью измерений (история повседневности, к примеру). Количественные методы работают на генерализацию.

С точки зрения сложности измерения исторических явлений, полезна следующая типология этих явлений:

1.  Массово-социальные. Наиболее открыта для измерения. Рождаемость – как пример (статистические источники и повторяющиеся данные).

2.  Социально-индивидуальные. Явления, которые соединяют и массовые, но в которых присутствует особая роль и значение личности. Изучение истории наполеоновских войн – как пример. Важна личностная роль.

3.  Личностно-индивидуальные. Индивидуальность всегда требует описательного метода. Изучение типа личностей на основе интервью (например). Персоналии. Отсутствие массовых данных, пригодных для измерения, + непонятно, как все это измерять.

НТП – важность, появление новой техники и компьютерных технологий.

Лекция 3. Завершение темы.

Что такое количественные методы? Причины и предпосылки. Особенности измерения в исторических исследования.

Особенности измерения истории( прошлого)

Вопрос: почему историки разных стран в очень компактный период обратились к кол методам?

Предпосылки. Причины, которые определяют такой повышенный интерес к кол методу связан и с внешними факторами, но и с тем, что происходило внутри науки . Существовали вопросы, которые не могли решить методом описания.

Внешние моменты: это период, когда очень мощно проявлялись некие тенденции науки, которые связаны с междициплинарным подходом--> потребность в более широком взгляде историка на события. Требование в новых методах, и кол. Методы- это взаимосвязи не  только гуманитарных наук и но и с естественной- научными науками.

·  - желание историка расширить сферу исторического объяснения исторического прошлого

·  - те возможности , которые возникли для историка в связи с развитием наук в том числе( математика и история) , и в связи развитием ЭВМ.

Для историка стоят очень конкретные вопросы: что могут дать кол методы? В плане и новой методологии,  и новой методике и технике. Если взять только технику- то это компьютер! ( для историка использование новых возможностей и главное электронно вычислительной техники позволило решать проблемы связанные с хранением , передачей и обработкой ист.инф, многоразовое использование исторической информации и доступность- зачем? Решение этой потребности в хранении в новом уровне ( новый тип) связан с возможностью на основе комп технологи и электронных носителей( новый тип памяти) создавать архивы машиночитаемых данных / или банки машиночитаемых данных , которые представляют собой информационно - поисковые системы, хранящие значимую историческую информацию из исторических источников  , а также библиографические банки машиночитаемых данных - библиотечные .

История- источник!

Актуально и хранение раннего периода и современного периода. Это проблема- использование  новых носителей информации

Кроме того, что историк заинтересован в новом способе хранения информации , а также заинтересован в представительности исторических данных , которые он извлекает из из источника и использует в своем исследование- это проблема качества информации( достоверность) - это причина почему историки обратились к кол.методам.

Зачем нам эти кол методы?

И наконец историю все времена , но особенно почувствовав новые возможности , заинтересован в повышении информативной ценности исторических источников , с которыми он работает.

Мотивация- желание повысить информацию исторического источника с использованием системного подхода и применения структурно- кол.методов. -методология!! Это методология!!!!!!!!

Историки заинтересовались именно системны подходом , желая повысить информационную ценность источников через изучение внутри структуры явлений и прогрессов, которые они исследуют .

Пример: изучение электората - Источники:анкеты и списки выборщиков , там биографические и соц данные, если описание- избирательные программы. ( внеш характеристики) Если кол метод- структура электората. Изучение структуры через количественные данные . Параметры: возраст; соц статус; политические предпочтения. Это элементы структуры.  Но это не просто описание , а представление электората- коллективный портрет электората . Это всегда взаимосвязи элементов . Именно формирую это .

С помощью структурного метода история может повышать инф ценность исторического источника.

Вторая проблема: информационный взрыв. Что это?

Репроизводство исторической литературы. Огромное количество изданий. Монографии/ . Пространственный поток инф связанные с историческими знаниями. То есть мы все должны это знать!!!! Массовые исторические источники. 19- 20- развитие разного рода статистического учета. Как работать со статистическими данными? Как работать? Обрушился огромный количество статистических данных.

Развитие экономику - промышленный переворот / потребность прокормить армию и народ- / новая техника - появление статистические данных.

Развитие массовых исторических источников и статистических массовых данных , содержащие информацию о демографии/ эк/ соц.

Историки сами в период сер 20 века были крайне заинтересованы в анализе массовых данных( перепись, стат данные) для возможности генерализации( обобщения) , выявления закономерностей  в историческом процессе , что невозможно на основе описательного метода.

Говоря о мотивации, историк стремился к верификации, к точности, к достоверности исторического знания.

Желание

сделать историю  наукой

Извлечь больше информации

Не интересно описания

Желание сделать обобщения

Выявить закономерности : причинно- след связи

Цикличность развития: экономика.

Желание объяснить !

Возможности

Техника

Структурный подход - методология

Методика!

Количественный методы основаны на измерении.

Кол методы предполагают выявление и формирование системы численных характеристик изучаемого явления, использование различных методик измерения( шкал), в том числе математико- статистических, результатом измерения получается получение количественной меры как основы для исторического анализа изучаемых явлений и процессов.

Итогом всегда будет количественная мера- показатель. Это коэффициент, показатель чистот встречаемости, это процент, индекс. Всегда историк должен получить количественную меру. Если этого нет, то исследовани не произошло

Количественные методы

выявление и формирование системы численных характеристик. Пример: электора. Можно ли? - Да,

Использование для измерения конкретных явлений( шкалы)

Итог- количественный метод.

С точки зрения методики измерения,

3) особенности измерения исторических явлений .

Что такое шкала измерения?

Шкала измерения- это совокупность принципов и правила придания рассматриваемому признаку численного значения.

Измерения начинаются с содержательного анализа явлений и процессов, которые вы изучаете , и с установлением цели измерения.

 То есть выбор методики измерения определяется исследовательской задачей. А цель измерения определяет выбор методов измерения. То есть историк должен установить какие черты и свойства изучаемого объекта подлежат измерению в связи с поставленной задачей исследования.

Пример : электорат. Выбор партии выбирают в зависимости от соц положения. Что вам измерить  (какие свойства) и как?!!!!

Цель: Взаимосвязь между соц характеристиками и их политическими предпочтениями.

--> методы- > возможности.

То насколько возможно зависит от

От характера данных с которыми историку приходится работать!!!!

Эти данные могут подразделяется на 2 типа

качественный признаки- описательный данные/ атрибутивные( индивидуальные)

Количественные( массовые, нарративные, все нарративные источники - текст, а массовые- статистические. )

Качественный признак: у электората - "дворянин"- качественный признак! Это сословная принадлежность, которая переросла в классы и потом в социальные .

Количественные признаки: численность избирателей от такой- то партии, процент.

Они требуют разные измерения.

Для измерения качественных признаков существуют особые способы и принципы измерения, иные способы характерны для работы с количественными. В настоящий момент для измерения качественных признаков используется 2 шкалы

наименования

Шкала порядка

Для изучения разных областей истории существуют разные представления истрии .

Если изучает историю культуру- качественные, если экономика- количественные.  = это скорее всего. , преимущественно .

Главные источники: массовые , повторяющиеся, однотипные для ЛЮБОГО измерения.

Каждая шкала измерение имеет число.

В чем особенность ? Различные шкалы измерения имеют( представляют)  разные возможности . Каждая последующая шкала включает все предудущие . Возможности измерения нарастают по мере движения историка(от не метрических  к метрическим) . Можно измерить по шкале номинальной многое, а если по эталонной - то вообще все можно  измерить. То есть эталонная самая крутая, от нее идет понижение .

Методы: 1) количественные 2) описательные( дескриптивные )

Признаки: 1) количественные 2) качественно- атрибутивные.

Номер

Шкала

Признаки/Источники

Способы измерения

Итог измерения

Реш задачи

1

Наименований( номинальная)

Качественные./Текстовые источники (личного происхождения – много!)

Частотное. Контент – анализ (измерение частот встречаемости/сопряженности признаков/построение графов). 

Кол мера показателей часто, коэффициент сопряженности/визуализация

Установление авторства, происхождение текстов и интерпретация, изуч масс сознания, полит позиц, изуч досуга, пол элит.

2

Порядка

Качественные

Интервальная

Количественные

Эталонная

Количественные

Коллок:

4 вопроса , каждый из которых . Через каждые 15 минут - вопрос.

Двойной листочек, ручк- фамилия. Номер группы . Все вопросы на лекциях.

Важно ПРИМЕРЫ 

Лекция 4 (на прошлой был коллок). Применение кол методов в изучении соц-политических и историко-культурных исследованиях.

Особенности измерения соц-политических и историко-культурных явлений. Четкое оформление традиционных областей исторической науки: область политической истории, область экономической истории, область (2ая пол 20 века) социальной истории и социокультурная область истории. Сюжет, который изучают, связан с какой-то из этих областей. Выбор методов в историческом исследовании зависит от характера изучаемых явлений, от поставленных исследовательских задач, от хар-ра данных, содержащихся в историческом источнике. Историк 60-70 годов 20 века был заинтересован в расширении масштаба исследований и в освоении массовых исторических источников, в повышении достоверности исторических выводов и оценок и в использовании строгих научных методов исследования, в более глубоком понимании явлений, в повышении информативной ценности источника и развитии методик анализа исторических данных.

Различные виды исторических явлений (массово-соц, соц-инд личн-инд). Зависимость от этого исследования. Политическая история при изучении  - историк сталкивается с изучением социально-индивидуальных явлений, что определяет большую сложность измерения. Историко-культурная сфера связана с личностным факторов в большей степени, но и там есть явления массвого социального хар-ра (проблема грамотности населения). При изучении сфер соц-пол-культ истории историк заинтересован и встречает большие сложности. Именно в сфере соц-пол истории историк как правило работает с текстовыми источниками, что требует особой методики анализа этих комплексов источников и методики измерения. Преимущественно информация, содержащаяся в текстовых источниках, представлена т.н. качественными или атрибутивными признаками (делопроизводственные материалы, периодика, источники с биографическими данными).

Атрибутивные/качественные признаки показывают наличие или отсутствие у изучаемых исторических объектов или явлений определенных свойств. Пример: профессия, национальность, образование и т.д. Могут показывать сравнительную интенсивность. Выделяются простые и сложные атрибутивные признаки. Простые характеризуют определенные однозначные свойства объектов (национальность, профессия). Сложные признаки представляют собой интегральные (многосторонние) характеристики объектов (влияние пол партий, сила протестных выступлений).

Этнокультурный фактор и экономические характеристики в контексте стратификации общества со стороны исследования. Деление по соц-пол взглядам и предпочтениям – яркое проявление в формировании политических партий. Все влияет на выбор!

Анкетирование.

Историк всегда работает с массовыми опытами и массовыми признаками. Непосредственно с объектами они не работают, связь осуществляется через источник. Массовые, повторяющиеся, однородные (их можно сопоставлять) признаки.

Сама процедура измерения по номинальной шкале, как и любое измерение, начинается с историко-содержательного анализа изучаемых явлений и процессов. Содержательный анализ, определение цели измерения, которые диктуются поставленной исторической задачей. Важность выбора единицы измерения. Этот отбор происходит на основе анализа структуры изучаемого явления или объекта и представляет собой элемент системы или структуры.

Одним из путей измерения является измерение по шкале наименований (измерение качественных признаков) процедура которого состоит в подсчете частот встречаемости объектов и явлений (исходных элементов структуры), обладающих важными для поставленной задачи свойствами. Эти свойства отражены в нарративных источниках и зафиксированы атрибутивными качественными показателями. Важным этапом является формализация. Формализация – это подготовка данных к измерению, перевод данных в удобную для измерения. Один из вариантов – кодировка единиц измерения. Эта процедура позволяет получать некоторые условные цифровые значения. При получении итогов измерения по этой шкале (показателей частот в частности) историк, как правило, оформляет эти показатели в виде таблицы (матрицы). Кроме того, формализация различных аспектов соотношения и сочетания элементов структур могут быть представлены в виде построения графов. (Формализация и проблемы формализации биографических данных о депутатах первой Госдумы в начале 20 века – как пример).

Лекция 5. Основные направления применения методика частотного измерения в социально-политических и историко-культурных исследованиях.

Что может историк получить от частотного измерения для решения своих задач? Историк изучает объект и работает с данными, кот характеризуют этот объект (социально-политически и историко-культурные исследования). Чтобы выявить закономерность, нужна повторяемость и однотипных данных (признаков). Эти объекты отличаются от других, т.к. они относятся к другим типам – по мере возрастания роли личности и по мере убывания объективных. Историк изучает нарративные текстовые источники.

Выбор методики измерения зависит от типа изучаемого явления (соц-пол и ист-культ), от особенностей отражения свойств этого объекта в историческом источнике через систему признаков (качественных в данном случае). Вот почему для изучения социально-политических и историко-культурных явлений на основе таких нарративных источников как летописи, жития, фил трактаты, публикации биографических данных, стенограммы, протоколы дебатов, требует использование методики частотного измерения.

Итог частотного измерения – показатель частот и измерение силы сопряженности чего-то. Понятия, необходимые при использовании процедуры частотного измерения:

1.  Качественные (атрибутивные) признаки: сложные и простые.

2.  Формализация (всегда при формализации обязательно необходимо структурирование данных и последующее кодирование.)  

3.  Выбор единицы измерения. Превращение текста в однотипные единицы, которое затем мы и кодируем.

4.  Матрица частот. Это таблица, на поле которой занесены показатели частот парной встречаемости в выбранных единицах измерения. При этом в первой строке и первом столбце идут коды выбранных измерений. На поле – показатели частот. Матрица несимметрична!

5.  Графы сильных связей. Визуализация итогов измерения текста, формализованный вид структуры текста, которая даже может рассматриваться как модель, содержащая количественные показатели измерения качественных признаков, содержащихся в тексте, для решения поставленной конкретной исторической задачи. Граф состоит из вершин и дуг. Вершина – закодированные элементы, дуги показывают направление и силу связи. В графы попадают самые часто встречаемые, но не всегда (иногда историка интересуют слабые связи). Порог встречаемости. Задается чисто эмпирически самим историком исходя из полученных матриц частот.

6.  Индекс тождества. Используется при установлении авторства (в частности) анонимных текстов, основанных на сравнении  языковых структур (матриц частот) текста, автор которого известен, с анонимным текстом. Идея самого историка о совпадении\несовпадении этих структур, а формально индекс может быть подсчитан как пропорция (соотношение) числа общих для обоих текстов вершин и дуг к общему числу вершин и дуг, характеризующих структуры письменного текста (?). Чем ближе к единице, тем выше вероятность того, что авторы совпадают.

7.  Показатели сопряженности.

Задачи, которые может решить историк с помощью этих методик частотного измерения:

·  Создание «нового» синтезированного источника – базы данных.

·  Методики интерпретации текстовых источников ранних эпох и нового\новейшего времени.

·  Установление авторства анонимных исторических текстов.

·  Возможность изучения механизма формирования политических предпочтений у законодательной элиты.

·  Контент-анализ, изучение проблемы массового и политического сознания социальных групп населения на основе массовых текстовых источников (жалоб, прошений, наказов, переписки).

Историки стали активно использовать возможности техники и методики измерения для формирования баз данных, в т. ч. по изучению социально-политической истории. Зачем нужно?

1.  При использовании не одного, а ряда источников для выявления необходимой информации значительно повышается информативная ценность нового источника.

2.  При выявлении и работе с несколькими изданиями однотипных сведений появляется возможность корректировки сведений данных, то есть возрастает степень достоверности.

3.  Процесс формализации данных позволяет постоянно пополнять базу данных другими сопоставимыми данными из других источников.

4.  Т.к. база данных предполагает не только хранение формализованных данных, но и пакет статистических программ их обработки, то появляется возможность проводить информационный поиск необходимых исследователю сведений.

5.  При занесении в базы данных сведений историк имеет возможность сохранить лексику источника и не обобщать (сжимать) эту информацию, а помещать всю информацию или её часть, которая содержится в источнике по определенным категориям, связанным с макетом базы данных. Предоставление многоразового пользования базой данных.

Лекция 6. Метод контент-анализа.

Опоздала на пару – начало лекции у даши\вики.

Анализ с точки зрения возможности применения системного подхода (рассмотреть явление как некую систему) и попытаться выявить частотность встречаемости элементов, измерить взаимосвязи между этими элементами и визуализировать эту структуру.

Анализ: новые возможности в создании комплекса источника нового типа (синтетического источника). На первый план – проблема формализации данных (примеры – изучение политической элиты и изучение исторических сообществ). Тенденция изменений=динамика. Структура – это все, что касается изучаемого явления. Стратификация общества – изучения структуры самого общества (как пример).  

Массовые данные об изучаемых явлениях и процессах – стенографические записи, делопроизводство в целом; периодическая печать и пресса, все текстовые источники (начиная с летописей и житий). Атрибуция – установление авторства. Превращение текста в массовые повторяющиеся элементы текста, кот являются единицей измерения.

Возможность изучения структур, явлений и процессов с помощью измерения взаимосвязей (изучения предпочтений политической элиты как пример).

Граф изображает структуру текста, кот изучают. Изменение структуры – изменение отношения между.

Контент-анализ является центральным и самым востребованным методом для изучения нарративных источников по социально-политической и культурной истории. Почему было важно найти такой метод, кот позволил работать с такими разноплановыми текстовыми источниками? В чем их особенность?

Особенностью изучения соц-политической истории является исследования массово-социальных и социально-индивидуальных и личностно-индивидуальных явлений. Нарративные источники: биографические, делопроизводственные данные, периодическая печать, переписка. В чем специфика информации? Информация представлена в виде текста и она либо слабо формализована, либо вообще не формализована. Анкетирование. Формализация – задача! Работа связана с систематизацией и упорядочением материала при анализе содержания нарративного источника, эта работа имеет свою традицию с середины 20 века, связана с потребностями социологических исследований по анализу содержания массовых коммуникаций. При этих практиках были сформулированы общине принципы формализации и приема анализа текстов, получивший название контент-анализа.

Суть метода контент-анализа в том, чтобы найти легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа, которые отражали бы наиболее существенные стороны его содержания. В таком случае само качественное содержание текста источника становится измеримым, т.е. доступным для точных вычислительных операций, а результаты анализа становятся более объективными. Процедура контент-анализа заключается в сведении рассматриваемого текста к ограниченному набору определенных элементов, которые затем подвергаются счету и анализу. Контент-анализ применяется при наличии обширного по объему несистематизированному материалу, когда его непосредственное использование затруднено для историка. В то же время такой подход полезен только в том случае, когда категории, важные для цели исследования, характеризуются определенной частотой встречаемости. Этапы контент-анализа:

1.  Составление списка интересующих исследователя первичных понятий, то есть выбранных из текста источника единиц измерения. В последующем вводят более укрупненные смысловые единицы, т.е. классы/категории первичных понятий. Такой единицей может быть социальная идея или социально-значимая тема, которая в тексте может быть выражена или одним словом, или устойчивым сочетанием слов или преподноситься описательно. Индикаторы – первичные понятия, по ним определяется наличие в тексте значимых для исторической задачи категорий. Индикаторы могут представлять собой слова или словосочетания, термины, имена, названия организаций, географические названия или упоминания об исторических событиях. Повторяющиеся индикаторы.  

2.  Выбор темы в качестве единицы анализа, в этом случае этот выбор предполагает разделение текста на определенные части (единицы контекста), в которых и определяются темы. Тема может относиться к соц-политической сфере, где первичными индикаторами могут быть отдельные события внутренней или внешней политики, лица-участники или инициаторы событий, отношения к событиям, способ достижения цели. Выделение интересов – социальной группы, кот заинтересованы в решении конфликтов, интересы могут быть и в социальной, и в личной сфере, и в национальной сфере.

3.  Формализация текста - получение кол характеристик – частот встречаемости смысловых единиц текста и частоты сопряженности частот встречаемости смысловых единиц текста. Построение графов (визуализация) выделенных структурных связей между элементами-смысловыми единицами. Интерпретация результатов.   

Лекция 7.

Сл. лекция – коллоквиум.

Историк работает именно с определенным родом источника и с особой областью исторического знания. В чем сложность измерения этих соц-политических и культурных процессов. Самое главное – формализация. Методический инструментарий – контент-анализ. Частотное измерение. Фактор встречаемости и сопряженности выбранных единиц измерения. Историческая задача определяет выбор единицы измерения. Надо сделать текст измеряемым.

Изучение социальной истории на примере исследования ментальности и массового сознания крестьянства 1905-7 гг.

Историческое – политическое сознание – идеологии. Долго думали, что у крестьянства не было никаких обособленных политических идей. Оппозиционно настроенная интеллигенция могла привносить свои  идеи. Шло крестьянство само на борьбу или же его кто-то вел? Самое сложно для историка в любой период – найти источник. Источники по этой проблеме есть, это жалобы и прошения крестьян в Государственную Думу. Кто-то – за использование этих источников, кто-то  - против. Их можно использовать еще и потому, что к ним можно применить формальный анализ.

Для изучения массового сознания крестьянства историкам необходимы массовые достоверные репрезентативные данные для его исследования. Этот источник кроме того должен обладать таким содержанием, в котором бы повторялись значимые для исследования элементы текста (признаки), а именно сознательности и самодеятельности крестьян, их соц интересов и политических предпочтений, распространение образования в деревне, ощущение чувства собственного достоинства. В этом смысле и по содержанию, и по форме вполне подходили бы для историка массовая документация приговоров, наказов, жалоб и прошений, направляемых в Гос. Думу. Эти док-ты хранятся в фондах и центральных архивах. Но есть проблема достоверности этих массовых документов по приговорному движению по той причине, что крестьяне несомненно испытывали «преступную агитацию» по мнению верховных властей. Док-ты подлежали конфискации. В этих данных содержаться собственно крестьянские взгляды или привнесенные?

Среди этих док-ов есть часть авторства крестьянского, часть - в соавторстве с представителями интеллигенции. Работа на достоверность. Насильно прямо заставить особо нельзя. Но если согласны – то есть подпись. В целом общая закономерность передает сознание крестьян.

Учитывая природу этого источника и природу его происхождения, историки использовали их для изучения массового сознания крестьянства и применили к этому источнику метод контент-анализа. Описательный способ тут не работает. Историку нужен метод, кот позволял бы учесть информацию, содержащуюся в каждом документе. К-анализ в данном случае, предполагающий анализировать отдельный смысловые единицы и их взаимосвязи, предполагает выделение ключевых слов, понятий и суждений. При изучении наказов\приговоров в этот хронологический период в распоряжении историка было 200 текстов. 1 этап – выделение 6 групп по форме высказывания – суждения, запросы, требования, призывы, лозунги, постановления о конкретных мерах, обещание заверения. Было выделено 177 признаков, кот уже были сгруппированы в следующие категории: суждения о малоземелье, отношение к думе и так далее. Подсчитывались частоты встречаемости (от 1 до 105, средняя частота – 11-12). Для исследования историк работает и с высокочастотными требованиями и с низкочастотными. Часто встречаемые – разорение, нищета, малоземелье и так далее, все проблемы крестьян, враждебное отношение к самодержавию.

Лекция 9 (на 8 был коллок). Методика экспертной оценки при изучении социально-политической истории.

Возможности, кот у историка есть и кот активно используются политологами и социологами (экспертная оценка).

Вторая шкала – шкала порядка. Возможности и сложности - ? По шкале порядка изучают соц-пол и ист-культ явления, отраженные в источнике качественными атрибутивными признаками и преимущественно сложными атрибутивными признаками. Суть измерения по шкале порядка состоит в процедуре ранжирования объектов, то есть выстраивания этих объектов по степени возрастания или убывания анализируемых свойств, то есть характерных черт, содержательно значимых для историка при изучении конкретных исторических проблем. Проведение ранжирования по шкале порядка (пример измерения – сравнение партий, получение ранжирования и партий, и их лидеров). Ранжирование движений по силе и т.д. Качество знания разделено на градации – в экзаменационной оценке. При изучении историк несомненно испытывает потребность в измерении сложных атрибутивных признаков (сила политических партий\интенсивность протестных выступлений) и при изучении социо-культурных явлений, рейтингов определенных концепций.

2 момента: при изучении сложных принципов историк также проводит подготовку к измерению путем его структурирования и формализации. О количественном показателе измерения по данной шкале является балльная характеристика, получаемая в результате использования методики экспертной оценки.

Показатели очередности при измерении по шкале порядка означают порядок расположения объектов по интенсивности проявления значимого изучаемого свойства и этот показатель очередности называется ранг объекта. Так как показателям можно придать численное значение, то они становятся количественными. Но т.к. интервалы между объектами количественно неопределенны, то историк использует  при измерении сложных атрибутивных признаков экспертную оценку, выраженную в этих баллах.

Балл – количественное выражение отдельных или совокупных атрибутивных свойств объекта, отражающих степень интенсивности их проявления. Трудность экспертной оценки в том, что она не дает понять кто лучше или хуже, а всего лишь ставит степень различия. Эта интервальная оценка должна быть строго обоснована историками.

От чего зависит определение (интервал)? Он зависит от сложности самого явления и компетентности эксперта, но этот интервал всегда будет носить конвенциональный (условный) характер. Условные баллы могут сильно варьироваться в зависимости от того как эксперт оценивает выделенные им свойства и характеристики. Историк всегда использует низшую шкалу (номинальную). Баллы носят условный характер. Важность широкого охвата многомерной оценки, необходимо сделать оценку многомерной, при этом все равно должна быть возможность считать сопряженность и выстраивать графы.

ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО СОЦИАЛЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ НА ОСНОВЕ МАССОВЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ.

Особенность измерения в этой сфере – социально-экономические явления относятся к массовым и массово-социальным историческим явлениям. В основном изучаются на основе массовых статистических данных,  а измерение проводится по метрическим шкалам (интервальная и пропорциональная). История экономических сюжетов – аграрная история к примеру. Переписи – с 1897 года. Церковно-приходские книги, земельные переписи, статистика производств.

Ряд сложностей: при измерении кол признаков, в скот работает историк, является проблема единиц измерения. Единица измерения при изучении соц-эк истории и статистических показателях является категорией исторической. Измерение по десятинам, урожай по площадям посева либо по сам-3, денежные единицы. Надо быть острожным с историческими единицами измерения при работе со статистикой. Историк при измерении статистических данных часто работает системой эталонных единиц измерения, а именно работает с натуральными и метрическими единицами измерения. Необходимо достигать однотипности данных с точки зрения единиц измерения, характерных для определенной исторического периода. Разнородность единиц измерения – 1 из сложностей измерения статистических данных, ибо требует от историка получения сравнимых по содержанию численных показателей. Историк может работать с абсолютными и относительными количественными показателями. Абсолютные дают масштаб, относительные – силу проявления.

1.  Проблема достоверности статистических данных.

2.  Проблема репрезентативности статистических данных.

3.  Задачи информационного представления (информационно-поисковые задачи).

Как второе – все, что связано с понятием статистической взаимосвязи (статистические связи). + все методы взаимосвязей кол показателей, модели структур соц-эк объектов и явлений.

Как третье – методы изучения динамики соц-эк явлений.

Как четвертое – методы изучения типологий.

Лекция 10. Количественные методы в источниковедении массовых статистических данных по социально-экономической истории.

 Опорные моменты – все связано с количественными статистическими признаками, попытка выяснить закономерности в массовом объекте.

Методы проверки репрезентативности и выборочный метод. Репрезентативность – качественная (признаки) и количественная (объект). Объекты массовые, а субъектом является историк.

Проблема достоверности статистических или историко-статистических данных. Для чего нужны конкретный методы при изучении конкретных статистических источников?

Что такое достоверность? Источник и данные об источнике могут быть достоверными, но нерепрезентативными и репрезентативными, но недостоверными. Достоверность данных понимается историками точность. Точность – в данном случае, это точность измерения количественных признаков, содержащихся в источниках. Так как историк изучает человека во времени и то, что он изучает, находится от него на определенной дистанции, то он работает только с оставшейся информацией, которая нашлась в источнике. Понятие точности изменения кол-вых признаков предполагает определенную вариацию варьирования )изменения) признаков от приблизительных оценок до достаточного соответствия показателя действительным размерам. Ошибка измерения – это различие между величиной полученных в результате измерения и тем истинным значением признака, который характеризует его в этой исторической реальности. Причины ошибок и их типология:

1.  Случайные. Имеют разнонаправленный характер. От погрешности, выявить их сложнее. История бытования источника может выдать эти случайные ошибки. В случае, когда историк работает с массовыми статистическими данными, кот характеризуют массовые исторические объекты, применение кол методов направленных на выявление закономерностей развития изучаемых объектов позволяет нивелировать или уменьшать погрешности и случайные ошибки.

2.  Систематические связаны с неким преднамеренным искажением (занижением\завышением) данного показателя и данной мысли, то есть с определенными субъективными интересами у т.н. творца источника. Пример: дворянский банк, кот давал ссуды помещикам, завышение показателей описи с целью получить больше ссуды. Отсюда и проблема ипотеки. Они легко убираются, т.к. понятен их смысл.

Кол методы позволяют решать проблему достоверности статистических данных с помощью метода корреляционного анализа. Задача, стоящая перед историком, сводится к тому, что если историк имеет в своем распоряжении данные, позволяющие ему выделить историю происхождения этого источника и провести сравнение на предмет достоверности или найти упоминание этого источника в других – проблем нет. А если 1 и то недостоверный источник или несколько недостоверных – проблема. Применяется метод корреляционного анализа. Идея проверки состоит в системном подходе к изучению различных объектов социально-экономической истории, а именно – это представление о том, какова структура системы изучаемого объекта (помещ хоз-ва, аграрного строя и т.д.) и о характере взаимосвязей между элементами этой структуры. Пример проверки достоверности статистических данных – это корр анализ данных о сельскохоз наемных рабочих и группы источников (перепись 1897 и комиссия 1901).

Корреляционный анализ как показатель взаимосвязи между признаками, характеризующими объекты социально-экономической истории. Коэффициент корреляции изменяется от -1 до 1, если ноль – то взаимосвязи линейной нет, это идеальный вариант. Он показывает:

·  характер взаимосвязи (силу или тесноту взаимосвязи), не показывает направление связи. Вся интерпретация только на голове историка. Дает знак, который показывает коэффициент корреляции. Важно значение этого коэффициента.

Проблема репрезентативности исторических данных. Репрезентативность – представительность, насколько полно представлены все типы изучаемых явлений и объектов. Она определяет исторический масштаб исследования. Пример – описание дворянских имений в дворянском земельном банке. Репрезентативен ли этот источник для изучения поместного хоз-ва в России? Нет, но зато будет репрезентативен для изучения дворянского хоз-ва.

Историк, работая по проблемам истории нового и новейшего времени имеет в своем распоряжении огромные документальные массивы, в т. ч. и массовые статистические источники, при этом масштабы данных огромны и непосильны для сплошного анализа. Вопрос формирования выборки, т.е. только отбирания часть материала и сделать выводы относительно всей совокупности – можно принять выборочный метод.  Принципы формирования репрезентативной выборки (реп выборка – в кот отражаются все св-ва ген совокупности должна быть случайной, а случайная выборка – это такая выборка, при которой каждый элемент ген совокупности имеет равный шанс попасть в выборку). Способы формирования случайной выборки – механический отбор или её формирование на основе таблицы случайных чисел. Ошибка выборки – для этого историк должен решить вопрос об объеме выборки и удовлетворяющей его степени вероятности итоговых наблюдений. Чем больше выборка, тем меньше вероятность ошибки. Объем и степень однородности – показатели. Историк проводит часть выборки сам, типологично, а потом по типам – случайность.

Когда в распоряжении историка есть только остатки материалов, которые ему необходимы для изучения. Это «естественные» выборки, неполные данные. В этом случае с выборками, которые сформировались в результате степени сохранности/были таковыми по происхождению (земские обследования), историк может только проверить т.н. случайность выборки, т.е. случайность варьирования признаков выборки. Т.е. непреднамеренность выборочных данных  методом критерия знаков и серий.

Лекция 11. Методы изучения динамики и структур соц-экономических явлений и процессов.

Природа явлений, кот историк изучает. Специфика – особый тип явлений и источников, пространственно-количественные признаки. Историк заинтересован в решении проблем, связ с самим источником, надо быть уверенным в надежности данных, кот имеют место быть в источнике. Историк на современном этапе может решать проблемы достоверности данных (корр анализ), репрезентативности данных в 2х разных вариантах (при скованности историка – критерий знаков и при большом массиве данных – формирование выборки и выборочный метод), при изучении массовых статистических источников кол признаков историк имеет возможность увеличения информации за счет получаемой дополнительной структурной информации. Это происходит за счет различных методик измерения взаимосвязей и других видов соотношений между признаками.

Как историк может увеличить значимость источника для себя? Методы анализа и динамики. Проблема динамики в исторических источниках может решаться на 2х уровнях:

1.  Микроуровень. Как правило связано с выявлением изменений отдельных микрообъектов (отдельных дворов, имений, предприятий, человека) в их вертикальной мобильности. Такого рода задачи очень популярны в ист сообществе при изучении темпов и особенностей при изучении соц мобильности представителей различных соц, возрастных, этнокультурных и других проф групп населения  в опр исторические периоды и при сравнительно-исторических исследованиях. Вертикальная социальная мобильность (соц лифт). Методика. Задача – выявить состояние изучаемых историком объектов (фермеры в 3х поколениях) в различные временные моменты. Должен быть источник, дающий возможность производить поиск интересующих историка объектов в эти необходимые ему разные периоды и моменты времени. Задача решается с помощью розыска каждого их объектов в соответствующие зафиксированные источником временные периоды. Для решения этой задачи применяются поисковые информационные технологии.

Примером такой задачи является выявление динамики хозяйственной состоятельности отдельных крестьянских дворов. Источник – подворные описания крестьянских хоз-в за первую половину 19 века. на основе их обработки историки пытались выявить динамику крестьянских дворов этого период. С этой целью розыск каждого двора, зафиксированного в начальной подборной подписи. Поиск этих же дворов во всех послед подписях, разделенных периодами 15-20 лет. Дворы разыскивались по именному составу семей – имя-отчество. Предварительная подготовка данных – формализация, то есть кодировка этого материала. Отождествление дворов происходило на основе совпадения не менее 2х имен и отчеств, при этом дворы, по которым не было таких совпадений, рассматривались как прекратившие свое существование. Итоги:

·  Какое число раз дворы каждой группы (3 группы по шкале бедный-богатый) передвигались из группы в группу – частота

·  Какое число раз дворы каждой группы оставались в первоначальной группе?

·  Сколько дворов, зафиксированных в первой описи, оказались в верхней/нижней группе?

Эти данные позволили выявить процесс мобильности хоз-в. Наиболее существенные изменения в первой половине 19 века произошли в земледельческой деревне. В первой трети средний слой – переход в зажиточную группу, но к середине века явно доминирующим становится переход в бедность, то есть тенденция движения вниз.

2.  Макроуровень. Изучение и анализ очень масштабных и длительных сложных исторических процессов. Пример – исследование формирования единого аграрного рынка с 18 до начала 20 века (Милов и Ковальченко). Использование данных о ценах, то есть динамические ряды цен на зерновые/рабочий скот/рабочую силу. Понимание рынка как арены действия законов стоимости привело к тому, что если закон стоимости начинает активно действовать, то он и определят процесс формирования цен на все остальные товары. Массовые данные о ценах и их обработка с помощью корреляц анализа, кот показывает степень взаимосвязи этих цен.

При этом историк может использовать разные методики кол анализа и компьютерных технологий. Именно в соц-эк истории используется моделирование. Попытка моделирования структуры всероссийского аграрного рынка. Всегда в моделях имеет место т.н. этап теоретического построения модели и эмпирической модели, то есть уже включающие некие методики и обработку кол данных. Теоретической моделью историки предлагают: самый ранний этап характеризуется господством нат хоз-ва и ограниченным развитием товарно-денежных от ношений. В этой ситуации есть только местные рынки, и взаимосвязь цен на основные товары\землю\рабсилу будут взаимосвязаны только в ограниченном пространстве. По мере развития рынок становится уже регулятором общ производства и механизма спроса и предложения, то есть развитие рынка можно изучать путем выяснения степени проявления закона стоимости на основе анализа степени сопряженности (коэфф корреляции) изменений вв ценах в различных пунктах. Процесс формирования раннего рынка изучался по нескольким периодам: сер 18 после отмены внутренних тамож пошлин, начало 19, сер 19, начало 20 веков. При обработке с помощью динамических рядов была получена огромная новая информация о движении и взаимодействии цен. Историками было доказано, что в сер 18 века рынок на основные сельхоз продукты достиг высокого уровня взаимосвязи. Сформировались лишь региональные рынки, центральночерноз рынок и т.д. в начале 19 века они стали объединяться в единый рынок, кот завершился к концу 19 века.

Структура – смотри в учебнике.

Лекция 12. Моделирование в изучении социально-экономической истории.

Какую пользу и какой смысл имеют те или иные методы для развития исторического исследования и для познания истории в разных областях? В сфере социально-экономической истории исследователи получили возможность использования метода моделирования для изучения сложных социально-экономических явления и объектов, их структур, их динамики и их типологии. Это 3 главные задачи, кот требуют от историка новых методов исследования. Модели в истории прежде всего используются в плане изучения структур соц-эк объектов и явлений. При этом необходимо построить теоретическую модель явления и эмпирическую (количественную) модель исследуемого явления.

На первом этапе историк должен сформулировать наиболее значимые характерные черты или элементы структуры изучаемого объекта и характер функционирования этих элементов структуры, то есть их определенной взаимосвязи. Тут же историк должен создать «пространство признаков», т.е. те основные показатели или характеристики структуры изучаемых объектов, через которые возможно анализировать/раскрыть эту историческую суть изучаемого явления или же блядь ебанного объекта. Важность социальной мобильности объектов. Пример теоретической модели – модель аграрного рынка России. Она состоит в описании возможных состояний рынка в разные исторические периоды, где осн идеей модели является идея действия закона стоимости. Это проявление закона стоимости позволило историкам говорить о том, что его действия через показатели цен (их динамические ряды). Как действует закон стоимости через показательные цены? Кроме того, чтобы найти показатели, историк должен еще показать, каким методом можно воспользоваться, чтобы раскрыть это действие закона стоимости. Был предложен метод корреляционного анализа. Почему был предложен такой метод? Регулятор через спрос и предложение. На теоретическом этапе историк также должен решить, какие результаты он ожидает. Если динамика цен тесно взаимосвязана, то тогда  можно говорить о достаточном развитии рынка. Только новая информация, кот нет в источнике и кот может быть получена, может быть получен коэффициент корреляции, кот показывает характер взаимосвязи . на уровне теоретического построения модели надо изучить и историческое содержание явления, сформулировать гипотезу и общ идею явления, общее пространство признаков, должен определить метод и какую информацию он получит с помощью этого метода. Должен прописать эти этапы формирования рынка.

На втором этапе историк уже эту сформулированную модель использует для того, чтобы применить все это на основе выбранного им источника. Чтобы применить модель на эмпирическом материале, то есть на статистических данных, он её строит. Эмпирическая модель рынка – эмпирическая модель – просчитанные коэффициенты корреляции. То есть с точки зрения значения по модулю, кот показывает силу взаимосвязи. Это дает уже конкретный материал о степени развития рынка в выделенный исторический период.

Нельзя взвесить каждый отдельный случай. Есть статистика в целом по губерниям европейской России, кот является абстракцией часто. Надо построить модели капиталистического и докапиталистического развития. Они будут построены на различиях в системах. Какие нужны признаки? Расходы и доходы помещика на инвентарь и остальное. Далее определяется метод, с помощью которого извлекается скрытая структурная информация. Затем мы получили данные. Нужна теперь статистика – эмпирические данные. Брали описания имений, заложенных в дворянском земельном банке, кот содержали одновременно и описание системы ведения хоз-ва, и статистические данные о характеристиках помещичьего хоз-ва, необходимых и достаточных для раскрытия типа ведения этого хоз-ва (отработочный/капиталистический). Историк берет группы описаний имений (хоз наймом за счет владельца /  хоз испольно). На этих 2 группах и апробировалась эта теоретическая модель. Теоретически эти модели должны были отличаться показателями корреляционной взаимосвязей. Там, где найм – высокие и наоборот (по идее должно получиться). Таки-получили такие результаты в моделях. Дальше историк может работать с любым статистическим материалам без указаний типа хоз-ва и он может каждый раз, подсчитав коэффициент, сказать, насколько близка матрица к типу отработок или к капитализму.

Еще 1 вопрос перед историками – может ли историк использовать не только фактическое моделирование, а может ли он применять альтернативные модели? Какие проблемы возникают, если историк задается целью строить альтернативную модель? Альтернативная модель – предполагает построение модели, кот не существовала в реальности, но могла бы существовать, но или не существовала, а сконструирована вообще историком? Пример: альтернатива строится тогда, когда в реальной истории были какие-то предпосылки для развития другим способом. Какой путь развития крестьянства был бы – прусский или фермерский, если бы после реформы все пошло по-другому. Доля неучтенного признака, кот историк не учитывает. Историк должен постоянно пользоваться многовариантными расчетными данными – для оценки было бы интересно сделать такие модели. Это все делается только для гипотетической оценки. Альтернативная модель делает колоссально число допусков и расчетов.

Контрфактическая модель - построение неких моделей самим историком-исследователем, которые не имели никаких предпосылок, но теоретически допустимы. Модель Фогеля – что было бы, если бы не было ж/д в США, если бы они не строились так много.

Лекция 13. Методы многомерного анализа. Типология социально-экономических объектов и явлений.

Сл. лекция – коллоквиум.

Типология и для чего она нужна. Методы изучения типологии социально-экономических объектов и явлений (кластерный анализ и факторный анализ). Итог, получаемый при применении этих методов и их количественный показатель (кластер – показатель расстояний, мера рассеивания; фактор – факторная нагрузка и факторный вес). Суть факторного анализа, этапы его применения. Группировка и агрегирование признаков интерпретация факторов; группировка соц-эк объектов и определение уровня развития объектов по фактору.

Т.к. работа с массовыми объектами, то изучение сложных процессов экономического и социального развития. При изучении соц-эк истории одной из основных задач является выделение общего и особенного. Например, при изучении аграрного развития выделяются типы аграрного развития, общие черты объектов внутри этого типа с точки зрения общих характеристик развития с/х производства. При этом историк выделяет и особенности этих типов и из отличие друг от друга. + сложности при изучении сложных соц-эк объектов. Трудно провести типологию традиц методами. Сложности при применении традиционных методов:

1.  Историк может использовать ограниченное число признаков. Уже 3 – тяжело. Это ведет к обеднению типологии, а это ведет к обеднению самого явления.

2.  Нет четких объективных критериев выделения типологии. Например, посев и поголовье скота – разные группировки.

3.  Невозможно провести сопоставление итогов, к которым пришли разные ученые.

Характеристика методов многомерного анализа как методов измерения соц-эк объектов и явлений и как способ их типологии. Цель – выделить в многомерном пространстве признаков компактные группы, близких друг к другу  по значительному набору признаков, то есть характеристик.

Факторный анализ. Позволяет историку решать 2 задачи, а именно группировать признаки и выделять скрытые факторы, и группировать объекты. Каждый объект может иметь несколько измерений, например, крестьянское хоз-во (посев, кол-во скота и населения и т.д.). Каждый объект как некая точка. Близость или отдаленность объектов друг от друга может вычисляться показателями расстояний. Но в факторном анализе действуют иначе. На первом этапе историк решает задачу «сжатия» или агрегирования первоначальной информации. Суть этого этапа состоят в выявлении основных факторов, которые характеризуют структуру объектов и «вбирают» в себя без потери информации конкретные признаки, характеризующие изучаемые объекты. Т.е. на этом этапе историк без потери информации решает задачу максимально полного многогранного взгляда на изучаемые объекты. На первом этапе совокупность исходных признаков распадается на группы, каждая из которых отражает действия определенных факторов-причин. Методически задача сводится к выделению сильно взаимосвязанных закоррелированных признаков, взаимосвязь которых обуславливается действием скрытого не водящего в данную группу фактора признака. Историку важно расширить число признаков и при анализе работать только с ограниченным числом признаков. На первом этапе историк получает важный количественный показатель – факторную нагрузку. Факторные нагрузки – это скрытая доп структурная информация и количественный показатель использования метода факторного анализа на первом этапе. Это значение коэффициента корреляции каждого из исходных признаков с каждым из выявленных факторов. А чем выше коэфф.корреляц., тем сильнее связь и наоборот, если положит – прямая пропорциональность и наоборот. Доля объясненной дисперсии, она подсказывает значимость выделенных факторов для объяснения этих явлений, кот выделил историк. Это – доказательство репрезентативности выделенных факторов. Так что тут основная задача историка – интерпретация выделенных факторов.

Второй этап – установление веса каждого объекта, то есть его развитие по определенному выделенному фактору. Типы крестьянских хозяйств в европейской России в 1917 году. Для любой многомерной классификации историку необходим источник, то есть кол показатели, характеризующие массовые объекты. На первом этапе выделялись факторы, определяющие особенности крестьянского хоз-ва в пространстве 35 признаков. Выделение из них 4 фактора. Некий фактор, кот усиливая своё действие, ведет к улучшению хоз-ва. второй фактор – наемная рабочая сила. Фактор 1 – производственный уровень, 2 – развитие найма ( то есть экономический и социальный процессы). Так что теперь можно провести классификацию объектов, в данном случае – кр хоз-ва губерний. Проведенная типология объектов выделила 4 типа крестьянских хоз-в. показатели факторного веса и показатели факторной нагрузки.

Коллоквиум – по трем темам (раздел 3). Вопросы по достоверности и представительности стат данных. Достоверность – корреляц анализ, надо быть в состоянии сказать, что является основанием о суждении о достоверности или недостоверности выводов. Какой объем выборки является достаточным? От чего он зависит, это доказывается путем сравнительного анализа, показателей, в т.ч о определенному объему выборки. Что является кол подтверждением чего-либо? По динамике все легко, там 2 уровня, нельзя путать задачи. Для микроуровня – метод информац поиска и отождествления. + вопрос по типологии. 


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?