Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Высокая миссия науки

28806

Автор: Рымбек ЖУМАШЕВ, первый проректор Карагандинского государственного университета им. Е. Букетова, доктор исторических наук, профессор

Историческое сознание и мировоззрение являются основой этнокультурной самоидентификации, имеющей первостепенную важность в бытии народа и государства.

В политическом курсе Президента Нурсултана Назарбаева этим вопросам уделяется особое внимание. «Формирование национальной идеи возможно только на основе нового прочтения нашей собственной истории», – отметил Глава государства в своем первом Послании народу Казахстана в 1996 году.

Выступления на расширенном заседании межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Казахстана подтвердили важность постановки и решения проблем, связанных с переосмыслением и преобразованием исторического знания. Современный мир – а Казахстан не является исключением – характеризуется интенсивной информатизацией и виртуализацией важнейших сфер и крупных социальных объединений. В этих условиях историческая наука претерпевает когнитивный и аксиологический кризис. Она вынуждена переосмысливать и реорганизовывать самое себя, преобразовывать методологию и технику познания исторической действительности.

Особенно существенны эти вопросы для государств, чья национальная история, ее академическое изучение и интерпретация были долгое время детерминированы политико-идеологическими факторами, находились под тотальным контролем определенной политической доктрины. К числу таких государств относится и Казахстан. Потому закономерно, что перед профессиональным сообществом историков страны поставлена глобальная задача: «выработать на качественно новом уровне общую концепцию истории Казахстана».

Миссию исторической науки в современном Казахстане прежде всего необходимо видеть в преодолении тех негативных последствий глобализации, которые разрушают этнокультурную идентичность народа. На новом этапе жизни государства, когда идут важнейшие процессы проектирования и формирования исторического мировоззрения нации, разработки целей и перспектив ее социального развития, история призвана удовлетворить потребность общества в глубоко научном, содержательно и ценностно полноценном образе прошлого.

Выступая как социальный институт общества, она обязана взять на себя задачу тщательной и объективной реставрации исторической памяти, способной стать инструментом духовного единения полиэтнического народа Казахстана. На этой основе возможно упрочение той «всеказахстанской идентичности», которая, по словам Главы государства, «должна стать стержнем исторического сознания нации». Для выполнения этой первостепенной задачи казахстанская историография должна отвечать целому ряду требований, диктуемых общей парадигмой современной науки, претерпевающей в последние годы радикальную переоценку методологии, существенное обновление исследовательского инструментария. В связи с этим необходима интенсивная работа ученых-историков по формированию современных организационных форм научного познания, организационной инфраструктуры всей исторической науки.

Нельзя не согласиться с тем, что историческая наука должна быть междисциплинарной по своему существу. Она стремится активно адаптировать, инкорпорировать методы и категориальный аппарат других научных дисциплин. Такой подход способен обеспечить наибольшую объективность, основанную на широте и новизне источников изучения, которые дадут возможность наиболее полно представить ту или иную эпоху.

Ведь задача современного историка – не просто фиксировать факты, представлять хронологию событий, но отражать их во всем многообразии и тесноте связей с культурными, социальными, политическими, материальными и духовными аспектами жизни народа. Создание такой синтетической, многоуровневой картины национального прошлого видится, во-первых, одним из способов преодоления почти неизбежной в историографии прошлых лет детерминированности научного анализа той или иной идеологической доктриной. Во-вторых – средством обнаружения глубокого исторического и культурного смысла различных, отличных от нашей, исторических эпох.

Формирование собственного объективного взгляда на историческое прошлое казахского народа, необходимое для национального самоопределения, требует глубокого и ответственного переосмысления его многогранных исторических процессов, разработки концептуального видения исторического процесса. Освободившись от посредничества предвзятых историографических доктрин и получив возможность интерпретировать источники непосредственно, а не сквозь призму какой-либо идеологии, задающей векторы их осмысления, современному историку необходимо избежать антинаучной мифологизации прошлого, зачастую характерной для периодов национально-культурного возрождения.

В этом смысле одна из задач, стоящих перед исторической наукой как перед институтом современного общества, – эффективное противостояние попыткам утопических, в том числе и этнонационалистических, трансформаций картины прошлого. Как подчеркивалось на заседании межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Казахстана, важным в современных общественных условиях становится участие исторической науки в предотвращении и урегулировании различных социальных конфликтов, в том числе этничес­ких и политических, поэтому не следует переносить «симпатии и антипатии сегодняшнего дня на прошлое, что недопустимо и не профессионально».

Другой важной задачей современной казахстанской исторической науки видится объективное и глубокое осмысление новейшего периода нашей истории – периода независимости Казахстана. Выполнение этой задачи крайне интересно для историка, но тем более ответственно и сложно: происходящие исторические процессы еще не имеют существенной временной перспективы, завершенности и конечной результативности, которые позволили бы делать широкие системные обобщения. Велика и опасность конъюнктурного подхода к социально-политическим процессам и событиям новейшей истории. Поэтому здесь особенно важна разработка четкой, глубоко научной методологии исторического познания, опора на которую способна обеспечить непредвзятый и глубокий анализ современной исторической действительности.

Современный Казахстан – полиэтничное государство. Кроме казахов, составляющих около 70% населения страны, здесь проживает еще более 130 этносов. Уверен, что общество, политики, управленцы ожидают от науки глубоко объективного анализа динамики этнических изменений, имеющих выход в социальную практику. Не менее актуальны и востребованы исследования современных проблем регионального развития. Ведь не секрет, что регионы у нас имеют серьезные различия в уровне экономического, демографического, социально-культурного развития. Региональная этническая мозаика также нуждается в постоянном анализе и мониторинге.

Историческая наука как институт, продуцирующий новое, социально и личностно значимое знание, призвана разрабатывать формы и технологию трансляции этого знания в общество, то есть перед ней встают вопросы исторического образования. В преподавании истории первостепенными должны быть когнитивный и ценностно-нормативный аспекты, обеспечивающие такую популяризацию ее достижений, которая не была бы подвержена упрощению и вульгаризации. Историческое образование призвано представить систематическое знание, формирующее ценностные ориентиры обучающихся, их национально-государственные и личностные ценности.

«Прочное гражданское чувство должно быть обосновано не на пустом месте личного индивидуального опыта, а на инстинкте, создавшемся как результат многовекового, передававшегося из поколения в поколение опыта. Лишь тогда возможны будут твердые, убежденные и цельные люди, способные проникаться общественными и сверхличными идеями», – писал о значении исторического знания педагог В. Н. Сорока-Росинский.

На упомянутом заседании в связи с этим отмечалось, что «необходим современный и по-настоящему научный единый государственный стандарт исторического образования в средней школе и в вузе. Стандарт, который базировался бы на самых современных методах исследования и методиках преподавания». Поэтому модернизация стандартов обучения, обновление его учебно-методической базы, формирование нового поколения предметников-историков, владеющих современным пониманием национальной истории и культуры, современными методиками преподавания, знающих иностранные языки, – это важная задача истории как социального института, осуществляющего духовное ориентирование общества.

Я уверен, что предложения, прозвучавшие на расширенном заседании межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Казахстана, будут способствовать выходу в свет фундаментальных научных исследований по истории Отечества и разработке точных прогнозов развития нашей страны для общества, политиков и государства.


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?