ПРОЧНАЯ, НАДЕЖНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ

СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

ЧАСТЬ I.2 ПРОЧНАЯ, НАДЕЖНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО: В ПОИСКЕ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ



1990 год

Еще в октябре 1990 году Верховный Совет Казахской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете, а в ноябре Н.Назарбаев подписал Закон «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР», в соответствии с которым Президент страны является главой высшей исполнительной и распорядительной власти. Он формирует Правительство, назначает министров и председателей государственных комитетов.

1991 год

Государственное управление подверглось масштабной реорганизации. Были упразднены изжившие себя государственные органы, созданы новые, ранее не существовавшие органы, как, например, Антимонопольный комитет, Министерство внешних экономических связей и другие. В конце 1991 года все министерства были объединены в новый единый коллегиальный орган – Кабинет министров, руководство которым я доверил опытному хозяйственнику Сергею Терещенко – первому Премьер-министру суверенного Казахстана.

Опыт Сингапура стал для Казахстана на начальном этапе ориентиром при разработке долгосрочных стратегий. Также значительный вклад внес советник Президента, американский профессор Чан Янг Бэнг – один из авторов другого «экономического чуда» – южнокорейского.

«Ярким маяком для Казахстана был в те годы Сингапур, чьи фантастические успехи, достигнутые за короткий срок, заставили весь мир заговорить о «сингапурском экономическом чуде» и его авторе – руководителе страны Ли Куан Ю. Стремясь узнать как можно больше о сингапурском опыте, я в начале 1990-х годов неоднократно лично встречался с этим видным государственным деятелем Сингапура».

 

1992

Кадровая политика в суверенном Казахстан с самого начала была основывалась на убеждении, что ответственные посты должны занимать безупречные профессионалы, готовые беззаветно отдавать все силы делу реформ, радеющие в первую очередь за интересы страны и народа. В феврале 1992 года был утвержден принцип единоначалия в деятельности глав местных администраций и глав областных администраций.

ЧАСТЬ I.2 ПРОЧНАЯ, НАДЕЖНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ ЗА ЗАСЛУГИ ПЕРЕД СТРАНОЙ



Система государственных наград и иных знаков отличия является важнейшим элементом государственности, имеющим высокое символическое значение. Республике Казахстан как новому независимому государству нужны были свои государственные награды.

«Халық қаһарманы»

Высшей степенью отличия стало звание «Халық қаһарманы», которое присваивается за выдающиеся заслуги перед Республикой Казахстан, ратные подвиги во имя ее свободы и независимости. Этого звания были удостоены герои Великой Отечественной войны: Бауыржан Момышулы, Сагадат Нурмагамбетов, Касым Кайсенов, Алексей Кулаков Бахтурас Бейсекбаев, Рахимжан Кошкарбаев; Хиуаз Доспанова, Александр Капорин. Высокое звание «Халық қаһарманы» носят космонавты Токтар Аубакиров, Талгат Мусабаев и Айдын Аимбетов.

«Қазақстанның Еңбек Ерi»

Звание «Қазақстанның Еңбек Ерi» (Герой Труда Казахстана), учрежденное 1 декабря 2008 года, стало наравне со званием «Халық қаһарманы» и орденом «Алтын қыран» высшей степенью отличия Республики Казахстан. В разные годы обладателями этого звания стали народный писатель Абиш Кекилбаев, предприниматель Геннадий Зенченко, музыкант и педагог Айман Мусаходжаева, поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов, актер Асанали Ашимов.

ЧАСТЬ I.2 ПРОЧНАЯ, НАДЕЖНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ

НАЧАЛО КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА



Кризис системы Советов и сопротивление реформам


1990 год

Действовавшая в начале 1990-х годов Конституция Казахской ССР, несмотря на все изменения и поправки, все же никак не отвечала требованиям постоянно меняющегося времени. Суверенный Казахстан нуждался в новой Конституции – правовом фундаменте его дальнейшего развития как современного цивилизованного государства.

ЧАСТЬ I.2 ПРОЧНАЯ, НАДЕЖНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ

УКРЕПЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА. КАЗАХСТАН ВЫБИРАЕТ ЕДИНОНАЧАЛИЕ




НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ

«Решение о референдуме далось мне непросто. С одной стороны, вопрос поставлен объективно и правильно. В условиях политического кризиса, вызванного отставками Парламента и Правительства, необходимо было избавить общество от чрезмерной политизации и в интересах сохранения стабильности укрепить президентскую власть».

Поскольку в казахстанском обществе произошло осознание необходимости сильной вертикали, Ассамблея народов Казахстана, созданная в марте 1995 года, выступила с инициативой референдума о продлении президентских полномочий действующего Президента до 1 декабря 2000 года.


ЧАСТЬ I.2 ПРОЧНАЯ, НАДЕЖНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН



30 АПРЕЛЯ 1995 ГОД

Нурсултан Назарбаев выступил с обращением к народу, в котором внес предложение принять новую Конституцию. Проект нового Основного закона были вынесен на всенародный референдум 30 августа 1995 года. Из 81,1% всех граждан страны, принявших в нем участие, почти 90% проголосовали за новую Конституцию.

По настоянию Назарбаева в текст Конституции 1995 года были включены базовые принципы существования Республики Казахстан: общественное согласие, политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами.

ЧАСТЬ I.2 ПРОЧНАЯ, НАДЕЖНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 1995 ГОДА. ПЕРВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПАРЛАМЕНТ



5 декабря 1995 год

Конституция открыла принципиально новый этап в истории казахстанского парламентаризма. Прежде слово «парламент» если и употреблялось применительно к Верховному Совету, то неофициально. Теперь же Парламент был объявлен высшим законодательным органом, то есть слово получило государственный статус, а понятие, которое оно означает, наполнилось конкретным политическим содержанием.

В соответствии с новой Конституцией, 5 декабря 1995 года прошли выборы в Сенат, 9 декабря – в Мажилис. В состав Парламента вошли представители несколько партий и общественных объединений.


ЧАСТЬ I.2 ПРОЧНАЯ, НАДЕЖНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ




НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ

«Чем заметнее менялась общественная жизнь страны, тем сильнее ощущалась потребность в сильной центристской партии, которая сумеет найти отклик в разных слоях общества и сплотить их для решения главных и неотложных задач. Такой партией стал Союз «Народное единство Казахстана» (СНЕК), учрежденный в феврале 1993 года, а два года спустя реорганизованный в Партию народного единства Казахстана (ПНЕК). Партийные соратники возложили на меня миссию политического лидера, а руководителем ее политсовета был выбран С.Абдрахманов».

При всех различиях новые партии в подавляющем большинстве декларировали приверженность принципам демократии, поддерживали курс государства на укрепление суверенитета. Вместе с тем большинство из них не обладали сильной идейно-политической структурой и не пользовались широкой поддержкой избирателей. Многие создавались под конкретного руководителя, и это ставило их существование в зависимость от личностного фактора.


ЧАСТЬ I.2 ПРОЧНАЯ, НАДЕЖНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ

СТАНОВЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВОВАЯ РЕФОРМА



В начале 1990-х годов казахстанская система правосудия переживала глубокий кризис. Она оказалась не готова к экономическим и политическим переменам, не соответствовала новым реалиям.

Независимость судей, которых теперь назначали пожизненно, гарантировалась их несменяемостью и неприкосновенностью, юридической ответственностью за неуважение к суду, четко определенными основаниями, по которым судейские полномочия могут быть приостановлены или прекращены. В декабре 1995 года Президентским Указом были заложены основы новой судебной системы, впервые был введен термин «судебная власть». Был учрежден Конституционный совет, обеспечивающий верховенство Основного Закона на всей территории страны.

ЧАСТЬ I.2 ПРОЧНАЯ, НАДЕЖНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ

СОЗДАНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН




Одним из главных институтов, от которого зависят незыблемость границ и военная безопасность государства, являются национальные Вооруженные силы.


На момент обретения независимости у Казахстана не было собственного опыта военного строительства.

После распада Советского Союза все государства – члены СНГ заключили соглашение об Объединенных вооруженных силах, однако практически сразу приступили к формированию собственных армий.

Уже в начале января 1992 года по поручению Н.Назарбаева была начата работа над государственной военной доктриной. Одновременно велась инвентаризация вооружения и военного имущества, оставшегося от СССР. История казахстанской армии началась 7 мая 1992 года с Указа «О создании Вооруженных Сил Республики Казахстан». 18 августа того же года были созданы Пограничные войска.

Армия Казахстана остро нуждалась в профессиональных кадрах. Для подготовки офицерского состава использовались имевшиеся военные учебные заведения, открывались специальные курсы. Несмотря на ограниченность в финансах, регулярно проводились учения. Казахстану удалось в сжатые сроки создать систему непосредственного управления войсками, наладить финансовое, материально-техническое и медицинское обеспечение армии.

©️ 01.07.2020 МИА «Казинформ»