В НАШЕМ ОБЩЕМ ДОМЕ
ЧАСТЬ II.5 В НАШЕМ ОБЩЕМ ДОМЕ
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА: КУРСОМ МИРА И СОГЛАСИЯ
«Никогда не следует забывать, что в начале 1990-х годов многие полагали, что Казахстан не сможет выстроить устойчивую государственность. По мнению зарубежных скептиков, этноконфессиональная структура населения и геополитическое положение должны были стать непреодолимыми препятствиями на пути к достижению этой цели. Тем более, что в период парада суверенитетов волна национализма и междоусобицы захлестнула многие постсоветские страны. Тогда громко прозвучал тезис о нашей стране как о «вторых Балканах». Причем чуть ли не состоявшихся. Мы опровергли все эти прогнозы и доказали, что при грамотной и последовательной политической воле, конфликты культур, этносов и цивилизаций не являются фатальной неизбежностью»
УНИВЕРСАЛЬНОГО РЕЦЕПТА ДРУЖБЫ МЕЖДУ НАРОДАМИ, МЕЖЭТНИЧЕСКОГО СОГЛАСИЯ, КАК УБЕЖДАЕТ ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ, НЕ СУЩЕСТВУЕТ, И МОЛОДАЯ РЕСПУБЛИКА НУЖДАЛАСЬ НЕ В ПРИВНЕСЕННЫХ ИЗВНЕ, А В СОБСТВЕННЫХ, УЧИТЫВАЮЩИХ МЕСТНУЮ СПЕЦИФИКУ ИНСТРУМЕНТАХ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ
«Казахстанская модель межэтнических отношений опирается на национальную историю страны, строится на понимании значимости, как этнической, так и гражданской идентичности. Поэтому в апреле 1996 года на III сессии АНК перед каждым казахстанцем был поставлен вопрос об осознанном гражданском самоопределении. Я напомнил всем нашим гражданам: гражданин – это тот, кто независимо от происхождения носит в себе чувство нераздельности собственной судьбы и судьбы страны. Конечно, такая идентичность требует времени, но к этому надо идти»
С 1996 года Казахстан впервые стал отмечать
1 Мая как Праздник единства народа Казахстана
Прежняя первомайская традиция приобрела новое казахстанское содержание.

31 мая – День памяти жертв политических репрессий
Чтобы
подчеркнуть значимость политики согласия, 1997 год был объявлен Годом
общенационального согласия и памяти жертв политических репрессий. Тогда же
Казахстан
впервые отметил 31 мая – День памяти жертв политических репрессий.
В Стратегии развития Казахстана до 2030 года были четко определены базовые направления обеспечения внутриполитической стабильности и консолидации общества:
гарантировать развитие единой гражданственности, основанной на равенстве возможностей для всех граждан нашей страны
БОЛЕЕ ЭНЕРГИЧНО СТРОИТЬ БОГАТЫЙ КАЗАХСТАН, КОТОРЫЙ ОБЕСПЕЧИТ КАК ПОЛИТИЧЕСКУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ, ТАК И КОНСОЛИДАЦИЮ ОБЩЕСТВА В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
обеспечить устранение причин этнических разногласий, равные права всех этнических групп
укреплять взаимоуважение, терпимость и доверительные отношения между различными конфессиями

«На V сессии АНК в январе 1999 года, которая состоялась вслед за президентскими выборами, я отмечал, что национальное согласие не даруется народу свыше, а достигается напряженной, кропотливой работой, и все мы должны немало потрудиться, чтобы каждый из нас с гордостью мог произносить слова: «Я – казахстанец!»

В казахстанской модели заложен консолидирующий принцип – «Единство через многообразие»
Сохранению и
умножению культурного многообразия способствует неизменная политика государства
по
поддержке этнических языков и культур. Национальная политика Казахстана строится
в
строгом соответствии с международными стандартами. В основе этого курса лежит
толерантность казахского народа, которая сформировала уникальную модель
межэтнического доверия в стране.
ЧАСТЬ II.5 В НАШЕМ ОБЩЕМ ДОМЕ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЪЕДИНЕНИЯ. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В первой половине 1990-х годов
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАЛИСЬ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ЗАРУБЕЖНЫМИ ФОНДАМИ, КОТОРЫЕ ПРЕДОСТАВЛЯЛИ ГРАНТЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ РАЗЛИЧНЫХ ПРОЕКТОВ
Такая схема, к сожалению, позволяла получателям грантов
вести работу в интересах иностранных государств, не всегда совпадавших с
национальными
интересами, и в то же время сдерживала развитие гражданского сектора.

В 1994 году вступил в силу новый Гражданский кодекс, а в 1996 году – Закон «Об общественных объединениях», которые привели к росту числа неправительственных организаций.
Появились НПО по самым различным направлениям, таким как экология,
профилактика опасных заболеваний, наука и образование, защита прав
человека
и так далее.
«Как Глава государства, я видел в работе НПО несомненную пользу для гражданского общества, ведь благодаря таким демократическим институциям граждане осуществляют свое участие в политической жизни, отдают свой труд на благо других, на благо своей страны, выражают свое несогласие и отстаивают свои интересы»
ЧАСТЬ II.5 В НАШЕМ ОБЩЕМ ДОМЕ
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1990-Х ГОДОВ МЕДИЙНЫЙ РЫНОК СТАБИЛИЗИРОВАЛСЯ
Открывались новые издания, а иные, не выдержав конкуренции, прекращали свою деятельность, однако их общее количество оставалось почти неизменным

Правительство провело приватизацию государственных СМИ, полиграфических предприятий и типографий
К тому моменту на информационном рынке появилось новое направление – рекламное.

информационную сферу стали привлекать для размещения государственного заказа, что позитивно повлияло на рынок масс-медиа
Государство начало системно взаимодействовать со средствами массовой информации, вести более последовательную информационную политику, учитывавшую все многообразие СМИ, а также факт вхождения страны в мировое и региональное информационное пространство.

в Казахстане начала создаваться национальная система спутникового телевидения на базе спутников системы Intelsat
В отдаленных районах стали устанавливаться наземные станции спутникового приема. В городах большое распространение получила система кабельного телевидения.

Нурсултан назарбаев подписл Указ «О формировании единого информационного пространства»
Его цель – обеспечить свободный доступ любого гражданина Казахстана к информации. Чтобы поощрять талантливых журналистов и стимулировать творческий поиск, в 1997 году были учреждены премии и гранты Президента Республики Казахстан в области СМИ.

в Казахстане было зарегистрировано около 12 тысяч абонентов Интернета
Тогда же в Казахстана пришла сотовая связь. В 1999 году в Казахстане насчитывалось около 80 тысяч абонентов сотовой связи.
ЧАСТЬ II.5 В НАШЕМ ОБЩЕМ ДОМЕ
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ СДВИГИ: ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ

Первая перепись населения в независимом Казахстане прошла в феврале 1999 года
Она установила, что в стране проживают 14,9 миллиона человек, и выявила
существенные изменения в национальном составе населения республики. В
сравнении с результатами последней советской переписи 1989 года
численность
казахов увеличилась почти на 1,5 миллиона человек и составила 7
миллионов
985 тысяч человек (более 53 процентов).
В КОНЦЕ 1990-Х ГОДОВ
снижение общей численности населения Казахстана замедлилось, и эти изменения позволяли предположить, что демографический рост – дело недалекого будущего
Для страны во второй половине 1990-х годов также был характерен большой объем внутренней миграции из села в город. Численность сельчан, переселившихся в 1990-е годы в города, составила около 1,4 миллиона человек. Особенно большой прирост наблюдался в городах Алматы и Астане.
ЧАСТЬ II.5 В НАШЕМ ОБЩЕМ ДОМЕ
РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ:УКРЕПЛЕНИЕ ДУХОВНОСТИ
Во второй половине 1990-х годов продолжалось активное возрождение религиозной и духовной жизни
С 1995 по 1998 год
количество религиозных объединений в Казахстане возросло почти вдвое –
с 1 180 до 2 100
В Казахстане, по сути, была
найдена оптимальная золотая середина во взаимоотношениях государства и
религии,
что позволяло государству и религиозным конфессиям совместно плодотворно
работать над укреплением общенационального согласия.




«Очень важно, что все религии в Казахстане жили в мире, помогали единению страны. При этом я был твердо убежден: надо поставить прочный заслон любым формам экстремизма, прикрывающегося религиозными идеями. В сентябре 1998 года я посетил с официальным визитом Ватикан. Это была наша третья встреча с Папой Римским Иоанном Павлом II. Взаимное доверие, которое возникло на этих встречах, имело немаловажное значение для успеха будущего Съезда лидеров мировых и традиционных религий, идея проведения которого обдумывалась мной в то время»