К середине 1990-х годов был заложен прочный фундамент
новой государственности
нурсултан назарбаев
«Пойдя на создание президентской республики, я понимал, что при таком варианте повысится управляемость страной. Увеличение персональной ответственности Президента за ход реформ предполагало и увеличение целого ряда полномочий. С этого момента Парламент не вмешивался в назначение руководителей министерств и ведомств, которые теперь назначались Президентом страны. Премьер-министр, одобряемый Парламентом по представлению Президента, наделялся полномочиями главного кризис-менеджера страны. Поддержка народа предоставила мне необходимый политический мандат для завершения рыночных реформ и решения насущных социальных проблем, укрепления молодого государства, разработки дальнейшей стратегии государственного строительства»
Политическую стабилизацию во второй половине десятилетия обеспечили итоги двух референдумов, ставших ключевыми событиями 1995 года. В апреле казахстанцы практически единодушно (95,46 процента) высказались за продление срока президентских полномочий. В августе таким же подавляющим числом голосов (90 процентов) одобрили проект новой Конституции.
нурсултан назарбаев
«Объективно оценив экономическую ситуацию и признав отдельные промахи, допущенные в ходе реформ, которые неизбежны в жестких условиях становления государственности, я в то же время указал на важнейшие признаки оздоровления национальной экономики. Стране удалось обуздать инфляцию, создать золотовалютные запасы, добиться положительного торгового баланса, снизить дефицит бюджета, поднять заработную плату в реальном секторе. Начался, пусть пока и незначительный, рост производства, увеличились банковские вклады населения, наполнился товарами потребительский рынок»
В своем первом Послании Елбасы отметил, что характер внешней политики Казахстана останется неизменным, ей по-прежнему будут присущи гибкость, взвешенность, сбалансированность и многовекторность – те самые свойства, которые уже принесли столь необходимый на начальном этапе позитивный результат.
Решение разработать долгосрочную экономическую и политическую стратегию строительства независимого Казахстана как современного, устойчивого, цивилизованного государства было принято мной в конце 1995 года
В апреле 1996 года Нурсултан назарбаев создал Высший экономический совет, в который вошли ученые, руководители государственных органов, эксперты
Всем им предстояло оценить состояние казахстанской экономики и предложить пути дальнейших преобразований.
Во время своих зарубежных рабочих поездок в 1996-1997 годах члены Совета внимательно изучали передовой международный опыт стратегического планирования и структурных реформ. Казахстанские эксперты трудились в тесном контакте с иностранными коллегами, которых Н.Назарбаев также привлек к сотрудничеству.
В марте 1997 года в работу включилось специально созданное Агентство по стратегическому планированию»
КОГДА БЫЛ НАБРАН КРИТИЧЕСКИЙ ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ, ТРЕБОВАЛОСЬ СОЗДАТЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ БАЗУ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ДОЛГОСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ
Многим казалось, что во второй половине
1990-х
годов, когда страна только начинала выходить из затяжного кризиса, еще не было ни
признаков
устойчивого экономического роста, ни реальных оснований для долгосрочного планирования.
Доходы
государства заметно сократились: ежегодная квота на экспорт казахстанской нефти
составляла
всего
3,5 миллиона тонн, цена за баррель этого вида энергетического сырья в 1996–1997 годах не
превышала 19–20 долларов, а в 1998 году и вовсе упала до 12 долларов.
В июне 1997 года на сессии Ассамблеи народов Казахстана в Акмоле, которая в то время готовилась стать столицей, Н.Назарбаев впервые официально объявил, что дал поручение подготовить программу развития страны на ближайшие 20–30 лет и пообещал в скором времени представить ее казахстанскому народу.
Стратегию ждали с огромным интересом. 10
октября
1997 года Елбасы выступил с программным Посланием «Казахстан-2030: процветание,
безопасность
и
улучшение благосостояния всех казахстанцев»
В то время весь мир восхищался потрясавшими воображение успехами «азиатских тигров» – Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Малайзии, совершивших резкий прыжок к экономическому благополучию. Мне удалось найти для Казахстана не менее эффектную метафору, сравнив его с барсом – умным, сильным и благородным.
Независимое, политически стабильное государство со сплоченным обществом и экономическим благосостоянием всех его граждан – такова была главная цель Стратегии-2030.
В год, когда она была одобрена, разразился азиатский финансовый кризис, и это
придало
нашей долгосрочной стратегии дополнительную ценность, превратив в эффективный
антикризисный инструмент, помогавший обществу, бизнесу и государственному
сектору
ориентироваться в условиях разбалансированности мирового рынка.
Стратегия-2030 содержала семь долгосрочных приоритетов – национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; рост экономики, существующей на рыночных принципах, с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений; здоровье, образование и благополучие казахстанцев; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и связь; профессиональное государство.
Ближайшими на следующий, 1998 год, задачами страны и общества стали своевременная
выплата
пенсий, пособий и заработной платы бюджетникам; кредитование малого и среднего
бизнеса и
фермерских хозяйств на 100 миллионов долларов с одновременным снижением
кредитных
ставок
для крестьянских и фермерских хозяйств; компьютеризация школ, прежде всего
сельских.
В ПРОГРАММУ, КОТОРАЯ БЫЛА ПРЕДСТАВЛЕНА В ПОСЛАНИИ 1998 ГОДА, НАРЯДУ СО СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ЗАДАЧАМИ СОЗДАВАТЬ СТИМУЛЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РОСТА ЭКОНОМИКИ, С УЧЕТОМ ПРИОРИТЕТОВ СТРАТЕГИИ «КАЗАХСТАН-2030», ВХОДИЛИ И ТАКТИЧЕСКИЕ
Необходимо было застраховать от рисков жизненно важные для казахстанцев сферы, в которых последствия кризиса могли сказаться наиболее болезненно.
Предстояло ликвидировать задолженности по пенсиям и заработной плате, вовлечь население в масштабные общественные работы с целью решить проблему занятости, устранить перебои с подачей тепла и электроэнергии в зимнее время, выкупить у сельчан по справедливым ценам не менее одного миллиона тонн зерна
нурсултан назарбаев
«Противостоять этим угрозам можно было только сообща. Я очень хотел, чтобы мои слова придали казахстанцам еще большую веру в себя и в будущее нашей Родины, в то, что «казахстанский барс», накопив достаточно сил, совершит мощный прыжок в XXI век»
Вспомнив основные вехи тысячелетней истории казахского народа, Н.Назарбаев выразил твердую уверенность в том, что ХХ век не принес бы казахам столько страшных бед, обладай они собственной государственностью. Но теперь никакие исторические бури не смогут смести с лица земли Республику Казахстан, если весь народ встанет на защиту ее национального суверенитета.