«Направляя и определяя внешнюю политику Республики Казахстан, я в
2010-е годы, как и прежде, последовательно исходил из того, что между внешней и
внутренней политикой состоявшегося государства существует тесная, неразрывная
взаимосвязь. Продвижение идей мира и согласия во внешней политике стало возможным только
потому, что эти идеи восторжествовали во внутренней политике»
Предвидя усложнение глобальной обстановки, в
Стратегии «Казахстан-2050» было определено: «Сбалансированность нашей внешней политики
означает развитие дружественных и предсказуемых отношений со всеми государствами, играющими
существенную роль в мировых делах и представляющими для Казахстана практический интерес
Внешнеполитическая деятельность Казахстана полностью подчинена обеспечению главной цели –
развитию страны и улучшению благосостояния народа Казахстана
Внешнеполитическая деятельность Казахстана полностью подчинена обеспечению главной цели –
развитию страны и улучшению благосостояния народа Казахстана
ЧАСТЬ IV.9 ПРИОРИТЕТЫ КАЗАХСТАНА ЯСНЫ И НЕИЗМЕННЫ
Приоритеты внешней политики: стратегия и концепция
НАША СТРАНА СТАЛА ЗНАЧИМЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ЦЕНТРОМ И В XXI ВЕКЕ ДОЛЖНА ЕЩЕ БОЛЕЕ УКРЕПИТЬ СВОИ
ПОЗИЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЛИДЕРА, СТАТЬ МОСТОМ ДЛЯ ДИАЛОГА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСТОКА И
ЗАПАДА
Наши приоритеты являются неизменными – развитие партнерства с нашими соседями – Россией,
Китаем, странами Центральной Азии, а также США, Европейским союзом, странами Азии
«В Послании 2012 года я обозначил задачи модернизации внешней политики – прагматичное
продвижение национальных интересов, активизация экономической дипломатии,
сбалансированность внешней политики, укрепление обороноспособности, национальной и
региональной безопасности, объединение усилий в создании справедливого миропорядка,
развитие диалога G-Global, международное сотрудничество в гуманитарной сфере, защита
граждан Казахстана и их интересов за рубежом»
Опираясь на Стратегию «Казахстан-2050», была
разработана Концепция внешней политики на 2014–2020 годы. В ней констатировалась возросшая
субъектность Казахстана как состоявшегося государства, повышение его роли и авторитета,
увеличение регионального политического и экономического веса. При этом было заявлено, что с
учетом современных реалий и переходом к Стратегии-2050 внешняя политика требует
модернизации.
Концепция определила внешнюю политику Казахстана на новом этапе как прагматичную и
проактивную, то есть последовательно ориентированную на национальные интересы и опережение.
Без сомнений, именно такая активная и инициативная внешняя политика станет важным условием,
благоприятной средой для успеха Стратегии «Казахстан-2050» и вхождения в тридцатку развитых
стран мира.
ЧАСТЬ IV.9 ПРИОРИТЕТЫ КАЗАХСТАНА ЯСНЫ И НЕИЗМЕННЫ
К новой глобальной ядерной безопасности
С первых дней независимости Казахстан неизменно следовал курсу укрепления
национальной и всеобщей ядерной безопасности
В декабре 2015 года
ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ ООН ОДОБРИЛА ВСЕОБЩУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ О ДОСТИЖЕНИИ МИРА, СВОБОДНОГО ОТ
ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ, КОТОРАЯ БЫЛА ПРЕДЛОЖЕНА НУРСУЛТАНОМ НАЗАРБАЕВЫМ НА I САММИТЕ ПО ЯДЕРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ В ВАШИНГТОНЕ В АПРЕЛЕ 2010-ГО ГОДА
ТОГДА МНОГИМ ПОКАЗАЛОСЬ, ЧТО НОВАЯ ИНИЦИАТИВА – ИМИДЖЕВЫЙ
ХОД. ОДНАКО КАЗАХСТАН БЫЛ НАСТОЙЧИВ, И В ИТОГЕ БЫЛ ПОДДЕРЖАН ДЕСЯТКАМИ ГОСУДАРСТВ МИРА.
УТВЕРЖДЕНИЕ ДАННОГО ДОКУМЕНТА ГОВОРИТ О ПОДДЕРЖКЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ СООБЩЕСТВОМ БЛАГОРОДНОЙ
ЦЕЛИ НАШЕЙ СТРАНЫ – ДОСТИЖЕНИЯ МИРА, СВОБОДНОГО ОТ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ, К СТОЛЕТИЮ ООН В
2045 ГОДУ
Кроме того, принятие резолюции 35 государств в поддержку декларации стало важным шагом к Глобальному антиядерному движению, инициированному Казахстаном в сентябре 2015 года.
«Еще в августе 2012 года на международной конференции «От запрета ядерных испытаний – к
миру, свободному от ядерного оружия», проходившей в Астане, я выдвинул инициативу
общественной дипломатии – проект АТОМ (Abolish Testing Our Mission – «Запрет ядерных
испытаний – наша миссия»). Любой человек мог подписаться под онлайн-петицией с призывом
навсегда отказаться от ядерных испытаний и добиться вступления в силу Договора о
всеобщем запрете ядерных испытаний. Инициативу поддержали граждане более 100 стран мира»
Знаковым событием стало подписание в августе 2015 года Соглашения о создании в
Казахстане Банка ядерного топлива (низкообогащенного урана) МАГАТЭ
Предоставив
возможность МАГАТЭ разместить Банк низкообогащенного урана, Казахстан внес свой
очередной вклад, во-первых, в укрепление режима нераспространения, и, во-вторых, в
создание совершенно нового механизма безопасного использования ядерного топлива.
«Мы убеждены, мирная атомная энергетика имеет огромные, практически бесконечные
перспективы. В Казахстане находится, по разным оценкам, от 15 до 30 процентов мировых
запасов урана. Наша страна является крупнейшим производителем урана, обладает
технологиями и инфраструктурой. А это значит, Казахстан готов играть в XXI веке важную
роль в мировой атомной энергетике»
ЧАСТЬ IV.9 ПРИОРИТЕТЫ КАЗАХСТАНА ЯСНЫ И НЕИЗМЕННЫ
СВМДА – пролог Организации по безопасности и развитию Азии
Юбилейное заседание, посвященное 20-летию процесса СВМДА, состоялось в сентябре 2012 года в
Астане
В приветственном слове к участникам министерской встречи Нурсултан назарбаев отметил, что
благодаря СВМДА удалось установить паназиатский диалог культур, цивилизаций и моделей
развития
IV Саммит СВМДА состоялся 20–21 мая 2014 года в Шанхае
В работе саммита приняли участие 47 государств и международных организаций, и впервые –
Генеральный секретарь ООН. Произошла передача председательства от Турции к Китаю. В
организацию вступили Катар и Бангладеш
«Переформатирование СВМДА становится все более назревшей задачей. Поэтому закономерно,
что мы сконцентрировали внимание всех участников саммита на предложении о создании на
базе СВМДА Организации по безопасности и развитию в Азии (ОБРА). «Нам, странам Азии, –
подчеркивалось в моем выступлении, – необходимо самим заняться мирным развитием
континента. Важным инструментом в этом процессе может стать ОБРА. Призываю лидеров
государств – членов СВМДА не откладывать решение данного вопроса»
ЧАСТЬ IV.9 ПРИОРИТЕТЫ КАЗАХСТАНА ЯСНЫ И НЕИЗМЕННЫ
ШОС: на новом этапе развития
За прошедшие годы ШОС превратилась в мощную организацию, без участия которой невозможно
эффективное решение ни одной из критически значимых проблем, стоящих перед огромным регионом
мира
В его образовательных школах и научных центрах приобретали новейшие знания полторы тысячи
студентов. Университет сотрудничал с мировыми научно-образовательными корпорациями,
входящими в рейтинг лучших университетов мира
«Переформатирование СВМДА становится все более назревшей задачей. Поэтому закономерно,
что мы сконцентрировали внимание всех участников саммита на предложении о создании на
базе СВМДА Организации по безопасности и развитию в Азии (ОБРА). «Нам, странам Азии, –
подчеркивалось в моем выступлении, – необходимо самим заняться мирным развитием
континента. Важным инструментом в этом процессе может стать ОБРА. Призываю лидеров
государств – членов СВМДА не откладывать решение данного вопроса»
ЧАСТЬ IV.9 ПРИОРИТЕТЫ КАЗАХСТАНА ЯСНЫ И НЕИЗМЕННЫ
Председательство в Организации Исламского сотрудничества
В 2008 году Организация Исламская конференция, вторая после ООН по числу участников
международная структура (57 стран), приняла решение о председательстве Казахстана в ОИК в
2011 году
Символично, что годом ранее было успешно
реализовано председательство нашей страны в ОБСЕ. Такая международно-политическая
последовательность свидетельствовала об активном взаимодействии как со странами Европы, так
и с мусульманскими странами, об уникальности глобальной миссии Казахстана, стремлении
содействовать взаимопониманию между исламским миром и Западом.
В Астане 28–30 июня 2011 года состоялась 38-я сессия Совета министров иностранных дел ОИК,
давшая старт казахстанскому председательству
Историческим событием стало переименование Организации Исламская конференция, полвека
существовавшей под этим именем. Казахстан убедил государства-члены, что понятие
«сотрудничество» в гораздо большей степени соответствует перспективам организации
«Председательство Казахстана пришлось на время драматических трансформаций во многих
странах исламского мира. В этой ситуации казахстанская дипломатия выдвинула программу
для исламского сообщества, которая легла в основу Астанинской декларации ОИС,
провозгласившей модернизацию и реформы основой развития исламского мира в XXI веке»
В апреле 2016 года нурсултан назарбаев принял участие в XIII Саммите ОИС в Стамбуле
В Стратегическую программу «ОИС-2025»,
принятую на саммите, были включены инициативы Казахстана по созданию Глобальной
антитеррористической коалиции, принятию Всеобъемлющей конвенции ООН по борьбе с
международным терроризмом. Саммит ОИС в Стамбуле поддержал нашу инициативу, выдвинутую
накануне саммита совместно с Президентом Турции, о процессе исламского примирения и развитии
дружественных отношений между государствами-членами.
ЧАСТЬ IV.9 ПРИОРИТЕТЫ КАЗАХСТАНА ЯСНЫ И НЕИЗМЕННЫ
Казахстан и Россия: союзничество, не зависящее от погоды
«В 2012 году исполнилось 20 лет установлению дипломатических отношений между Казахстаном
и Россией. В статье «Дружба на века», опубликованной 5 октября, я особо подчеркивал:
Казахстан и Россия встречают это событие как стратегические партнеры, самые близкие
союзники и друзья. Подтверждением моих слов стало приглашение российской стороной
Казахстана на Саммит «большой двадцатки» в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 года»
В ноябре того же года в Екатеринбурге
казахстанско-российские отношения пополнились новым, во многом уникальным документом –
Договором о добрососедстве и союзничестве в XXI веке, полностью отвечающим интересам и
ожиданиям народов двух государств
«В апреле 2014 года в момент острого международного кризиса я твердо заявил: «Казахстан
и Россия – добрые соседи, союзники и стратегические партнеры». Тогда же, выступая в МГУ,
я отмечал, что доверие, равноправие и сотрудничество – это общие ценности казахстанцев и
россиян, которые мы обязаны передавать дальше из поколения в поколение»
Россия наряду с Китаем и ЕС – крупнейший торговый партнер Казахстана
Двусторонний товарооборот вырос более чем в
два раза: если в 2003 году он составлял 5,8 миллиарда долларов, то в 2015 году, несмотря на
произошедший в обеих странах экономический спад, – 14,5 миллиарда. Конечно, замедление
мировой экономики повлияло на торговлю. Однако по ряду позиций – нефтепродукты, газ, кокс –
шел фактический рост.
В июне 2015 года
Партнеры по
Карачаганакскому проекту подписали соглашение о продлении продажи газа на
Оренбургский газоперерабатывающий завод до 2038 года, что обеспечит дополнительный
доход в бюджет Казахстана
Было пролонгировано Соглашение о работе энергетических систем. Особую важность имело наращивание
транспортировки казахстанских углеводородов на мировые рынки. Был запущен проект по расширению
трубопровода КТК до 67 миллионов тонн нефти в год.
Казахстан и Россия серьезно продвинулись в совместном использовании космического комплекса
Байконур.
В октябре 2015 года состоялся визит Президента России В. В. Путина в Казахстан
«Учитывая непростую экономическую ситуацию в мире, главной темой переговоров стала
координация действий в экономике. Для этого у нас есть все необходимые инструменты как в
двустороннем формате, так и в рамках ЕАЭС. В ходе нашей встречи мы определили конкретные
шаги по смягчению последствий мировой нестабильности. Обсуждался вопрос транспортировки
российской нефти через Казахстан в Китай, освоение каспийских месторождений,
сотрудничество в угольной промышленности и транзит вдоль Каспия в Персидский залив. Мы
также «сверили часы» по острым глобальным и региональным проблемам, скоординировали
подходы к актуальным вопросам международной повестки»
В сентябре 2012 года
В Павлодаре
состоялся IX Форум межрегионального сотрудничества, на котором были заключены
соглашения на общую сумму два миллиарда долларов.
Исключительную роль сыграл X Форум межрегионального сотрудничества в Екатеринбурге.
Именно там был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан
о добрососедстве и союзничестве в XXI веке
в сентябре 2014 года
В Атырау прошел
XI форум посвященный технологиям добычи нефти и газа, На нем Казахстан предложил
развернуть международный проект по разработке на Прикаспийской впадине глубоких и
сверхглубоких горизонтов (5–15 километров).
В 2016 году началась реализация «дорожной карты» этого амбициозного проекта.
в сентябре 2015 года
На XII форуме,
состоявшемся в Сочи, рассматривались вопросы продовольственной безопасности и
кооперации в сельском хозяйстве
4 октября 2016 года
XIII форум
прошел в Астане и был посвящен важно-му вопросу – евразийскому
транспортно-логистическому потенциалу Казахстана и России. Еще в 2014 году странами
была создана Объединенная транспортно-логистическая компания. В целом за время
действия форума между регионами двух стран было заключено более 300 соглашений.
9 ноября 2017 года
XIV форум,
посвященный развитию человеческого капитала, состоялся в Челябинске. Именно там в
2005 году, на II форуме, мы договорились проводить его на ежегодной основе.
«Добрососедские, союзнические взаимоотношения Республики Казахстан и Российской
Федерации самоценны, не зависят от внешней конъюнктуры и глобальной погоды. Более того,
эти отношения благоприятно влияют на политический климат в Евразии, а значит и в мире.
Я уверен, что мы вместе выйдем из любых ситуаций. Наши народы переживали и не такие
глобальные трудности. И это переживем тем более: время другое, возможности другие»
ЧАСТЬ IV.9 ПРИОРИТЕТЫ КАЗАХСТАНА ЯСНЫ И НЕИЗМЕННЫ
Казахстанско-китайские отношения: новый этап всестороннего стратегического партнерства
Годы, прошедшие со времени установления между Казахстаном и Ки-
456 таем дипломатических отношений, – это целая эпоха, небывалая по уровню доверия и
взаимодействия
«В 2010-е годы развитие диалога с Китаем оставалось бесспорным приоритетом Казахстана.
Между двумя странами постоянно поддерживался интенсивный политический диалог на высшем
уровне, укреплялась высокая степень доверия, добрососедства и взаимопонимания.
В марте 2013 года Председателем КНР был избран Си Цзиньпин. На новом этапе важную роль
сыграли встречи, состоявшиеся в ходе моего визита в Китай в апреле 2013 года и ответного
визита Председателя КНР в сентябре того же года»
В МАРТЕ 2014 ГОДА
в Пекине в парке «Чаоян» был открыт памятник-бюст казахскому мыслителю и поэту Абаю
Кунанбаеву, созданный скульптором Юань Сикунем
«В 2014–2015 годах я встречался с Председателем Си Цзиньпином более десяти раз. Это дало
нам прекрасную возможность своевременно определять ориентиры сотрудничества и
согласовывать подходы по международным вопросам. В мае 2014 года я совершил очередной
государственный визит в КНР. Благодаря конструктивной позиции политических лидеров
началась работа по сопряжению программы «Нұрлы жол» с инициативой «Экономический пояс
Шелкового пути» в первую очередь в сферах транспорта, промышленности, экспорта
сельхозпродукции в Китай.
Не случайно, выступая в декабре 2014 года на торжественном собрании, я особо
подчеркивал: «Хронология времени соединяет нас с многотысячелетней китайской историей.
Из года в год крепнут дружба и стратегическое партнерство с Китайской Народной
Республикой. Сегодня мы возрождаем Великий шелковый путь, превращая регион ШОС в
торговый мост Евразии»
Значимым событием 2015 года стал визит Нурсултана назарбаева в Китай, состоявшийся
31 августа – 3 сентября, и присутствие на торжественном параде в Пекине, посвященном
70-летию Победы во Второй мировой войне
Впервые участниками парада стали военные расчеты из Казахстана, России, Беларуси,
Пакистана, Монголии, Венесуэлы и ряда других стран
По итогам
встреч была принята Совместная декларация о новом этапе всестороннего
стратегического партнерства. Были заключены соглашения в сфере индустриализации и
инвестиций, подписан пакет контрактов на сумму 23 миллиарда долларов, что
обеспечивает создание в Казахстане более 40 совместных высокотехнологических
производств.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО С США В 2010-Е ГОДЫ ПО-ПРЕЖНЕМУ БЫЛО ОДНИМ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ
ПРИОРИТЕТОВ КАЗАХСТАНА
Двустороннее сотрудничество
определялось договоренностями, достигнутыми с Президентом США Б. Обамой на полях саммитов по
ядерной безопасности в Сеуле в марте 2012 года, «большой двадцатки» в Санкт-Петербурге в
сентябре 2013 года, по ядерной безопасности в Гааге в марте 2014 года. Наибольшее значение
имела совместная деятельность в сферах нераспространения ядерного оружия, энергетики,
торговли и инвестиций, научно-технического сотрудничества, международной и региональной
безопасности, борьбе с терроризмом и наркотрафиком
«Прорывной договоренностью между Казахстаном и США стало создание в 2012 году
двусторонней Комиссии по стратегическому партнерству. В этом же году было принято
решение о создании при содействии США Алматинского центра-хаба ООН для оказания помощи
Афганистану. С учетом вывода основных сил международной коалиции из Афганистана в 2014
году Казахстан участвовал в работе Северной сети по выводу войск коалиции.
Особым примером сотрудничества стало взаимодействие по Семипалатинскому ядерному
полигону. При подготовке к саммитам по ядерной безопасности я неоднократно обсуждал с
лидерами США и России ход работ на полигоне. В результате проблему очищения полигона от
радиоактивных материалов удалось решить»
ЧАСТЬ IV.9 ПРИОРИТЕТЫ КАЗАХСТАНА ЯСНЫ И НЕИЗМЕННЫ
Казахстан – Европа: расширенное партнерство и сотрудничество
Европейский союз – крупнейшее интеграционное объединение – оставался одним из главных
торговых и инвестиционных партнеров Казахстана
В начале 2010-х годов
инвестиции из стран Евросоюза составили 80 миллиардов долларов, а взаимный товарооборот
достигал 53 миллиардов долларов
«В 2012 году истек срок действия Стратегии партнерства ЕС и Центральной Азии. Уже в 2011
году Казахстан начал переговоры по новому соглашению, стремясь к масштабному документу,
охватывающему все сферы взаимодействия. Особое значение, учитывая программу
индустриализации и диверсификации, имело инновационное партнерство, трансферт передового
опыта и технологий (в том числе «зеленых»). В 2012–2015 годах Астана и Брюссель
проделали большую работу по подготовке нового соглашения, и в декабре 2015 года
Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве Казахстана с ЕС было подписано.
Казахстан стал первой страной среди новых независимых государств, которая заключила с
Европейским союзом соглашение второго поколения и вышла на новый этап отношений с
ключевым торговым и инвестиционным партнером»
В ноябре 2012 года и в апреле 2013 года Казахстан посетила верховный представитель ЕС К.
Эштон, а в июне 2013 года состоялся первый визит председателя Европейской комиссии Ж.
Баррозу
Казахстан последовательно развивал
энергодиалог. Став третьим поставщиком энергоносителей в ЕС из стран, не входящих в ОПЕК,
Казахстан вносил серьезный вклад в энергобаланс Европы.
В 2010-е годы продолжали углубляться
двусторонние отношения Казахстана с европейскими странами. Успешно реализовывались договоры
о стратегическом партнерстве с Францией, Испанией, Италией, Германией. 30 июня – 1 июля 2013
года состоялся первый в истории двусторонних отношений визит Премьер-министра Великобритании
Д. Кэмерона в Казахстан, по итогам которого было подписано Совместное заявление о
стратегическом партнерстве двух стран. Великобритания включила Казахстан в группу стран,
приоритетных для торговли и инвестиций.
В ноябре 2015 года Нурсултан Назарбаев совершил визит в
Великобританию. По итогам переговоров с Д. Кэмероном были заключены контракты на общую сумму пять
миллиардов долларов, направленные на развитие газовой, энергетической, нефтехимической и
фармацевтической отраслей. Особое место в ходе визита заняла встреча с Королевой Елизаветой II,
которая выразила уверенность в укреплении дружественных отношений между двумя странами.
«В феврале 2012 года состоялся мой официальный визит в Германию. В ходе встречи с
канцлером А. Меркель мы обсудили весь спектр двустороннего сотрудничества. Было
подписано Соглашение о партнерстве. Немецкие компании получили возможность вести добычу
на казахстанских месторождениях, строить заводы по переработке, выпускать продукцию на
экспорт. Стороны заключили около 50 контрактов. Перенос новейших технологий в Казахстан
был особенно важен в связи с индустриальной программой»
«В ноябре 2012 года я побывал с рабочим визитом в Париже, где на Генеральной ассамблее
Международного бюро выставок проводилось голосование по Международной выставке
«ЭКСПО-2017». Именно там столица Казахстана – Астана была объявлена местом проведения
Всемирной выставки «ЭКСПО-2017». Тогда же прошли мои переговоры с Президентом Франции Ф.
Олландом»
Политика Казахстана в европейском направлении
нацелена на поддержку и развитие установившихся ранее взаимовыгодных партнерских отношений
со странами Европы
ЧАСТЬ IV.9 ПРИОРИТЕТЫ КАЗАХСТАНА ЯСНЫ И НЕИЗМЕННЫ
Лидерство в сообществе тюркоязычных государств
В 2010-е годы Казахстан последовательно развивал и укреплял дружеские, доверительные
отношения с тюркоязычными государствами
В мае 2012 года Астану с визитом посетил
Премьер-министр Турции Р. Эрдоган. Был создан Совет стратегического сотрудничества между
нашими двумя странами. Мы подписали экономическую программу «Новая синергия»,
рассмотрели перспективу соединения железной дороги Казахстан – Туркменистан – Иран с
железнодорожной сетью Турции, а также создание казахстанско-турецкой индустриальной зоны
в Южно-Казахстанской области, рядом с магистралью Западная Европа – Западный Китай.
В АСТАНЕ 11 СЕНТЯБРЯ 2015 ГОДА ПРОШЕЛ V САММИТ СОВЕТА СОТРУДНИЧЕСТВА ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ
ГОСУДАРСТВ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ И ОТКРЫВШИЙ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО КАЗАХСТАНА
Символично, что участники Совета сотрудничества, посетили масштабное представление,
посвященное 550-летию Казахского ханства, где были показаны наиболее значимые события
трехтысячелетней истории Великой Степи и ее кульминация – становление независимого
Казахстана
ЧАСТЬ IV.9 ПРИОРИТЕТЫ КАЗАХСТАНА ЯСНЫ И НЕИЗМЕННЫ
Неизменный приоритет: дружба и сотрудничество с государствами Центральной Азии
Казахстан придавал исключительное значение развитию взаимовыгодного сотрудничества с
дружественными, братскими центральноазиатскими странами – Узбекистаном, Кыргызстаном,
Туркменистаном, Таджикистаном.
2010-е годы показали: что бы ни случалось в
регионе и мире, доверительные, дружеские отношения с тюркоязычными государствами и странами
Центральной Азии были и будут для Казахстана неизменным приоритетом.
ЧАСТЬ IV.9 ПРИОРИТЕТЫ КАЗАХСТАНА ЯСНЫ И НЕИЗМЕННЫ
Принципы G-GLOBAL
За годы независимости суверенный Казахстан не раз предлагал миру продуманные решения,
которые могли сделать глобальное сообщество более гармоничным и справедливым. Одной из таких
инициатив стал проект G-GLOBAL, обоснованный в 2012 году.
«По моему твердому убеждению, формата G20 уже недостаточно. Необходимы консолидированные
инструменты глобального диалога. Таким инструментом может стать формат G-GLOBAL, а
коммуникативной площадкой для него – Астанинский экономический форум. Принципы нового
проекта должны пронизывать всю архитектуру миропорядка и быть закреплены в базовых
документах ООН и международного права»
Продолжение глобальной нестабильности и резкое обострение международной ситуации в середине
2010-х годов еще более подтвердили значимость принципов G-GLOBAL
ЧАСТЬ IV.9 ПРИОРИТЕТЫ КАЗАХСТАНА ЯСНЫ И НЕИЗМЕННЫ
ЕАЭС: рождение новой геоэкономической реальности
Мир XXI века – это сообщество макрорегиональных экономических объединений, сложенных из
суверенных государств и национальных экономик. Именно поэтому в Стратегии «Казахстан-2050»
было подчеркнуто: наша ближайшая цель – создать Евразийский экономический союз. При этом мы
четко заявляем, что вопросы будут решаться консенсусом. Казахстан не потеряет ни части
своего политического суверенитета.
Республика Казахстан приложила максимум
усилий для полноценного функционирования сначала Таможенного союза, а потом и ЕЭП, которое
стартовало в январе 2012 года. В феврале к работе
приступила Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Твердая позиция Елбасы заключается в
обязательности равноправного представительства сторон по принципу «одна страна – один голос»
и консенсуса на всех уровнях.
«Символично, что договор о ЕАЭС, как и договор о ЕврАзЭС (2000 года), был подписан в
Астане – в центре Евразии и самой молодой столице мира. Примечательно и то, что он был
заключен в год 20-летия идеи о создании Евразийского союза, выдвинутой мной в 1994 году.
В своем выступлении на церемонии я отметил, что мы объединяем свой экономический
потенциал во благо процветания наших народов. Рождается новая геоэкономическая
реальность ХХI века. Нам самим предстоит доказать всему миру правильность принятых
решений и жизненность нашей интеграции»
В 2014–2015 годах благодаря усилиям и доброй
воле дружественных стран в мире возник ЕАЭС – новая геоэкономическая реальность.
Казахстан в ЕАЭС имеет все основания, чтобы и в дальнейшем быть пространством роста,
экономической свободы, притяжения инвестиций и поддержки бизнеса
«В мае 2016 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета я сообщил:
ведется проработка сотрудничества ЕАЭС с Китаем, Индией, Израилем, Сербией, Египтом,
Ираном, Камбоджей и другими странами. Рассматривается возможность торгово-экономических
связей с Европейским союзом, ШОС, АСЕАН.
Евразийское в широком смысле позиционирование Казахстана стало особым
политико-экономическим преимуществом нашего состоявшегося государства. Гранича с рынками
Китая и Центральной Азии, Казахстан через Россию и Беларусь имеет выход на европейские
рынки. Такое геоэкономическое положение позволяет нашей стране стать важным фактором
сотрудничества Востока и Запада. Очевидно, что «Большой Евразии» – этому формирующемуся
экономическому мегапространству – всегда будет необходим авторитетный, надежный и
динамичный Казахстан, страна в самом центре Евразийского континента
ЧАСТЬ IV.9 ПРИОРИТЕТЫ КАЗАХСТАНА ЯСНЫ И НЕИЗМЕННЫ
Глобальное признание: Казахстан – в Совете Безопасности ООН
«Благодаря дальновидной политике международная идентичность Казахстана вышла за рамки
«стандартного» центральноазиатского формата. Республика Казахстан как крупное
евразийское государство стала прагматично играть важную роль как на региональном, так и
на мировой арене. С позиции международного авторитета Казахстан уже в 2010-е годы
поднялся на уровень тридцати ведущих государств мира. Подтверждением этого подъема стало
вхождение Казахстана в непостоянные члены Совета Безопасности ООН»
В 2010-е годы внешняя политика и дипломатия Казахстана
приобрели более высокое качество. Казахстан как состоявшееся государство стал полноценным субъектом
мировой политики и глобальной экономики.
«Избрание Казахстана в непостоянные члены
Совета Безопасности ООН на 2017–2018 годы состоялось в Нью-Йорке в штаб-квартире ООН 28 июня
2016 года. Уже на следующий день я выступил с обращением к народу. Избрание Казахстана в
непостоянные члены Совета Безопасности ООН – наше историческое достижение. Это заслуженный
успех народа Казахстана, показатель зрелости нации», - Нурсултан Назарбаев.
ЧАСТЬ IV.9 ПРИОРИТЕТЫ КАЗАХСТАНА ЯСНЫ И НЕИЗМЕННЫ
Казахстан – уникальный международный медиатор
В новой глобальной реальности Казахстан проявил себя как квалифицированный международный
медиатор
Следует подчеркнуть, это произошло в первую
очередь благодаря непосредственной и позитивной вовлеченности нашей страны в коллективную
деятельность по урегулированию сложных глобальных и региональных проблем.
События 2010-х годов подтверждают независимость и эффективность посреднической миссии
Казахстана.
«Казахстанской дипломатии присуща философия диалога, компромисса и взаимовыгодного
партнерства. В Казахстане в согласии живут более 100 этносов – именно это и вызывает
доверие к нашей стране как к искусному миротворцу. Сейчас Казахстан – это международная
диалоговая площадка. Наверное, это и заставляет просить Казахстан, чтобы именно на нашей
территории происходили встречи, диалоги между конфликтующими сторонами»
Реальность такова, что выстраивание новой архитектуры глобального развития происходит в условиях
углубления геополитического, геоэкономического и идеологического разломов по линии Восток –
Запад. Для решения данных проблем Казахстан способен предложить объединяющую повестку в области
безопасности, экономического роста и диалога.
ЧАСТЬ IV.9 ПРИОРИТЕТЫ КАЗАХСТАНА ЯСНЫ И НЕИЗМЕННЫ
Внешняя политика Казахстана в 2017 году
В 2017 году Казахстан продолжал многостороннюю, сбалансированную внешнюю политику,
развивал дружеские отношения со всеми соседями и партнерами
2017 год – это 25-летие дипломатической службы Республики Казахстан
За это время
были установлены дипломатические отношения более чем со 180 государствами, открыты
57 посольств за рубежом и 95 иностранных представительств в Казахстане
Расширилась география дипломатии. Если прежде контакты Казахстана в основном были сосредоточены в
Европе, Азии и Северной Америке, то теперь продвигалась работа в Латинской Америке и Африке,
углубляются связи на Среднем и Ближнем Востоке. Традиционная многосторонность казахстанской
внешней политики становится всеобъемлющей.
ЧАСТЬ IV.9 ПРИОРИТЕТЫ КАЗАХСТАНА ЯСНЫ И НЕИЗМЕННЫ
Международная выставка EXPO 2017 в Астане
Торжественное открытие Международной выставки EXPO 2017 состоялось 9 июня 2017 года
«В дни ЭКСПО из всех регионов Казахстана, из всех областей, районов приехали люди и
впервые увидели Астану. Со всего мира – 115 государств! Приезжающие едут и в другие
регионы Казахстана. Наверное, многие побывали в Бурабае. В этом смысле это пропаганда
страны, ее узнаваемость имеет колоссальное значение. Эффект ЭКСПО огромен.
Наш прагматичный расчет был в том, чтобы через актуальную тему «Энергия будущего»
проникнуть в сердцевину научного прогресса. И он себя оправдал»
115 государств и 22 международные организации стали участниками выставки, представили свои
достижения
В работе выставки EXPO 2017 482 приняли
участие более 100 стран, крупные транснациональные компании и 18 международных организаций.
За три месяца выставку посетили около четырех миллионов человек, среди них – полмиллиона
туристов из 180 стран.
Успех выставки превзошел все ожидания и
прогнозы. Как показывает мировой опыт, качественное проведение EXPO – один из критериев
зрелости страны. Казахстан сдал этот экзамен на от-лично. Успех EXPO – это успех народа
Казахстана. Успех состоявшегося государства.
СУДЬБОНОСНОЕ ВРЕМЯ.
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ ДЛЯ ПРОРЫВА В БУДУЩЕЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НЕЗАВИСИМЫЙ КАЗАХСТАН (1991 – 2017 ГГ.):
33 ГЛАВНЫХ РЕЗУЛЬТАТА