
«Анализируя тактические ошибки союзного руководства, мы извлекали важные уроки из происходящего. Они помогли в борьбе с трудностями, а их было немало. Ведь почти вся промышленность республики (93 процента) находилась в подчинении у центра».
В конце 1980-х и начале 1990-х СССР переживал тяжелый системный кризис. Государственная машина под руководством Михаила Горбачева, не справлялась с застарелыми внутренними проблемами, которые усиливались внешними факторами.
Промышленное производство резко сократилось, из-за затяжных шахтерских забастовок
значительно уменьшилась добыча угля, катастрофически упала нефтедобыча.
Экономическую ситуацию усугубил обвал цен на нефть на мировом рынке. Отрицательное сальдо платежного баланса в 1990 году составило более 17 миллиардов долларов. Валютные резервы страны были исчерпаны. Страна жила на иностранные кредиты и никто не сомневался в скором банкротстве СССР.
Государство, чтобы покрыть дефицит бюджета, вынуждено было включить на полную
мощность печатный станок, увеличивая находившуюся в обороте денежную массу, над
которой вскоре потеряло контроль.
Одновременно происходил упадок в идеологии. Понизился авторитет Коммунистической
партии,
она перестала играть руководящую роль. Обострились межнациональные отношения, в
республиках вспыхивали беспорядки, переходящие в войны, сотни тысяч людей стали
беженцами. В 1987 году в Нагорном Карабахе началось противостояние между
азербайджанцами
и армянами, переросшее в войну. Межнациональные столкновения происходили и в других
регионах.
«В то время я возглавлял правительство советского Казахстана и понимал, что если государство не выработает твердую национальную политику и не будет ее последовательно проводить, то скорая гибель СССР неизбежна. Мне тогда не раз приходилось убеждать центр в необходимости ответственного, взвешенного подхода к решению межнациональных проблем. В дальнейшем, уже на посту Президента, я не изменил своих взглядов, стоял на тех же позициях. Это помогло уберечь нашу независимую страну от трагических испытаний, выпавших многим бывшим соседям по Союзу»
Силовые меры, принимаемые руководством СССР, дали обратный результат: протесты только усиливались. Весной 1991 года шесть республик из 15 отказались принять участие во Всесоюзном референдуме о необходимости сохранения Советского Союза.
«Анализируя тактические ошибки союзного руководства, мы извлекали важные уроки из происходящего. Они помогли в борьбе с трудностями, а их было немало. Ведь почти вся промышленность республики (93 процента) находилась в подчинении у центра».
Последствия распада не заставили себя ждать. 19 июня 1989 года забастовали шахтеры Караганды, и эта их акция, практически, парализовала экономику региона. Волна забастовок могла захлестнуть весь Казахстан. Ситуацию подогревали разные политиканы, намеренно разжигая среди казахстанцев этническую и религиозную нетерпимость.
Над Казахстаном всерьез нависла угроза общественного раскола, и с ней явно не справлялся Г.Колбин, которого Москва нзаначила руководить республикой – он был недостаточно компетентным. Но медлить было нельзя. Настало время решительных политических перемен.
«В мае 1989 года я открыто заявил с трибуны I съезда народных депутатов СССР, что основная причина бедственного положения, в котором оказалась страна, – это многолетняя неэффективная политика союзного руководства»
«Не раз мне приходилось размышлять о том, каким должен быть национальный лидер и что значит быть им. Для меня национальное лидерство – это, прежде всего, вся полнота ответственности за миллионы соотечественников, за судьбу своего народа»
ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ПОСЛЕ ИЗБРАНИЯ НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ ПО ПРОСЬБЕ ЦЕНТРА ВСТРЕТИЛСЯ
С
БАСТУЮЩИМИ ШАХТЕРАМИ
Первоочередные нужды
шахтеров были удовлетворены. Переговоры прошли во всех шахтерских городах
Карагандинской
области – Шахтинске, Сарани, Абае. Вскоре карагандинцы прекратили забастовку, в
отличие
от других угледобывающих регионов СССР.
«Мириться с таким положением дальше было нельзя. Я не желал принадлежать бездействующей и обреченной административной системе, озабоченной только одним – самосохранением. Для себя я выбрал благополучие республики и ответственность за ее будущее. Поэтому прямо и со всей ответственностью заявил, что намерен обеспечить Казахстану экономический суверенитет»
"Только президентская власть могла стать реальной силой, которая
консолидирует усилия исполнительной и законодательной власти, обеспечит
эффективную деятельность государственного механизма, преодолеет жесткую
централизацию экономики, защитит интересы республики и ее граждан", -
Нурсултан Назарбаев.
Энергосистемы, сети железных и автомобильных дорог, множество зависящих друг от друга предприятий в разных концах огромного Союза – все это переплелось так тесно, что безболезненный разрыв был абсолютно исключен. И ни одна из республик не могла в короткие сроки решить вопросы собственной военной безопасности.
Первый государственный акт суверенного Казахстана послал сигнал всей планете: наша страна стремится к миру, свободному от ядерной угрозы.
было произведено на полигоне с 1949 по 1989 год
по разным подсчетам пострадали от испытаний на полигоне
На глазах всего мира рождалось новое государство,
которое верило в свое великое будущее, и символом этой веры стал полет первого казахского
космонавта Тохтара Аубакирова в составе советско-австрийского экипажа с космодрома Байконур
"На встречах с избирателями я не пытался
отмахнуться от проблем, не раздавал неоправданных популистских обещаний, а вел с людьми
открытый
и прямой разговор. Честно предупреждал своих избирателей, что страну ждут серьезные
испытания, и
через них нужно будет пройти, потому что другого, обходного и безболезненного пути к
независимости и благосостоянию у нас не было", - Нурсултан Назарбаев
"Новые выборы должны были наполнить понятие суверенитета живым и убедительным содержанием, поднять международный престиж Казахстана и выдать Президенту, кто бы им ни был избран, мандат на решительные действия в сложной обстановке. На жесткие, болезненные, непопулярные меры, без которых было не обойтись стране, твердо решившей идти вперед"
"На избирательные участки пришли 8 681 276 казахстанцев. Получив 98,8% голосов,
я ощутил ни с чем не сравнимое чувство единения со своей страной, сплотившейся
вокруг меня и выбравшей в тот день не только Президента, но и путь в будущее
"
Нурсултан Назарбаев принес присягу избранного народом Первого Президента
страны.
В этот же день принято решение о переименовании Казахской ССР в Республику
Казахстан.
Через 20 лет знаменательный день, когда прошли наши первые всенародные
выборы,
решено было сделать государственным праздником – Днем Первого Президента
Республики Казахстан. В политическом календаре он закономерно и символично
предшествует Дню Независимости, ведь именно выборы Президента в том
историческом
1991 году стали решающим шагом Казахстана к суверенитету.
НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА ПОЯВИЛОСЬ НОВОЕ НЕЗАВИСИМОЕ ГОСУДАРСТВО
наделивший каждого жителя республики высоким правом быть ее
гражданином
Первым министром обороны был назначен прославленный боевой генерал армии Сагадат Нурмагамбетов.
Сегодня всему миру известны золотое солнце с парящим беркутом на голубом полотнище нашего флага и шанырак в обрамлении крыльев тулпара на нашем гербе. Чувство радости за обретение Казахстаном и другими республиками бывшего Союза долгожданной независимости тесно сплеталось с осознанием величайшей сложности исторического вызова, выпавшего на долю наших народов
2 МАРТА 1993 ГОДА СОСТОЯЛОСЬ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, НА КОТОРОМ КАЗАХСТАН БЫЛ ПРИНЯТ В ООН. МЫ СТАЛИ РАВНОПРАВНЫМ ЧЛЕНОМ
МИРОВОГО СООБЩЕСТВА.
Документ констатировал,
что Казахстан переходит от плановой экономики к рыночной
"Подчеркнув, что территория Казахстана является исконной казахской землей, и подтвердив намерения государства возрождать казахскую культуру и язык, я в то же время считал и продолжаю считать недопустимым дискриминацию по национальному признаку и важным содействие всем этносам и культурам", - Нурсултан Назарбаев.
Стратегия четко выстроила систему приоритетов экономической политики: укрепление банковской системы, свободное ценообразование, расширение внешней торговли, создание благоприятного климата для иностранных инвестиций, насыщение потребительского рынка и, наконец, переход государственной собственности в частные руки. Согласно нашим расчетам, Казахстан должен был до конца 1995 года преодолеть кризис и достичь экономической стабильности.
"Подчеркнув, что территория Казахстана является исконной казахской землей, и подтвердив намерения государства возрождать казахскую культуру и язык, я в то же время считал и продолжаю считать недопустимым дискриминацию по национальному признаку и важным содействие всем этносам и культурам", - Нурсултан Назарбаев.
Стратегия четко выстроила систему приоритетов экономической политики: укрепление банковской системы, свободное ценообразование, расширение внешней торговли, создание благоприятного климата для иностранных инвестиций, насыщение потребительского рынка и, наконец, переход государственной собственности в частные руки. Согласно нашим расчетам, Казахстан должен был до конца 1995 года преодолеть кризис и достичь экономической стабильности.
"Подчеркнув, что территория Казахстана является исконной казахской землей, и подтвердив намерения государства возрождать казахскую культуру и язык, я в то же время считал и продолжаю считать недопустимым дискриминацию по национальному признаку и важным содействие всем этносам и культурам", - Нурсултан Назарбаев.
©️
01.07.2020
МИА «Казинформ»