НАДО ПЕРЕЛОМИТЬ ХОД СОБЫТИЙ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И СТАБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ. НАЧАЛО СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ

ЧАСТЬ II.4 НАДО ПЕРЕЛОМИТЬ ХОД СОБЫТИЙ

НОВЫЙ ЭТАП ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И ПРИВАТИЗАЦИИ



К 1995 году экономика Казахстана впервые достигла положительного торгового баланса за счет увеличения экспорта, в том числе сельскохозяйственной продукции.

Тем не менее экономика требовала дальнейшей интенсификации системных преобразований

К экономическим реформам страна по-настоящему приступила лишь в ноябре 1993 года, когда была введена в обращение национальная валюта – тенге.

Два года – объективно недостаточный срок для того, чтобы на обломках советской хозяйственной системы создать новую жизнеспособную экономику и запустить механизмы свободных рыночных отношений. Казахстан, по сути, находился лишь в самом начале этого пути.

В КОНЦЕ 1995 ГОДА БЫЛА РАЗРАБОТАНА ПРОГРАММА ПРИВАТИЗАЦИИ И РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА 1996–1998 ГОДЫ, КОТОРАЯ БЫЛА УТВЕРЖДЕНА В ФЕВРАЛЕ СЛЕДУЮЩЕГО ГОДА

На новом, третьем этапе приватизировались флагманы отечественной промышленности – крупные предприятия и объекты стратегических отраслей, таких как электроэнергетика и нефтегазовая промышленность. Отныне государственная собственность могла переходить в частные руки единственным способом – выкупаться.

ПО ИТОГАМ ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ БЫЛО ПРИВАТИЗИРОВАНО СВЫШЕ 14,5 ТЫСЯЧИ ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ.

В ЭТОТ ПЕРИОД ВПЕРВЫЕ АКТИВНО ЗАЯВИЛИ О СЕБЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИНВЕСТОРЫ, ОБЛАДАЮЩИЕ ДОСТАТОЧНЫМИ РЕСУРСАМИ ДЛЯ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ.

ЧАСТЬ II.4 НАДО ПЕРЕЛОМИТЬ ХОД СОБЫТИЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ: В ИНТЕРЕСАХ ГОСУДАРСТВА



К естественным монополиям были отнесены железные дороги, системы трубопроводов для транспортировки нефти и газа, электрические и тепловые сети, телекоммуникации, авиация и аэропорты, атомная промышленность, водоснабжение, почтовая связь.

Учитывая значимость указанных отраслей, было принято решение образовать в каждом из них системообразующие национальные компании, контрольный пакет акций которых будет находиться в собственности государства.

Кроме коммерческих целей, предполагающих получение коммерческой прибыли, в обязанности таких компаний вменялось решение некоммерческих социально-экономических и инфраструктурных задач, проистекающих из потребностей государства и общества.

ЧАСТЬ II.4 НАДО ПЕРЕЛОМИТЬ ХОД СОБЫТИЙ

ДОВЕРИЕ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА



Закон «О государственной поддержке прямых инвестиций в Казахстан», принятый 28 февраля 1997 года, расширил существовавшую систему льгот для иностранных инвесторов.


Закон также предусматривал полное и частичное освобождение импортируемого оборудования, сырья и материалов, необходимых для реализации инвестиционных проектов, от таможенных пошлин.


По объему иностранных капиталовложений Казахстан занял одну из первых позиций среди новых независимых государств: на его долю пришлось более 80 процентов всех прямых инвестиций в Центральную Азию.

Во второй половине 1990-х годов крупнейшими инвесторами в казахстанскую экономику были американские, британские, турецкие, южнокорейские, французские и японские компании.

Казахстану удалось получить от международного бизнеса значительную финансовую поддержку и доступ к новым для себя рынкам и технологиям, перенять передовые методы управления.

В сентябре 1998 года под председательством Н.Назарбаева был создан Совет иностранных инвесторов, в который вошли руководители 11 иностранных компаний и международных организаций, участвовавших в реализации крупнейших казахстанских проектов.

Новый совещательно-консультативный орган нужен был государству для того, чтобы наладить и на регулярной основе вести равноправный эффективный диалог с инвесторами.

 

ЧАСТЬ II.4 НАДО ПЕРЕЛОМИТЬ ХОД СОБЫТИЙ

РЕФОРМЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ



В 1996-1997 ГОДАХ В КАЗАХСТАНЕ БЫЛО ПРИВАТИЗИРОВАНО 162 ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯ

Однако в рыночных условиях многие жители села, безвозмездно получив имущественные паи и условные земельные доли, не сумели правильно распорядиться своей собственностью

В результате большинство производственных кооперативов быстро растеряло основные и оборотные средства, за бесценок продав акции перерабатывающих и обслуживающих организаций, вместо того чтобы наладить эффективное управление своими активами.

Проведенная государством процедура банкротства освободила сельхозпредприятия от долгов, произошла смена собственников сельхозактивов. Трудовые коллективы получили возможность создавать новые, не обремененные долгами предприятия. Именно таким способом в стране возникли тысячи крестьянских и фермерских хозяйств.


ЧАСТЬ II.4 НАДО ПЕРЕЛОМИТЬ ХОД СОБЫТИЙ

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ



В середине 1990-х годов пенсионная система работала с постоянными перебоями, выплаты нередко задерживались

За один только 1995 год размер пенсий из-за инфляции пересматривался трижды, и в итоге средняя пенсия увеличилась почти вдвое

В сложившейся экономической и демографической ситуации медлить с пенсионной реформой было уже нельзя.

В марте 1997 года Правительство утвердило Концепцию реформирования пенсионной системы, 20 июня того же года был принят Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»

Суть реформы заключалась в переходе от распределительной к накопительной пенсионной системе.

За образец была взята чилийская модель.

При распределительной, или солидарной, системе пенсионеров содержит работающее поколение – пенсионный фонд формируется из вносов и налогов трудящегося населения. При накопительной системе пенсия складывается из отчислений работодателя на личный накопительный счет сотрудника, который с самого начала трудовой деятельности формирует свой финансовый резерв, обеспечивая себе старость.

ЧАСТЬ II.4 НАДО ПЕРЕЛОМИТЬ ХОД СОБЫТИЙ

СТАБИЛИЗАЦИЯ И ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА



ВВП Казахстана

ВВП Казахстана в 1996 году вырос на 0,5 процента, в 1997 – на 1,7 процента, объемы промышленного производства увеличились соответственно на 0,3 и 4,1 процента, однако глобальные потрясения на международных финансовых рынках 1997–1998 годов не дали этим планам сбыться.

ЧАСТЬ II.4 НАДО ПЕРЕЛОМИТЬ ХОД СОБЫТИЙ

АЗИАТСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС И ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ



Стабильность новой рыночной экономики Казахстана, построенной в 1990-е годы, зависела не только от внутренних факторов, но и от общемировой конъюнктуры.

В июле 1997 года в Малайзии и Таиланде разразился финансовый кризис, который привел к беспрецедентной по своим масштабам девальвации национальных валют этих стран.

Финансовая катастрофа быстро охватила всю Юго-Восточную и часть Восточной Азии, затем перекинулась на Латинскую Америку, дестабилизируя финансовые рынки десятков государств.

Мировые рынки отреагировали незамедлительно в негативную для казахстанских производителей и экспортеров сторону.

Так, цена на нефть снизилась на 25 процентов, а в 1998 году – еще на треть, составив 12 долларов за баррель.

Резко подешевели медь и свинец.

После технического дефолта, объявленного Правительством Российской Федерации 17 августа 1998 года, рухнул рубль

что спровоцировало массовый наплыв резко подешевевших товаров российского производства на казахстанский рынок. Это в одночасье серьезно ослабило позиции отечественных товаропроизводителей.

По итогам 1999 года значительно улучшился платежный баланс страны, возросли золотовалютные резервы, укрепилась банковская система, а главное – восстановился рост производства.

ЧАСТЬ II.4 НАДО ПЕРЕЛОМИТЬ ХОД СОБЫТИЙ

РЕШАЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. ТРУДНЫЕ ГОДЫ ПОЗАДИ



Во второй половине 1990-х годов казахстанцы почувствовали перемены к лучшему. Заметно оживилась торговля, ассортимент товаров в магазинах и на рынках расширился

В январе 1998 года

по инициативе Елбасы был создан Общенациональный фонд по поддержке малообеспеченных граждан, все еще составлявших значительную часть населения страны.

За первые годы своей работы фонд сумел аккумулировать один миллиард тенге и поддержать 250 тысяч малоимущих казахстанцев.

Во второй половине 1990-х годов заработные платы и пенсии регулярно росли. В 1999 году средняя зарплата в Казахстане в пересчете превысила 90 долларов США и была самой высокой среди новых независимых государств. Теперь доходы казахстанцев позволяли им делать значительные 146 сбережения: если в 1996 году на счетах граждан в казахстанских банках хранилось 11 миллиардов тенге, то в 1999-м – уже более 28 миллиардов тенге. 7 сентября 2001 года председатель Национального банка сообщил, что накопления граждан превысили миллиард долларов.

©️ 08.07.2020 МИА «Казинформ»