Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Архивные источники по дипломатическим взаимоотношениям РК

28895

Архивные источники по дипломатическим взаимоотношениям РК являются одним из актуальных вопросов современного периода и представляют огромный интерес для исследователей.

Из архивов Центрального государственного архива (ЦГА) и Архива Первого Президента РК (АП РК) при Казахстанском институте стратегических исследований было получено огромное количество материала по торгово-экономическим, политическим и культурным взаимоотношениям нашей страны с разными странами дальнего и ближнего зарубежья на начальном этапе становления дипломатических отношений нашего государства. Особенно в Архиве Президента РК накоплена обширная база архивных материалов, поделенная на определенные фонды и описи. Прежде всего, это материалы Аппарата Президента и Кабинета Министров РК и документы МИД РК. В основном хранятся документы, составленные или заключенные в первой половине 90-х годов ХХ в. Одним из таких фондов является Фонд № 5-Н Опись 1 дел постоянного хранения за 1992 г. Эти архивные источники были поделены на 2 подраздела. Первый включил документы о внешнеполитической деятельности со странами СНГ, а второй – документы о сотрудничестве со странами дальнего зарубежья. В первом подразделе представлены меморандумы, международные соглашения и документы о подготовке и проведении заседаний советов глав государств и правительств СНГ об организации материально-технического обеспечения, о взаимном экономическом и культурном сотрудничестве со странами СНГ, Балтии и Грузии. Во второй раздел вошли документы об итогах встреч глав государств и правительств, о присоединении Казахстана к международным Конвенциям, заключения международных экспертов по проблемам финансов и инвестиций, налогообложения в республике. Имеются документы о сотрудничестве с ФРГ в подготовке и повышении квалификации специалистов в области экономики, с международными структурами МВФ, Всемирный банк. В Отделе внешних связей сосредоточены документы о национальной внешнеполитической деятельности, о формировании валютного фонда Казахстана и его использовании. Имеются проекты и предложения международных финансовых организаций содержащие коммерческие обоснования затрат, результатов, обязательств и гарантий по предоставлению республике кредитов, а также документы по осуществлению республике кредитов, а также документы по осуществлению контроля за расходованием иностранных инвестиций и кредитов, об экспорте и импорте сырья, бартерных операциях в добывании и перерабатывании промышленности, в сельском хозяйстве. Кроме того в разделе представлены документы о подготовке зарубежных визитов делегации Казахстана и встреч иностранных представителей в республике, о реализации межгосударственных договоров и соглашений.

Большая группа документов по торгово-экономическим отношениям условно разделена по географическим направлениям: со странами Европы и Америки; со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Среди них имеются документы, отражающие сотрудничество с иностранными фирмами, открытие совместных предприятий. Кроме того в опись вошли отчеты Министерства торговли, Таможенного комитета, Министерства внешнеэкономических связей, Казвнешэкономбанка, МИД о развитии сотрудничества с учреждениями зарубежных стран. Документы отдела культуры и межнациональных отношений освещают государственную политику в сохранении межнационального согласия, по охране и защите культурных ценностей, СМИ в условиях перехода к рыночной экономике. Имеется большой комплекс документов о ходе выполнения правительственных постановлений по культуре, об увековечении памяти лиц, внесших вклад в историю, науку, культуру.

Документы отдела политического анализа освещают составные вопросы реализации международных обязательств РК по поддержанию международной безопасности, контроля над вооружениями, укрепления мер доверия раскрывающих сотрудничество с такими международными организациями, как ООН, НАТО, ОБСЕ, СВМДА, МАГАТЭ. Интерес представляют и документы о социально-политической обстановке в отдельных государствах СНГ, о принятых мерах по стабилизации обстановки и прекращения вооруженных конфликтов в Приднестровье, Нагорном Карабахе и т.д.

В мае 1992г. Республика Казахстан стала членом ЮНЕСКО и получила возможность принимать участие в ряде крупных международных акций (тегеранском конгрессе по культурному и научному сотрудничеству в Азии, и региональных конференциях комиссии стран Европы и Азии и др.) и программ (международная программа ЮНЕСКО подготовки в области планирования образования и администрирования и др.). Казахстан принял участие в долгосрочной комплексной программе ЮНЕСКО «Великий шелковый путь – путь диалога», под эгидой ЮНЕСКО было подготовлено и проведено празднование 150-летия со дня рождения Абая Кунанбаева. Все эти мероприятия также отражены в документах МИД.

В Отделе по делам СНГ имеются документы о создании СНГ, установлении и развитии двусторонних и многосторонних отношений, активизации интеграционных процессов среди государств-участников СНГ, об участии Казахстана в работе Исполнительного Секретариата в Совете Глав государств в СНГ, документы о подготовке и проведении встреч и итогах визитов государственных и политических деятелей, справочно-информационные документы, о внутриполитической, социально-экономической обстановке, внешней политике России, государств Средней Азии, Украины, Белоруссии, Молдовы, Закавказья, Балтии.

В международном отделе сосредоточены тексты выступлений Президента РК и тезисы к ним на международных совещаниях, конференциях, в Конгрессе США, на приемах ФРГ, Франции, Японии, информации об установлении и развитии политических, экономических, культурно-гуманитарных и других отношений между РК и странами Западной и Восточной Европы, Азиатским, Азиатско-Тихоокеанским регионом и документы об участии РК в работе ЕС, о решении проблем немцев, проживающих в Казахстане. В отделе сконцентрированы документы об установлении дипломатических отношений РК с Грецией, Боснией, Герцеговиной, ФРГ, Швецией, Австрией, Англией, Италией, Нидерландами, Францией, Канадой, Мексикой и т.д. В этой связи представляют огромный интерес архивные фонды принадлежащие Управлению стран Америки и Европы. К таким документам, прежде всего, относятся записи бесед министров иностранных дел с дипломатами других стран. Например, запись бесед министра и зам. министра иностранных дел РК с официальными лицами Французской Республики, с сотрудниками Посольства Франции в РК за 1992 г. (со 2 марта по 7 октября) на 7 листах [1]. Данный позволяет проследить за процессом двусторонних консульских взаимоотношений, подведения некоторых итогов торговых связей, обсуждение и решение совместных перспективных вопросов и проблем.

В ходе беседы Министра иностранных дел РК Т. Сулейменова с Государственным секретарем по Внешним делам Французской республики господином А. Вивьеном было замечено, что между двумя странами следует развивать, прежде всего, культурные отношения. Относительно торгово-экономических отношений собеседник отметил, что французская сторона заинтересована в защите инвестиций, арбитраже, в Конвенции о налогах, чтобы избежать двойного налогообложения. Французской стороной подготовлены проекты. Он отметил, что многие фирмы желают сотрудничества с Казахстаном [2].

Во время беседы с Послом Франции Б. де Фуко был обсужден ряд вопросов:

1. Использование ядерной энергии в мирных и военных целях. По данному вопросу было установлено, что Казахстан направил от имени Премьер-министра заявление о вступлении в МАГАТЭ и был готов заключить соответствующее соглашение с этой международной организацией относительно постановки под ее контроль мировых ядерных объектов на территории Казахстана;

2. Относительно приезда в Алматы в мае 1992 г. французского посла для создания консультативной помощи по вопросу государственного устройства, создания Национальной школы администрирования;

3. О предоставлении Посольству Франции исключительного права на приобретение здания для резиденции Посла. По данному вопросу было установлено, что возможна только долгосрочная аренда (до 99 лет). Одновременно был поставлен вопрос о взаимности предоставлении помещений под Посольство РК в Париже [3]. Данный документ официально закрепил согласованные политические и экономические интересы обеих стран. Из ряда документов об установлении и развитии двухсторонних отношений между РК и Республикой Польши за 1992 г. на 11 л. [4] видно, что Правительство Польши 27 декабря 1991 г. признало РК в качестве суверенного государства и поддержало готовность двухсторонних межгосударственных отношений на основе уважения Устава ООН и обязательств, вытекающих из Хельсинкского Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и Парижской Хартии для Новой Европы. Но самое главное это установление дипломатических отношений выражающихся в установлении экономического, торгового и культурного сотрудничества, а также обмене своими представительствами в ранге Чрезвычайных и Полномочных послов. [5].

Из архивных материалов установлено, что МИД Республики Польша принимает предложение МИД РК о проведении в Алматы переговоров по проектам договора о добрососедском сотрудничестве между двумя государствами, соглашения о взаимной охране мест и памяти о жертвах войны и репрессий, консульской конвенции, а также по вопросам открытия в Алматы Посольства Республики Польша в РК.

Чрезвычайный интерес представляет свод архивных дел содержащих документы двусторонних отношений между РК и ФРГ в сентябре 1992 г. на 68 л. [6]. Особо следует выделить два документа - «О ходе выполнения соглашений с ФРГ» (22.09.93) и «Соглашение между Правительством ФРГ и Правительством РК о поощрении и взаимной защите капиталовложений». Первый документ был составлен в ходе визита Н.А. Назарбаева в ФРГ в сентябре 1992 г.

По данному документу были осуществлены следующие мероприятия:

1. Подписан договор между РК и ФРГ о поощрении и взаимной защиты капиталовложений подписанный в Бонне 22 сентября 1992 г. Ратифицирован Верховным Советом РК 29 января 1993 г.;

2. Создана казахстанско-германская межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству;

3. По согласованию с германской стороной подготовлен пакет инвестиционных проектов на общую сумму 1050,62 млн. долл. США;

4. В рамках германской кредитной линии Министерством промышленности предоставлено

48 инвестиционных проектов;

5. Германская сторона предложила заключить следующие соглашения:

1) Между Федеральным Министром экономики ФРГ и Министром экономики Казахстана об использовании вторичного сырья;

2) Соглашение между Правительством РК и Правительством ФРГ о культурном сотрудничестве;

3) Соглашение между Правительством РК и Правительством ФРГ об уходе за военными могилами;

4) Соглашение между Правительством РК и Правительством ФРГ о взаимной помощи при стихийных бедствиях или крупных авариях;

5) Соглашение между Правительством РК и Правительством ФРГ об отправке германских учителей в казахстанские школы;

6) Принятие Верховным Советом РК закона «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» [6].

Второй документ - «Соглашение между Правительством ФРГ и Правительством РК о поощрении и взаимной защите капиталовложений» экономически подкрепил двусторонние дипломатические связи. В данном документе были оговорены двусторонние права, обязанности и гарантии. Например, 1. Обе стороны были обязаны на своей территории прививать и способствовать осуществлению инвестиций граждан или Компаний других;

2. Обе стороны были обязаны не наносить ущерб случайными или дискриминационными мерами управлению;

3. Обе стороны были обязаны создавать условие для инвестиций, принадлежащих или контролируемых гражданами или компаниями других договаривающихся сторон; и т.д. В общем, данное Соглашение, подписанное в 1992 г. между Правительствами РК и ФРГ, было продлено на 15 лет с датой его подписания [7].

Чрезвычайный интерес представляют некоторые документы ЦГА. В архиве существует целый фонд материалов посвященных непосредственно культурным взаимоотношениям Казахстана с другими странами в начале 90-х годов ХХ столетия. Это фонд, посвященный деятельности Казахского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом «Отан». Данные этой организации позволили изучить характер и взаимные интересы двусторонней и многосторонней дипломатии нашей страны с зарубежными государствами. Например, Соглашение о культурном сотрудничестве между Государственным комитетом КазССР по культуре и Министерством культуры Турецкой республики [9] закрепило двусторонние интересы обоих государств в области науки, культуры и искусства. Согласно ему, стороны ежегодно стали проводить на взаимной основе Дни культуры и искусства; открыли в обеих столицах (в Алматы и Анкаре) культурные центры и, на взаимной основе ежегодно организовывают в своих странах Недели кинофильмов. В целом, данное соглашение охарактеризовало тенденции взаимного сотрудничества между нашими странами с 1990 по 1992 гг.

Но это еще не весь перечень архивных источников, а только небольшая часть, посвященная начальному периоду становления и развития дипломатических связей нашей Республики.

Архивная база весьма обширна и разнообразна. Особый интерес представляют документы МИД за 1993-1995гг. Они объединены в один фонд и по составу и содержанию, представляют достаточно полную информацию о деятельности внешнеполитического ведомства Казахстана.

По составу и содержанию архивные документы МИД делятся по следующему принципу:

1) Документы Исполнительного (Общего) секретариата являются источником информации о повседневной работе в сфере внешней политики. Основной комплекс документов – переписка МИД с Президентом Республики Казахстан, Аппаратом Президента, Кабинетом Министров, Парламентом, министерствами, ведомствами, научными и общественными организациями Республики Казахстан, с МИД зарубежных государств, посольствами Республики Казахстан за рубежом, посольствами зарубежных государств в Алматы, в Москве, странах СНГ и др, по всем вопросам, входящим в компетенцию внешнеполитического ведомства;

2) Ведущее управление стран СНГ и Балтии. В этом разделе сосредоточены документы о создании Содружества Независимых Государств, установлении и развитии двухсторонних и многосторонних отношений, активизации интеграционных процессов среди государств – участников СНГ, участии Казахстана в работе Исполнительного Секретариата и Совета Глав Государств СНГ, документы о подготовке, проведении и итогам взаимовизитов государственных и политических деятелей, официальных делегаций и лиц всех независимых государств Содружества, справочно-информационные документы о внутриполитической, социально-экономической обстановке, внешней политике России, государств Средней Азии, Украины, Белоруссии, Молдовы, Закавказья, Балтии;

3) Документы Ведущего Управления стран Европы разделены на два комплекса: отдел Западной Европы и отдел Восточной Европы. В отделе Западной Европы сосредоточена информация об установлении и развитии политических, экономических, культурно-гуманитарных и др. отношений между Республикой Казахстан и Бельгией, Великобританией, Данией, Италией, Люксембургом, Норвегией, Финляндией, ФРГ, Швецией, Швейцарией и др., документы об участии Республики Казахстан в работе Европейского Союза, о деятельности Казахстанской ассоциации бывших узников фашизма, о решении проблем немцев, проживающих в Казахстане, о подготовке, проведении и итогах взаимовизитов государственных и политических деятелей, представителей деловых кругов Республики Казахстан и стран Западной Европы, о реализации межгосударственных соглашений и договоренностей и другие. В отделе Восточной Европы сконцентрированы документы об установлении и развитии двухсторонних отношений между Республикой Казахстан и государствами Западной Европы: Республиками Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Социалистической Федеративной республикой Югославии, документы о подготовке, проведении и итогах взаимовизитов государственных и политических деятелей этих стран, участии казахстанских делегаций в международных конференциях и совещаниях, информационно-справочные документы о внутриполитической обстановке, основных направлениях внешней политики государств Восточной Европы, переписка по широкому кругу вопросов;

4) Достаточно полную информацию об установлении и развитии дипломатических отношений, расширении политического, экономического, культурно-гуманитарного, научного сотрудничества между Республики Казахстан и странами Америки можно получить в разделе Управления стран Америки, это записи бесед государственных деятелей, Министра иностранных дел, уполномоченных лиц МИД республики Казахстан с государственными деятелями, послами, представителями посольств США и Канады в Алматы, с неофициальными лицами США и Канады, документы о деятельности казахстанско-американского Совместного Комитета делового развития, Корпуса Мира США в Казахстане, о подготовке, проведении и итогах взаимовизитов государственных, политических и общественных деятелей, представителей военных ведомств, о подписании совместных документов и их реализаций, справочно-информационные документы о внутриполитической и экономической обстановке, внешней политике США и Канады, развитии казахстанско-американских отношений.

Богатую информацию о расширении межгосударственных отношений представляет переписка МИД и Посольства Республики Казахстан в Вашингтоне. Отношения между Республикой Казахстан и странами Латинской Америки в 1992-1995 годах носили «поверхностно-ознакомительный» характер, поэтому на постоянное хранение были оставлены лишь переписка между МИД Казахстана и посольствами стран Латинской Америки в Алматы и Москве.

Внешняя политика Казахстана на азиатском континенте 1993-1995 годах характеризуется особой активностью, что и нашло яркое отражение в отобранных на хранение документах. Раздел Управления стран Азии делится на четыре подраздела: Отдел Китая, отдел стран Дальнего Востока (Япония, Республика Корея, КНДР, Монголия, к этому региону также отнесена Австралия), отдел Южной Азии (Индия, Пакистан), отдел Юго-Восточной Азии и стран Тихоокеанского региона (Бруней, Малайзия, Сингапур, СРВ, Тайланд). По составу и содержанию это документы об установлении дипломатических отношений, развитии политических, экономических, гуманитарно-культурных и торговых связей, о создании системы коллективной безопасности в Азии по модели ОБСЕ, об участии Республики Казахстан в региональных форумах, конференциях, совещаниях (совещание в Алматы по мерам доверия и безопасности в Азии, Токийская конференция по оказанию помощи Новым Независимым Государствам и др.), документы о подготовке и проведении взаимовизитов глав государств и правительств, государственных и политических деятелей, представителей деловых кругов, информационно-справочные документы о внутренней и внешней политике, экономической обстановке в странах азиатского региона.

Однако это лишь малая часть накопленных документов. Архивный материал по данной теме чрезвычайно огромен. Дипломатические двусторонние и многосторонние отношения нашей республики весьма разнообразны. И в рамках одного доклада невозможно охватить весь объем существующего материала. Поэтому данная тема имеет широкий потенциал и требует дальнейшего исследования.

_____________________________________________________

Литература

1 АП РК. Ф 75 – Н. Оп. 1. Д 80. Л. 13-07.

2 АП РК. Ф 75-Н. Оп. 1. Д. 80. Л. 1.

3 АП РК. Ф 75-Н. Оп. 1. Д. 80. Л. 6-7.

4 АП РК. Ф 75-Н. Оп. 1. Д. 86.

5 АП РК. Ф 75-Н. Оп. 1. Д. 86. Л. 4-5.

6 АП РК. Ф 75-Н. Оп. 1. Д. 81. Л. 1-4.

7 АП РК. Ф 75-Н. Оп. 1. Д. 81. Л. 5-6.


Ж.Ж.НЕСИПБАЕВА

СНС Отдела историографии, источниковедения и современной методологии ИИЭ 

им. Ч.Валиханова, к.и.н.


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?