Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

В Казахстане начался масштабный проект по возрождению национальной истории

28775

Подлинное национальное достоинство начинается с подлинной национальной истории. Это лейтмотив выступления государственного секретаря на межведомственном заседании рабочей группы. Марат Тажин сделал акцент на проблемах истории Казахстана.

История Казахстана в центре внимания. На расширенном заседании рабочей группы обсуждали проблемы разного характера. От исторических до социальных. От последних, кстати, и зависит статус исторического наследия нашей страны. Как известно кадровый потенциал этой науки оставляет желать лучшего. В 90-х «утечку мозгов» не остановили, результат на лицо. Этот аспект как один из основных в своем выступлении подчеркнул госсекретарь Марат Тажин.

Зиябек ЕРМУХАНОВ, доктор исторических наук:

- Необходимо на качественном, количественном уровне улучшать подготовку квалифицированных кадров из числа историков. Прежде всего, это касается увеличения количества исторических кафедр, грантов. За последние 22 года количество историков, которые готовятся в вузах страны, заметно уменьшилось.

От того, как молодежь будет относиться к истории своей страны, будет зависеть и её будущее, и статус на мировой арене. Не секрет, что сегодня для многих история Казахстана лишь как предмет в составе ЕНТ, который, к слову, давно перестал быть любимым среди школьников и студентов. Поэтому предложение государственного секретаря открыть кафедру истории в каждом вузе.

Зарема ШАУКЕНОВА, доктор социологических наук, профессор:

- Сегодня был поднят очень важный вопрос о недопущении сокращения часов в вузах, посвященных изучению национальной истории. Сегодня статус национальной истории поднят для того, чтобы с ее помощью мы воспитывали новое поколение.

Историю, как известно, пишут люди, но зачастую псевдоученые заигрываются настолько, что читать их труды просто невозможно. Кроме того, «криво» написанные учебники искажают наше представление о многих исторических событиях. Здесь госсекретарь дал ряд конкретных поручений. Например, создание специализированного веб-портала, посвященного истории Казахстана, учебников нового поколения.

Жулдызбек АБЫЛХОЖИН, доктор исторических наук:

- Появились, как отмечал госсекретарь, мифотворческие труды, которые называются «учебниками». В них такие смелые гипотезы, что до сих пор на эту тему анекдоты ходят. Такое положение не может сохраняться в исторической науке, поэтому сегодняшнее совещание нацелило на то, чтобы мы писали историю более осмысленно.

Карл БАЙПАКОВ, академик НАН РК, доктор исторических наук:

- Две тысячи лет назад стала формироваться государственность на территории Казахстана, зачатки, протогосударство. Очень большое значение имеет рассмотрение Казахстана в контексте мировой истории.

Восстановить летопись Великой степи - задача не из легких. «Для начала нужно сломать стереотипы, а уже потом формировать новое историческое мышление и сознание нации», - считает Марат Тажин. В этом и есть вся суть государственного проекта по возрождению национальной истории. Для этого ученые предлагают вместо формационного метода применять сравнительный, цивилизационный и всемирно-исторический. 

Рустем КУДАЙБЕРГЕНОВ, магистрант ЕНУ им.Л.Н.Гумилева:

- В советское время использовался формационный подход, сейчас маятник качнулся в другую сторону. Формационный подход – марксистко-ленинская методология, она ушла в небытие. Мы как часть мирового сообщества должны ориентироваться на мировой опыт, мы должны определиться, кто мы у нас и кто мы в мире. На мой взгляд, эти методы должны превалировать.

Начало положено, механизм запущен. Историки и ученые приступили к поиску истины, к осмыслению прошлого, без которого, как говорится, нет будущего. Предстоит выполнить колоссальный труд по восстановлению национальной истории. 


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?