Выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан третьего созыва состоялись 19 сентября и 3 октября 2004 года по смешанной системе голосования
Электоральный процесс прошел на фоне либерализации политической системы страны. Проявлением этого стало партийное строительство, развернувшееся вслед за принятием в июле 2002 года нового Закона «О политических партиях», и внесение изменений в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан Кроме того, впервые парламентские выборы проходили в условиях благоприятной экономической конъюнктуры и стабильного роста ВВП страны.
НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ
«Итоги выборов я рассматриваю как вотум доверия народа: на тех выборах победил единый, сплоченный народ, делегировавший своему избраннику новый мандат доверия на дальнейшие свершения. Выборы подвели черту под продолжительной полемикой оппозиции с официальной властью»
В декабре 2002 года Совещание по демократизации под председательством вице-премьера Б. Мухамеджанова приступило к работе.
В 2003 году его участники рассмотрели ряд важных вопросов, в том числе касавшихся изменений в Закон «О выборах». Бурное обсуждение вызвал и законопроект о СМИ.
По предложению Первого Президента Н.Назарбаева была создана Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества, в состав которой вошли лидеры всех политических партий.
20 марта на базе Национальной комиссии была создана Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ.
Благодаря трудному, но результативному
политическому диалогу 2002– 2006 годов необходимый стране базовый общественный консенсус по
политической реформе был достигнут.
Были сделаны шаги в сторону перераспределения властных полномочий и повышения роли Парламента.
Облегчалась процедура выражения Мажилисом в отдельности вотума недоверия как Правительству, так и каждому министру.
Парламент получал право формировать две трети Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии (ЦИК) и Счетного комитета.
Премьер-министр назначался Президентом с согласия большинства депутатов нижней палаты.
Было предложено избирать депутатов Мажилиса по пропорциональной системе из представителей партий, прошедших выборы.
Развитие получало местное самоуправление, основой которого становились маслихаты.
Совершенствовалась судебная система, функции по отбору кандидатов на должности судей передавались в ведение Высшего судебного совета.
Предусматривались меры по укреплению Ассамблеи народа Казахстана путем предоставления этому органу конституционного статуса и обеспечения его представленности в Сенате и Мажилисе.
Предусматривались практические действия, направленные на дальнейшее развитие гражданского общества.
Восемнадцатого августа 2007 года выборы депутатов Мажилиса впервые прошли по пропорциональной избирательной системе – по партийным спискам. Граждане Казахстана голосовали не за отдельных кандидатов, а за партийные программы. 20 августа 2007 года были проведены выборы в Мажилис от Ассамблеи народа Казахстана. Всего в нижнюю палату Парламента четвертого созыва были избраны 107 депутатов, из них 98 – на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и 9 – от АНК. Парламентские выборы стали итоговым актом конституционной реформы.
В 2010 году по всей стране прошла волна о
проведении референдума о пожизненном президентстве Назарбаева. Парламент поддержал это
предложение, оформив его в виде законодательной инициативы. Однако Первый Президент
Н.Назарбаев отклонил это предложение Парламента.
В 2012 году подходили сроки проведения выборов как депутатов Мажилиса Парламента, так и маслихатов. Парламентарии посчитали целесообразным совместить выборы разных уровней законодательной ветви власти, проведя их одновременно.
Это позволило бы в условиях мирового кризиса не затягивать на долгий период избирательный цикл и
значительно сэкономить бюджетные средства, затрачиваемые на организацию и проведение столь
масштабных мероприятий.
Выборы в Мажилис состоялись 15 января 2012 года при явке
избирателей более 75 %. На следующий день, 16 января
2012 года, были избраны девять депутатов от Ассамблеи народа Казахстана.
НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ
«Я принципиально не стал мириться с недостатками и пошел на решительную модернизацию действующей системы государственного управления. В июле 2011 года была утверждена Концепция новой модели государственной службы, которая предполагала модернизацию самого понятия «государственная служба» как синонима «служению нации»