Во-первых, был предоставлен доступ к недорогим заемным средствам
Мировой экономический кризис начался в 2007 году с ипотечного кризиса в США
Причиной стал бум, а затем крах в кредитном и жилищном секторах. Первая волна
нестабильности на мировом финансовом рынке привела к закрытию рынков заемного
капитала. Пик кризиса пришелся на конец 2008 – начало 2009 года.
Глобальный финансовый кризис спровоцировал общий экономический кризис. Мировые
цены на сырье резко упали. Начался всеобщий промышленный спад. Развитые
экономики вступили в полосу жесткой рецессии.
Столь масштабный кризис был обусловлен не только цикличностью развития мировой экономики. На финансовых рынках превалировала спекулятивная деятельность, кроме того, проблемы были усугублены непомерно возросшим потреблением в кредит. Люди практически по всему миру стали потреблять больше, чем зарабатывали. Бум потребления сопровождался неуклонным ростом цен на сырье, в том числе на нефть и продовольствие, что усиливало давление на инфляционные процессы.
нурсултан назарбаев
«Просчитав все возможные варианты развития событий, я принял принципиальное решение: выделить из государственных резервов средства, необходимые для нейтрализации негативного влияния мирового кризиса. Кризис показал всю значимость Национального фонда, ставшего настоящей «подушкой безопасности» для общества и экономики. Многие государства создавали подобные фонд ы, но не у всех получалось столь эффективно использовать накопленные средства на благо страны»
В СЕНТЯБРЕ 2007 ГОДА ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ ПОРУЧИЛ ПРАВИТЕЛЬСТВУ РАЗРАБОТАТЬ ПЛАН ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ.
Четкая государственная линия – наращивание казахстанского содержания – в сотрудничестве с транснациональными компаниями стала основной и незыблемой.
С другой стороны, отечественные товаропроизводители стали подписывать больше контрактов с национальными компаниями.
В октябре 2010 года Правительство приняло Концепцию развития казахстанского содержания до 2014
года. С каждым годом доля казахстанского содержания в деятельности предприятий стала неуклонно
увеличиваться.
В банках стали выявляться мошеннические схемы по хищению финансовых средств
В итоге государство было вынуждено пойти на крайние меры: в феврале 2009 года Правительство через холдинг «Самрук-Казына» выкупило контрольные пакеты акций ряда неплатежеспособных банков
Прежнее руководство банков было отстранено.
В 2008–2010 годах государство направило на помощь МСБ более 400 миллиардов тенге
Это позволило поддержать почти десять тысяч субъектов бизнеса и сохранить 13 тысяч рабочих
мест
Многие международные эксперты отмечали значительный масштаб государственной поддержки предпринимательства в Казахстане
Во-вторых, гарантирована возможность продавать товары и услуги государству
В-третьих, предлагалось участие отечественного бизнеса в инвестиционных проектах
В-четвертых, формировалась благоприятная бизнес-среда
Между государством и бизнесом был запущен переговорный процесс
В марте 2009 года в Послании стратегия занятости была включена в число ключевых условий, обеспечивающих посткризисное развитие страны
Было отмечено, что достаточность рабочих мест
должна стать основным показателем, по которому будет определяться способность членов
Правительства и каждого акима обеспечить устойчивость экономики.
Тогда же, в марте 2009 года, Правительство незамедлительно приняло Стратегию региональной
занятости и план действий – «дорожную карту» на 2009–2010 годы. Из Национального фонда было
выделено почти 350 миллиардов тенге.
Казахстан последовательно реализовал два антикризисных плана.
«В октябре 2008 года, когда целые страны оказались на грани банкротства, я на сессии АНК, не колеблясь, заявил о своей уверенности в том, что Казахстан выйдет на новый виток экономического роста и улучшения благосостояния. Твердая государственная политика показала, что независимый Казахстан может управлять последствиями кризиса, извлекать из него ценные уроки и позитивную энергию для нового роста», - Нурсултан назарбаев.
Почти 20 миллиардов долларов, что составляло на тот момент 14 процентов ВВП, было выделено на преодоление последствий глобального кризиса. Единство всех уровней власти и запас прочности, накопленный государством за годы подъема, позволили смягчить и нейтрализовать негативное влияние кризиса.
Ядром «Стратегического плана-2020» стала «Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010–2014 годы» (ГПФИИР), которая была утверждена 19 марта 2010 года
Главными ориентирами новой программы стали рост ВВП на 50 процентов от уровня 2008 года,
повышение на 50 процентов производительности труда в обрабатывающем секторе, доведение до 40
процентов доли несырьевого экспорта.
В апреле 2010 года Правительством была утверждена Карта индустриализации, состоящая из 101
проекта республиканского значения и 136 региональных проектов. Она позволила государству
совместно с бизнесом выработать рациональные инвестиционные решения, увязать проекты частного
сектора с развитием инфраструктуры и центрами роста.