Публикации

Жилищная политика независимого Казахстана

07 Сентября 2018
382
0
Жилищная политика независимого Казахстана
Жилищные вопросы являются одними из наиболее обсуждаемых в Казахстане. Сейчас большой информационный бум в стране сконцентрирован вокруг программы «7-20-25».

Квартирный вопрос был не менее актуальным и 25 лет назад, когда казахстанцы переживали первые шаги становления своего нового независимого государства.

Потому своевременным стал Указ Президента Республики Казахстан от 6 сентября 1993 года «О новой жилищной политике». О высокой важности реализации государственной программы свидетельствует ее определение в качестве «государственного приоритета».

Указ стал катализатором для множества новых начинаний в разных государственных структурах. В целях государственного регулирования строительного комплекса вместо Комитета РК по архитектуре и строительству было объявлено о создании Министерства строительства, жилья и застройки территорий. На новое Министерство, в свою очередь, возлагались новые обязанности создания государственных компаний с функциями коммерческих застройщиков, для организации строительства жилья на конкурсной основе. Оценкой недвижимости должна была заняться специальная государственная компания.

Вместе с тем коммерческими застройками могли заниматься не только государственные компании, но и предприятия других форм собственности, при соблюдении главного условия: получения лицензии и выполнения правил, установленных Министерством строительства, жилья и застройки территорий.

У Кабинета Министров появилась новая функция – он стал учредителем Государственного банка жилищного строительства (Жилстройбанка), включая его филиалы.

Бюджетом начального финансирования жилищной сферы распоряжался координационный совет фонда преобразования экономики, который должен был решить вопрос о выделении в 1993 году 10 млрд. рублей на формирование уставного фонда банка жилищного строительства. А впоследствии ежегодно выделять 2 млрд. рублей на пополнение уставного фонда банка жилищного строительства из средств республиканского бюджета.

Кроме того предусматривалось ежегодное выделение фиксированных процентов фонда преобразования экономики, в том числе на модернизацию стройиндустрии, в качестве долгосрочных кредитных ресурсов, а также создания новых строительных объектов. Фонд занятости выделял 15% для формирования общественных работ, создания дополнительных или поддержания уже существующих рабочих  мест, связанных со строительством жилья, его ремонтом, а также с эксплуатацией объектов инфраструктуры.     

Новый указ должен был не только организовать процедуру купли-продажи жилья, с учетом финансового положения населения. После распада Советского Союза необходимо было поменять в сознании людей устоявшее мнение о жилье, как бесплатном благе, обязательно предоставляемом государством. Вместо этого гражданин Казахстана получал возможность приобрести жилье в собственность «по личному выбору с учетом своих возможностей».

Изменения закрепленных, привычных установок в сознании населения требовали проведения крупной информационно-пропагандисткой работы. Для снижения возможного недовольства населения, которые могло быть вызвано необходимостью предоставления платы за жилье, СМИ должно было разъяснять выгоды и преимущества новой жилищной политики. Кроме того система консультативных служб должна была оказывать помощь населению в объяснении различных пунктов нового указа, а также в поиске специальных квот и программ, облегчающих получение жилья разными слоями населения. Например, семьи, стоявшие в очереди 10 и более лет, получали следующие льготы: государством безвозмездно выделялись дотации в размере 20%  от стоимости жилья, а также был предоставлен кредит с не более 5% ставкой годовых.

Вместе с тем программы не должны были приносить ущерб государству. Обязательной целью новой жилищной политики являлась самоокупаемость, поэтому стало важно создать конкурентную среду в жилищном бизнесе. Для этот расширялся весь строительный рынок в Казахстане. В жилищную сферу стали привлекаться средства физических и юридических лиц, иностранных инвесторов и кредиторов. Также повышались цены за жилищно-коммунальные услуги.

Ситуация, разворачивавшаяся 25 лет назад, свидетельствует о том, что переход от советской системы к условиям нового независимого Казахстана требовал структурных изменений в жилищной политике и строительной сфере. Указ от 6 сентября 1993 года создал юридическую базу для решения многих проблем своего времени.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Подпишитесь на наш Telegram канал!

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Программе «Болашак» исполнилось 25 лет. Вы участвовали в программе?