Опыт Сингапура стал для Казахстана на начальном этапе
ориентиром при разработке долгосрочных стратегий. Также значительный вклад внес
советник Президента, американский профессор Чан Янг Бэнг – один из авторов
другого
«экономического чуда» – южнокорейского.
«Ярким маяком для Казахстана был в те годы Сингапур, чьи фантастические успехи, достигнутые за короткий срок, заставили весь мир заговорить о «сингапурском экономическом чуде» и его авторе – руководителе страны Ли Куан Ю. Стремясь узнать как можно больше о сингапурском опыте, я в начале 1990-х годов неоднократно лично встречался с этим видным государственным деятелем Сингапура».
Система государственных наград и иных знаков отличия является важнейшим элементом
государственности, имеющим высокое символическое значение. Республике Казахстан как новому
независимому государству нужны были свои государственные награды.
Кризис системы Советов и сопротивление реформам
28 января 1993 года
за новую Конституцию Республики Казахстан, ставшей компромиссом между старым и новым в жизни страны.
ноябрь 1993 год
Так завершилась
деятельность
Верховного Совета, доставшегося стране в наследство от СССР.
Кризис
двоевластия был преодолен. Президент стал единственным гарантом
Конституции и государственного суверенитета в условиях
неустойчивой
политической системы.
6 марта 1995 год
НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ
«Решение о референдуме далось мне непросто. С одной стороны, вопрос поставлен объективно и правильно. В условиях политического кризиса, вызванного отставками Парламента и Правительства, необходимо было избавить общество от чрезмерной политизации и в интересах сохранения стабильности укрепить президентскую власть».
Поскольку в казахстанском обществе произошло осознание необходимости сильной вертикали, Ассамблея народов Казахстана, созданная в марте 1995 года, выступила с инициативой референдума о продлении президентских полномочий действующего Президента до 1 декабря 2000 года.
НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ
«Чем заметнее менялась общественная жизнь страны, тем сильнее ощущалась потребность в сильной центристской партии, которая сумеет найти отклик в разных слоях общества и сплотить их для решения главных и неотложных задач. Такой партией стал Союз «Народное единство Казахстана» (СНЕК), учрежденный в феврале 1993 года, а два года спустя реорганизованный в Партию народного единства Казахстана (ПНЕК). Партийные соратники возложили на меня миссию политического лидера, а руководителем ее политсовета был выбран С.Абдрахманов».
При всех различиях новые партии в подавляющем большинстве декларировали приверженность принципам демократии, поддерживали курс государства на укрепление суверенитета. Вместе с тем большинство из них не обладали сильной идейно-политической структурой и не пользовались широкой поддержкой избирателей. Многие создавались под конкретного руководителя, и это ставило их существование в зависимость от личностного фактора.
Уже в начале января 1992 года по поручению
Н.Назарбаева была начата работа над государственной военной доктриной. Одновременно
велась
инвентаризация вооружения и военного имущества, оставшегося от СССР. История
казахстанской
армии началась 7 мая 1992 года с Указа «О создании Вооруженных Сил Республики
Казахстан». 18
августа того же года были созданы Пограничные войска.
Армия Казахстана остро нуждалась в профессиональных кадрах. Для подготовки офицерского состава использовались имевшиеся военные учебные заведения, открывались специальные курсы. Несмотря на ограниченность в финансах, регулярно проводились учения. Казахстану удалось в сжатые сроки создать систему непосредственного управления войсками, наладить финансовое, материально-техническое и медицинское обеспечение армии.
©️
01.07.2020
МИА «Казинформ»