БЛАГОДАРЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ЧАСТЬ II.3 БЛАГОДАРЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. НАЧАЛО ПУТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВУ



Модернизация системы государственного управления началась с центральных органов

В марте 1997 года число министерств и ведомств было сокращено вдвое, а принцип их работы радикально изменился

Теперь каждая поставленная задача имела конкретный срок исполнения

14

областей

  • В мае было реформировано административно-территориальное устройство страны. Вместо 19 областей было сформировано 14.
  • Административно-территориальная реформа 1997 года по-новому реорганизовала области, чья внешняя граница была одновременно и государственной границей.

169

районов

  • на месте 230 районов было образовано 169.
  • Укрупнение приграничных регионов стабилизировало их положение, способствовало унитарности суверенного Казахстана.

25

тысяч госслужащих

  • В результате система государственного управления стала более профессиональной, компактной и оптимальной по численности. В этот период произошло самое большое сокращение государственных служащих – на 25 тысяч человек. Тем самым были сэкономлены миллионы тенге бюджетных средств, которые были перенаправлены на самые острые проблемы того времени.

Казахстан 2 июля 1998 года первым среди новых независимых государств принял Закон «О борьбе с коррупцией»

В том же году на его базе была разработана Государственная программа, рассчитанная на среднесрочный период (1999–2000 годы), в 1999 году сформирована специальная Госкомиссия по противодействию коррупции.

Борьба с коррупцией велась на всех уровнях. Высокопоставленные должностные лица, допустившие злоупотребления, лишались должностей, отправлялись на скамью подсудимых. Стал происходить перелом в психологии чиновников, ощутивших контроль над своей деятельностью.

ЧАСТЬ II.3 БЛАГОДАРЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

ПАРЛАМЕНТ, ОПРАВДАВШИЙ ДОВЕРИЕ ОБЩЕСТВА



Парламенту удалось обеспечить, во-первых, устойчивое равновесие сил между исполнительной и законодательной ветвями власти, во-вторых, отладить эффективный внутрипарламентский механизм проработки законопроектов путем последовательного обсуждения законов каждой из палат.

Парламент, как профессиональный и достаточно компетентный законодательный орган показал себя способным обеспечить сочетание республиканских и региональных интересов, добиться высокого качества законопроектной работы.

ЧАСТЬ II.3 БЛАГОДАРЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ (1998 ГОД): НОВАЯ СТУПЕНЬ ДЕМОКРАТИИ



В 1995–1997 годах окончательно сформировалась политическая вертикаль, вершиной которой является Президент, а исполнительная, законодательная, местная и судебная власти – устойчивым основанием.

Однако государственный механизм совершенствовался, и, соответственно, структура власти требовала регулярного обновления под меняющиеся условия.

В своем Послании-1998 Нурсултан Назарбаев предложил несколько поправок в Конституцию – в русле ранее провозглашенной политической либерализации

Эти поправки, в частности, касались совершенствования избирательной системы, обеспечения честных и свободных выборов, повышения роли политических партий, расширения полномочий Парламента, всестороннего развития гражданского общества, обеспечения свободы прессы, формирования независимой судебной системы, увеличения представительства женщин во всех органах власти.

РЕЗУЛЬТАТОМ НАПРЯЖЕННОЙ РАБОТЫ ПО СОГЛАСОВАНИЮ ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПОПРАВОК СТАЛ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ЗАКОНА, ПРИНЯТЫЙ 7 ОКТЯБРЯ 1998 ГОДА.

Он включал 19 поправок в Конституцию, давших импульс дальнейшему развитию политических институтов в стране.

С ТОГО МОМЕНТА ВЫБОРЫ В НИЖНЮЮ ПАЛАТУ СТАЛИ ПРОВОДИТЬ НЕ ТОЛЬКО ПО ОДНОМАНДАТНЫМ ОКРУГАМ, НО И ПО ПАРТИЙНЫМ СПИСКАМ.

Десять дополнительных мест в Мажилисе распределялись между партиями пропорционально количеству голосов, поданных за тот или иной партийный список. Соответственно, партии получили возможность непосредственно участвовать в борьбе за депутатские мандаты.


Так начался переход к смешанной избирательной системе.


Принятые поправки расширили полномочия Парламента в вопросах изменения в Конституции и контроля над Правительством.


ЧАСТЬ II.3 БЛАГОДАРЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 1999 ГОДА. НОВЫЙ МАНДАТ НАРОДА



ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ, ИНИЦИИРОВАННЫЕ ПАРЛАМЕНТОМ, В СВЯЗИ С «НЕОБХОДИМОСТЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ НАРОДА В РЕАЛИЗАЦИИ ШИРОКОМАСШТАБНЫХ РЕФОРМ», СОСТОЯЛИСЬ 10 ЯНВАРЯ 1999 ГОДА.

Они стали первыми в истории страны выборами Главы государства, проведенными на альтернативной основе, и важной политической вехой, логично завершавшей цикл демократизации политической системы страны.

По результатам выборов из четырех кандидатов Нурсултан Назарбаев увернно обогнал соперников, набрав 81,75 процента голосов.


«Та победа подтвердила правильность проводимой нами внутренней и внешней политики, направленной на модернизацию экономики, повышение благосостояния и политической стабильности, укрепление общенационального единства и согласия. Продлив мой мандат на новый срок, казахстанцы выступили за сохранение устойчивости социально-экономического развития страны, политическую стабильность и стратегическую последовательность курса на новом этапе независимости. Попытки деструктивных сил расколоть казахстанское общество провалились. У них не получилось разыграть национальную карту в конъюнктурных политических целях. Нам, как показали итоги выборов, удалось сплотить вокруг себя многонациональный народ Казахстана»

НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ

ЧАСТЬ II.3 БЛАГОДАРЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

НОВОЕ КАЧЕСТВО ПАРТИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ. ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 1999 ГОДА



Закон «О политических партиях» от 2 июля 1996 года открыл новый этап партийного строительства в Казахстане

ПОПРАВКИ В КОНСТИТУЦИЮ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО РАСШИРЕНИЕ СОСТАВА МАЖИЛИСА ЗА СЧЕТ ДЕПУТАТОВ, ИЗБИРАЕМЫХ ПО ПАРТИЙНЫМ СПИСКАМ, УСИЛИВАЛИ РОЛЬ ПАРТИЙ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ.

ПРЕДЛАГАЯ ЭТИ ПОПРАВКИ, НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ ОБРАЗНО НАЗВАЛ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ «ОСНОВНЫМ «СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ», ИЗ КОТОРОГО СТРОИТСЯ ЗДАНИЕ ДЕМОКРАТИИ»

В ноябре 1998 года прошел учредительный съезд Гражданской партии Казахстана (ГПК).
Она провозглашала своими целями укрепление государственности, подъем производства и рост благосостояния населения, и тем самым апеллировала прежде всего к работникам промышленных предприятий. Первым секретарем ЦК ГПК стал А. Перуашев.
В декабре 1998 года объявила о своем создании Республиканская народная партия Казахстана (РНПК).
Выбрав своим идеалом демократическое государство с социально ориентированной экономикой, РНПК искала опору в оппозиционно настроенной части населения, недовольной ходом реформ.
Учрежденная в январе 1999 года Аграрная партия Казахстана (АПК), которую возглавил Р. Мадинов, встала на защиту интересов сельских товаропроизводителей – фермеров, кооперативов и товариществ.
АПК ратовала за введение частной собственности на землю, улучшение сельской инфраструктуры и другие меры, способствующие развитию сельского хозяйства.
Тогда же, вскоре после президентских выборов, была создана Республиканская политическая партия (РПП) «Отан».
Первый съезд новой партии состоялся 1 марта 1999 года, на нем единогласно был избран председатель партии – Первый Президент-Елбасы Нурсултан Назарбаев.
Партия народного единства, Демократическая партия, Либеральное движение и движение «За Казахстан – 2030» вошли в состав РПП «Отан».
Позже их примеру последовали Партия справедливости, Народно-кооперативная партия, Республиканская политическая партия труда. Этот процесс красноречиво говорил о консолидации основных политических сил в стране. Партия «Отан», занимая центристские позиции, выражала интересы работников бюджетной сферы, представителей малого и среднего бизнеса, государственных служащих, сельских жителей, творческой интеллигенции – всех тех, кто составляет основу среднего класса.
В марте 1999 года Гражданское движение «Азамат» было преобразовано в одноименную Демократическую партию Казахстана (ДПК), которую возглавил Г. Абильсиитов.
Партия провозглашала своей целью экономические и политические реформы, становление гражданского общества и демократического правового государства и позиционировала себя как главная оппозиционная сила в стране.
Наконец, за повышение общественного статуса казахстанских женщин боролся Политический альянс женских организаций Казахстана под председательством Р. Сарсембаевой – он начал действовать в июне 1999 года.
Партия провозглашала своей целью экономические и политические реформы, становление гражданского общества и демократического правового государства и позиционировала себя как главная оппозиционная сила в стране.

В октябре 1999 года в Казахстане впервые прошли выборы в Мажилис по смешанной системе, вместо прежней – мажоритарной

Были зарегистрированы 595 кандидатов в депутаты по 67 одномандатным округам:

74

кандидата баллотировались от общественных объединений

    127

    от политических партий

      394

      в порядке самовыдвижения

        В предвыборной гонке участвовало 10 партий, но преодолеть установленный семипроцентный барьер смогли только 4

        РПП «Отан»

        30,89 процента голосов

        КПК

        17,75 процента голосов

        АПК

        12,63 процента голосов

        ГПК

        11,23 процента голосов

        Распределение десяти депутатских мандатов по партийным спискам стало первым шагом на пути формирования устойчивой многопартийной системы в стране.

        ЧАСТЬ II.3 БЛАГОДАРЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

        РЕФОРМА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ




        Указом «О реформировании Вооруженных сил Республики Казахстан» от 17 ноября 1997 года структура Вооруженных сил была изменена таким образом, чтобы армия в современных условиях могла с равным успехом выполнять свои функции и в мирное время, и в особый период.

        Были сформированы Силы общего назначения, Силы Воздушной обороны и Силы охраны государственной границы.

        26 июня 1998 года Первый Президент подписал Закон «О национальной безопасности», который определил национальные интересы республики на новом этапе, принципы их защиты и основные угрозы безопасности.

        Афганистан находился под властью талибов, в августе 1999 года отряды террористической организации «Исламское движение Узбекистана» вторглись на территорию Кыргызстана.




        В ДЕКАБРЕ 1999 ГОДА

        на заседании Совета безопасности была представлена Стратегия национальной безопасности Казахстана на 1999–2005 годы

        Первостепенное значение, по-прежнему, придавалось подготовке офицерских кадров и развитию военной науки.

        Вторая половина 1990-х годов стала важным этапом укрепления безопасности, строительства и реформирования Вооруженных сил. Структурные преобразования в военной сфере, осуществленные в тот непростой для нашего государства и экономики период, позволили заложить прочную основу для современных, компактных высокомобильных, хорошо оснащенных и боеспособных Вооруженных сил страны.

        ©️ 07.07.2020 МИА «Казинформ»