МЫ СБЕРЕГЛИ ГЛАВНОЕ – МИР

ОБЩЕСТВО И ПОЛИТИКА: НА ПУТИ К СТАБИЛЬНОСТИ

ЧАСТЬ I.4 МЫ СБЕРЕГЛИ ГЛАВНОЕ – МИР

СТАНОВЛЕНИЕ УНИКАЛЬНОЙ МОДЕЛИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ. СОЗДАНИЕ АССАМБЛЕИ НАРОДОВ КАЗАХСТАНА



нурсултан назарбаев

В смутное время распада СССР Казахстан сформулировал три основных принципа внутренней политики – мир, согласие и консолидация.


Воплотить их в жизнь неизмеримо сложнее, чем провозгласить, но факты говорят сами за себя: Казахстан стал родиной для представителей 126 национальностей.

Достижение реальной независимости требует не только социально-экономических реформ, но и политической, интеллектуальной, духовной поддержки. И здесь не обойтись без создания общественной атмосферы, консолидирующей общество, а для этого необходимо идейное осмысление стратегии развития государства, рассчитанной как на ближайшую, так и более отдаленную перспективу.

В Казахстане не отрицали то ценное, что аккумулировали в себе и социалистические, и традиционные, и либеральные воззрения. Однако стоявшие перед суверенным Казахстаном задачи требовали осмысления несколько иных общенациональных идеологических приоритетов, в том числе и в такой важной сфере, как межэтническая. Ключевой политической задачей для страны было обеспечение межнационального согласия.



Первая сессия Ассамблеи прошла 24 марта 1995 года в Алматы под председательством Первого Президента Нурсултана Назарбаева. На ней присутствовали представители 40 этнокультурных объединений из всех областей Казахстана

«Последовательно проводя глубоко продуманную внутреннюю политику, нам вопреки многим экспертным прогнозам и ожиданиям удалось предотвратить межэтническое противостояние на казахской земле, пресечь раздоры, не допустить эскалации внутренней напряженности и тем самым проложить многонациональному народу Казахстана мирный путь в общее будущее. Таким образом, Казахстан, выработав на рубеже 1980–1990-х годов действенную формулу межнационального мира и согласия, не допустил межэтнических и межрелигиозных конфликтов, успешно преодолев постсоветский кризис идентичности», Нурсултан Назарбаев.

ЧАСТЬ I.4 МЫ СБЕРЕГЛИ ГЛАВНОЕ – МИР

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА



ЗА 1991–1995 ГОДЫ

Министерство юстиции зарегистрировало более 500 общественных организаций, способствующих развитию гражданского общества.

К общественным объединениям были отнесены политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские объединения, научные, технические, культурно-просветительские, культурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, ассоциации и другие институты гражданского общества.

Значение политико-правовых инструментов для социальной модернизации казахстанского общества становилось все более очевидным.

создание республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству

В декабре 1994 года Назарбаев подписал постановление о создании республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству, которое положило начало развитию конструктивных социально-экономических и трудовых отношений.

Новая Конституция Республики Казахстан

Большое влияние на становление всего гражданского общества оказало принятие на республиканском референдуме в 1995 году Конституции Республики Казахстан. Новая Конституция провозгласила идеологическое и политическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом.

ЧАСТЬ I.4 МЫ СБЕРЕГЛИ ГЛАВНОЕ – МИР

«ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ»: СМИ БЕЗ ЦЕНЗУРЫ И ОГРАНИЧЕНИЙ



Обретение независимости и демократизация общества дали мощный толчок развитию средств массовой информации

ЕСЛИ В 1990 ГОДУ В СТРАНЕ БЫЛО ЗАРЕГИСТРИРОВАНО ОКОЛО 500 СМИ, ТО УЖЕ В 1992 ГОДУ ИХ ЧИСЛО ВЫРОСЛО ВДВОЕ. НАРЯДУ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СМИ БОЛЬШУЮ ПОПУЛЯРНОСТЬ ПРИОБРЕЛИ ЧАСТНЫЕ ИЗДАНИЯ И ТЕЛЕКАНАЛЫ. ПОЯВЛЕНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1990-Х ГОДОВ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ, БЕЗУСЛОВНО, СПОСОБСТВОВАЛО СТАНОВЛЕНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

ЧАСТЬ I.4 МЫ СБЕРЕГЛИ ГЛАВНОЕ – МИР

ВОЛНЫ МИГРАЦИИ. ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ЗЕМЛЮ ПРЕДКОВ



Усиление миграционных потоков в первой половине 1990-х годов стало характерным явлением для всех новых независимых государств.

Причиной активной миграции из Казахстана в первой половине 1990-х годов была совокупность разных факторов.

Многие граждане стремились вернуться на историческую родину – в Россию, Украину, Беларусь, Германию и другие страны. Население страны неуклонно уменьшалось, аулы и моногорода приходили в запустение. Все это ослабляло человеческий и экономический потенциал Казахстана и угрожало его будущему.

Казахстанская миграция в те годы была разнонаправленной

Одновременно с исходом из страны большого количества жителей, казахи, проживавшие за ее пределами, стали, наоборот, перебираться на землю предков. Тысячи людей из зарубежных казахских диаспор, невзирая на экономический кризис и упавший уровень жизни, потянулись в суверенный Казахстан. Среди них – известные ученые, писатели, артисты, художники, общественные деятели. Было очевидно, что этот процесс – не стихийный, а упорядоченный – способен компенсировать тяжелые для страны последствия миграции.

Казахстан стал одной из немногих стран мира, последовательно проводящих государственную политику репатриации

В Стратегии-92 говорилось о создании условий для возвращения на свою родину лиц, вынужденно покинувших Казахстан. Принятый 26 июня 1992 года Закон «Об иммиграции» предоставлял вернувшимся на историческую родину статус беженцев-репатриантов. Власть своими решениями определяла регионы для их расселения, выделяла им материально-финансовую помощь. За 1991–1994 годы в Казахстан переселились 122 тысячи казахов, в том числе 57 тысяч человек – из бывших союзных республик, 21 тысяча – из Монголии, 3,7 тысячи – из Ирана, 1,9 тысячи – из Турции. Это великое историческое возвращение казахов на родину было образно названо «Нұрлы көш».

ЧАСТЬ I.4 МЫ СБЕРЕГЛИ ГЛАВНОЕ – МИР

РЕЛИГИОЗНЫЙ РЕНЕССАНС



Согласно статье 1 Конституции, Казахстан является светским государством. При этом его духовная сила зиждется на уважении к традиционным религиям, на межконфессиональном мире и согласии. Религиозный ренессанс начала 1990-х годов, охвативший новые независимые государства, не мог миновать Казахстан. В жизни народа религия всегда имела особое значение. В Казахстане сложилась уникальная, не только этническая, но и конфессиональная ситуация.


Конституция предоставила всем гражданам страны равные права вне зависимости от их религиозных убеждений

В советское время штаб-квартира Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана располагалась в Ташкенте. Значимым событием для мусульман страны стало открытие в 1990 году Духовного управления мусульман Казахстана. Казахстанские епархии Русской православной церкви в советское время напрямую подчинялись Русской православной церкви. В независимом Казахстане началось объединение казахстанских епархий Русской православной церкви в единую структуру.


©️ 02.07.2020 МИА «Казинформ»

Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях»

Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», принятый 15 января 1992 года и утверждавший базовый принцип религиозной терпимости, отличался чрезмерным либерализмом в отношении сект и течений, представлявших реальную угрозу для общественных устоев. Законодательство позже было усовершенствовано, чтобы не допустить их деятельности в Казахстане и устранить изъяны прежней конфессиональной политики.