СОЗИДАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ШЛО С НУЛЯ

СТАНОВЛЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ

ЧАСТЬ I.6 СОЗИДАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ШЛО С НУЛЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА. ДОКТРИНА МНОГОПОЛЯРНОСТИ



Для молодого государства первые внешнеполитические шаги самые трудные. Казахстану пришлось выстраивать внешнюю политику с нуля. Основная сложность формирования внешнеполитического курса заключалась в том, что страна обрела суверенитет не в спокойной, стабильной обстановке, а в ситуации абсолютно нового геополитического расклада. Именно в такой момент потребовалось безошибочно определить позицию государства в международных процессах, прямо или косвенно затрагивающих интересы Казахстана

На постсоветском пространстве разгорелись вооруженные конфликты

Падение режима Мохаммада Наджибуллы в марте-апреле 1992 года привело к междоусобной войне в Афганистане, в мае она вспыхнула в Таджикистане. Угроза дестабилизации нависла над всеми новыми центральноазиатскими государствами.

Различные силы в Казахстане и за его пределами пытались при помощи провокаций столкнуть казахстанцев не только между собой, но и с соседями. Тяжелым наследием советской эпохи стали для Казахстана территориальные споры с соседними государствами.

ЧАСТЬ I.6 СОЗИДАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ШЛО С НУЛЯ

СТАНОВЛЕНИЕ ДВУСТОРОННИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ: ПОСТРОЕНИЕ «МОСТОВ»



нурсултан назарбаев

«Как политик-реалист я отчетливо понимал, что внутриконтинентальное положение Казахстана делает особенно важными взаимовыгодные, дружеские отношения с крупнейшими сопредельными государствами – Россией и Китаем, а также с США как сверхдержавой, имеющей влияние на весь мир. Мы приступили к укреплению этих отношений, построенных на принципе доверия, уже в первый год независимости, и до сих пор я твердо убежден, что именно плодотворное партнерство с тремя державами – Россией, Китаем и США, – позволило Казахстану не остаться на задворках мировой политики»

Первым историческим документом, определившим основные принципы двусторонних отношений, стал Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией, подписанный 25 мая 1992 года.

Параллельно шло установление и развитие дипломатических отношений Казахстана с ведущими европейскими странами

ЧАСТЬ I.6 СОЗИДАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ШЛО С НУЛЯ

ЛИДЕРСТВО НА ПУТИ К БЕЗЪЯДЕРНОМУ МИРУ И УКРЕПЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА



нурсултан назарбаев

«После того как в собственность суверенной республики отошел находившийся на ее территории Семипалатинский испытательный полигон вместе с советскими боеприпасами, перед нами встал непростой выбор. На кону стояла долгосрочная национальная безопасность. Можно было сохранить вопреки международному противодействию и серьезным рискам, ядерный потенциал как ресурс нашей военной мощи. Или же добровольно от него отказаться, выбрав для себя безъядерное будущее и тем самым показав всей планете, что мы не стремимся к тому, чтобы наша сила измерялась количеством накопленного оружия»

Решению проблемы ядерного потенциала, остававшегося на нашей территории, в значительной степени содействовал Договор о коллективной безопасности между Россией, Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Арменией, подписанный в мае 1992 года в Ташкенте.

Внешняя агрессия в отношении любой из шести стран обязывала остальных участников договора предоставить ей всю необходимую помощь, включая военную.

Первому Президенту удалось извлечь максимальную выгоду из отказа от ядерного оружия.

В частности, Казахстан добился от США полноценного политического признания Казахстана и готовности к разностороннему экономическому сотрудничеству


Верховный Совет 13 декабря 1993 года проголосовал за присоединение к Договору о нераспространении ядерного оружия.


28 марта 1994 года было подписано Соглашение с Россией о Стратегических ядерных силах, временно расположенных на казахстанской территории. Россия гарантировала Казахстану защиту от угрозы ядерного нападения.

ЧАСТЬ I.6 СОЗИДАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ШЛО С НУЛЯ

ПЕРВЫЙ ШАГ К СИСТЕМЕ АЗИАТСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ




Идею Нурсултана Назарбаев нашла поддержку не только в ООН, ее одобрили ОБСЕ и Лига арабских государств. В 1993-1994 годах специальная рабочая группа разработала пакет базовых документов СВМДА. Прочный юридический фундамент СВМДА был заложен – теперь предстояла кропотливая деятельность с участием всех заинтересованных сил по строительству надежной общеазиатской системы безопасности.

ЧАСТЬ I.6 СОЗИДАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ШЛО С НУЛЯ

НАЧАЛО ДЕЛИМИТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ



нурсултан назарбаев

Благодаря твердой позиции нурсултана назарбаева, в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, а также в Алматинской декларации от 21 декабря того же года существующие границы были объявлены неприкосновенными и нерушимыми.

Но для полного юридического оформления границ по международным правилам потребовалось целых 13 лет.

ЧАСТЬ I.6 СОЗИДАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ШЛО С НУЛЯ

КАЗАХСТАН И НОВЫЕ НЕЗАВИСИМЫЕ ГОСУДАРСТВА



Первой попыткой экономической интеграции стран СНГ стал подписанный в сентябре 1993 года рамочный Договор об образовании экономического союза

Несмотря на то, что отсутствие у членов СНГ жестких взаимных обязательств придавало этой структуре некоторую аморфность, принятый формат взаимодействия доказал свою жизнеспособность.

15 мая 1992 года главы Казахстана, России, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Армении подписали Договор о коллективной безопасности, а в сентябре-декабре 1993 года к Договору присоединились Азербайджан, Белоруссия, Грузия.

ЧАСТЬ I.6 СОЗИДАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ШЛО С НУЛЯ

МИРОТВОРЧЕСКАЯ МИССИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ: ПОМОЩЬ БРАТСКОМУ НАРОДУ



нурсултан назарбаев

«Вместе с подразделениями других независимых государств казахстанский батальон способствовал установлению мира на таджикской земле. Выполняя поставленные задачи, воины-казахстанцы неоднократно давали отпор вооруженным формированиям, пытавшимся прорваться на территорию Таджикистана, пресекали поставки оружия и наркотиков»

Во время гражданской войны в Таджикистане, начавшейся в 1992 году, погибли десятки тысяч человек, сотни тысяч стали беженцами.

Таджикско-афганская граница практически не охранялась, ее свободно пересекали вооруженные группировки, через нее перевозили наркотики, и это представляло серьезную угрозу для всего региона. Верховный Совет Таджикистана обратился к странам СНГ с просьбой ввести в республику миротворческие силы.

ЧАСТЬ I.6 СОЗИДАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ШЛО С НУЛЯ

ЕВРАЗИЙСКОЕ ЛИДЕРСТВО КАЗАХСТАНА



Инициатива о евразийской интеграции была впервые озвучена Н.Назарбаевым в марте 1994 года во время визита в Великобританию

Елбасы в своем выступлении указывал, что Казахстан является одновременно членом и европейских, и азиатских региональных международных организаций. В своей речи Первый Президент отметил: «Мы понимаем суть своего геополитического положения и готовы к тому, чтобы стать центром по укреплению безопасности».

Через неделю после выступления в Лондоне Н.Назарбаев прочитал лекцию в Московском государственном университете, в которой заявил о насущной необходимости объединиться в Евразийский союз и призвал интеллектуальную элиту Содружества дать новый импульс многосторонней интеграции, забуксовавшей через два года после создания СНГ.

Через шесть лет, 10 октября 2000 года Казахстан, Россия, Беларусь, Кыргызстан и Таджикистан учредили Евразийское экономическое сообщество. А дальнейшее развитие эта идея получила в Таможенном союзе, и Евразийском экономическом союзе.

заключение

У ИСТОКОВ НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА 20 ВЫЗОВОВ НОВОМУ ГОСУДАРСТВУ


©️ 03.07.2020 МИА «Казинформ»