Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Задача современного историка понять, как развивается уникальный организм национальной истории – М.Тажин

28779

Задача современного историка понять, как развивается живой, уникальный организм национальной истории. Об этом в ходе расширенного заседания Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан сказал Государственный секретарь Марат Тажин, передает BNews.kz.

Время ставит перед исторической наукой совершенно новые требования, отметил госсекретарь. Произошедшая в мировой историографии критическая переоценка методов познания оказалась на периферии внимания.

«Речь идет, по крайней мере, о двух методологических революциях 20 века, с которыми связаны принципиальные перемены в исторической науке. Во-первых, я бы отметил, мощное интеллектуальное движение французской исторической школы первой половины XX столетия, связанное, прежде всего, с именами Люсьена Февра и Марка Блока», - сказал М. Тажин.

Как он отметил, современная история вышла за свои узкодисциплинарные рамки и стала междисциплинарной наукой. Исторические исследования перестали замыкаться на изучении исключительно письменных источников и работе в архивах. Во всем мире они интегрировали в себя методы многих смежных научных дисциплин – социологии и социальной психологии, социальной географии, этнографии, антропологии, культурологии, истории права и т.д.

«Во-вторых, еще один качественный скачок в мировой исторической науке, - не менее грандиозный по масштабам, чем первый, - был сделан уже во второй половине ХХ века. Проникновение методов феноменологии и герменевтики в историческую науку существенно изменило сам тип исторического исследования», - указал Государственный секретарь.

Теперь, по словам Тажина, историк становится «понимающим» - ученым, который должен проникнуть во внутренние смыслы изучаемого времени, ученым, который должен не просто изучать факты, а достигать «понимания» ценностей, правил, морали конкретного общества.«При таком подходе каждая национальная история предстает не как абстрактная хронологическая летопись формаций и цивилизаций, а как живая история народа со всей его сложностью и уникальностью. И задача современного историка состоит не в том, чтобы втиснуть национальную историю в какие-то жесткие рамки неких универсальных закономерностей, а в том, чтобы понять, как развивается живой, уникальный организм национальной истории», - заключил М. Тажин.


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?