Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Роль истории важна в укреплении национального самосознания и казахстанских ценностей - эксперт

28784

Роль истории очень важна в формировании всеказахстанской идентичности, в укреплении национального самосознания и казахстанских ценностей. Такое мнение после прошедшего заседания Межведомственной рабочей группы по вопросам изучения национальной истории под председательством Госсекретаря РК М. Тажина выразила первый заместитель директора Института истории государства, доктор исторических наук Жанна Кыдыралина, передает корреспондент Bnews.kz

«Прошедшее расширенное заседание Межведомственной рабочей группы по вопросам изучения национальной истории стало для нас, ученых-историков, поворотным этапом в осмыслении новых задач и ключевых вопросов развития исторической науки. Эти вопросы и к настоящему моменту являлись предметом обсуждений как профессионального сообщества, так и широкой общественности и зрели в умах представителей научной и творческой интеллигенции»,- говорит эксперт.

По ее словам, именно на этом совещании они получили глубоко обобщенное и системное оформление с позиций государственного мышления и национальных интересов страны.

«В выступлении Госсекретаря расставлены главные акценты, определены важнейшие концепты комплексной и масштабной политики государства по изучению национальной истории и формированию современного исторического сознания нации, дано панорамное видение проблем, стоящих перед исторической наукой Казахстана в связи с новыми цивилизационными вызовами и развитием современного мирового исторического и политического процессов»,-добавила Ж.Кыдыралина.

Она подчеркивает, что потребность в проведении такого мероприятия была вызвана необходимостью осмысления национальной истории с позиции современной науки и создания целостной исторической картины развития нации и ее государственности. Подчеркнута роль истории в формировании всеказахстанской идентичности, в укреплении национального самосознания и казахстанских ценностей.

«Кроме того, четко на государственном уровне сформированы установки по регламентации исторического образования на всех ступенях образования: это касается недопущения закрытия специализированных кафедр и факультетов истории в крупнейших университетах, увеличения часов и квот на подготовку специалистов-историков. сформулированы задачи, имеющие непосредственное отношение к историкам, занимающимся исследованием новейшей истории Казахстана, отсчет которой, согласно современной парадигме, предлагается начинать с периода Независимости нашего государства. Для нас, ученых Института истории государства, сравнительно молодого научного института, созданного пять лет назад, особенно важны положения доклада, касающиеся изучения Независимого Казахстана»,- сказала эксперт.

Ж.Кыдыралина отмечает, что «довести до общества, каждого казахстанца суть происходящих структурных реформ во всех сферах, достижений и задач по обеспечению качественного рывка вперед и прорыва в будущее – ответственная миссия профессионального сообщества историков».

«Импонирует в выступлении и то, что особо подчеркнута прогностическая функция современной исторической науки наравне со смежными общественными науками. От исторической науки сегодня общество и государство ожидают эффективного выполнения новых функций: проектирования новой мировоззренческой модели, ментального образа будущего Казахстана, о чем говорил Глава государства в Стратегии «Казахстан-2050». Историческое моделирование, прогнозирование, конструирование, разнообразный исследовательский инструментарий других социально-гуманитарных дисциплин предоставляют новые возможности для качественной реализации исследований»,- пояснила она.

Эксперт отметила тот факт, что историки Института истории государства уже вплотную включились в работу по созданию двух базовых (канонических) учебников по истории Казахстана, начиная с древности и завершая современным развитием.

«Предстоит большая работа по популяризации исторических знаний среди широкой аудитории с использованием возможностей информационного общества»,- заключила она.


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?