«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

В эпоху войн рожденное искусство

1058 0
В эпоху войн рожденное искусство
Если обратиться к истории, то можно заметить, что потерпев поражение в годы Второй мировой войны, Япония не только не прекратила свое существование, а наоборот, вырвалась в лидеры мирового развития

В любом уголке Земли стали узнаваемы бренды японской промышленности - Сони, Панасоник, Тойота и другие. Кроме того, благодаря литературе и телевидению люди узнали о таких японских понятиях, как самурай, ниндзя, кендо, суши, нэцкэ, кимано, икэбана. Даже термин «гейша», несмотря на всю свою моральную непривлекательность, стал эталоном красоты, утонченности и женственности.

Современный Казахстан ведет активную работу над укреплением собственного имиджа в мировом информационном пространстве. Сейчас, в рамках модернизации общественного сознания, инициированной Первым Президентом РК - Елбасы Нурсултаном Назарбаевым, необходимо активно продвигать в мире казахстанские бренды - айтыс, кокпар, кумыс, юрта, кюй и другие.

Ракуго – старинное японское традиционное искусство комического устного рассказа, зародилось в Японии еще в период Сэнгоку «Эпоху воюющих провинций» (II половина ХV – начало XVII вв.) В перерывах между военными походами самураи стали приглашать в свои ставки искусных рассказчиков, чтобы шутками и весельем снять стресс после битвы. Постепнно ракуго стало настолько популярным, что в Японии появились специальные театры – ёсэ. Эпохи сменяли друг-друга, но средневековое искусство не пропало, оно сумело адаптироваться к современным условиям, успешно прижилось на телевидении и стало своеобразным брендом страны восходящего солнца.

По приглашению «Canary English RAKUGO Company» в Нур-Султан приехали артисты Ейраку, Банбан, Пико, Кораку с программой English Rakugo Show. Студенты и преподаватели ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, Назарбаев Университета, Университета КазГЮУ смогли насладиться шедеврами японского традиционного юмора на английском и японском языках.

 

 

О корнях средневекового театрального искусства, которое появилось еще в эпоху Эдо, его специфике мы поговорили с исполнителем Ейраку.

- В европейской традиции при королевском дворе были есть шуты, которые развлекали правителя. В средневековой традиции русского народа были скоморохи, исполнявшие шуточные песни в особых костюмах. В казахском обществе тоже были люди, такие как сал-сери, которые развлекали и веселили народ, высмеивая ошибки и недостатки правителей. Можно ли их сравнить, поставить в один ряд с исполнителями ракуго?

- Да, в принципе можно, есть что-то похожее. Ракуго возникло еще до периода Эдо. Один человек играл перед высокопоставленными людьми, самураями чтобы их развеселить. Ракуго чаще всего исполняли священники. Раньше, обладая высоким статусом, священники могли позволить себе что-то говорить. В ракуго нет определенного правила что можно говорить или нельзя. Суть искусства заключается в том, чтобы актер, используя мимику и мастерство, сумел перед зрителями разыграть пьесу, как правило без декораций. Кульминацией выступления является последний акт, в котором актер играет остроумный каламбур. Собственно, ракуго означает «раку» или «оти» - падать, ронять; «го» - слово. А рассказчика называли ракугока.

 

 

- Есть какие-нибудь письменные источники о ракуго? Сохранились ли свитки с их ранними выступлениями, первые книги - сборники с шутками? 

- Такие письменные источники появились в первой половине XVII века. В 1628 году был опубликован сборник историй ракугока Анракуан Скудена «Сэйсуйсё». «Сё» означает «смеяться», а «сэйсуй» – «просыпаться, открыть глаза». В 70-х годах XVIII века профессиональные актеры-рассказчики внесли в ракуго свои особенности в зависимости от местности.

- Ракуго сложилось как искусство более четырех веков назад. Какие школы сложились за это время? Где Вы сами учились этому искусству?

- Определенной образовательной школы нет, этому не учат в университете. Обычно есть актер ракуго, который учит этому искусству своих учеников. Так они передают эту традицию из поколения в поколение. Я учился у Патекава Данчи.

- Кого из профессиональных ракугоку вы могли бы выделить?

- Профессионалов Ракуго очень много, в данной время известно около 800 актеров-рассказчиков. Среди исполнителей ракуго есть любители и профессионалы, я нахожусь где-то посередине.

 

 

- Устное народное творчество казахского народа достигло высоко уровня развития, многие произведения акынов и жырау передавались устно. Шутки Ходжа-Насреддина, Алдар-Косе люди передавали из уст в уста. Какие традиции сложились в японском искусстве?

- Раньше в Японии также передавали устно, а не в письменном виде. То есть говорили и так друг другу передавали. Но начиная с XVII века с появлением сборника «Сэйсуйсё», начали писать шутки и в письменном виде.

- Как рождались шутки? Это события из жизни актеров?

- По-разному. Бывает так, что актер придумывает собственные шутки. Но зачастую они берут сюжеты из сборника «Сэйсуйсё», который появился в период Эдо, или же заимствуют их у других актеров. Также актеры могут использовать шутки из китайского сборника шуток.

- Спасибо за ваше содержательное выступление, желаю вам дальнейших творческих успехов!

- Спасибо!

 

О культуре Японии можно узнать в материалах портала: 

Е. Татишев: «Кендо подходит народу батыров»

Тацухико Касай: у нас единые корни

Деревянные тумары японцев

Знакомство с японской культурой

 

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
Бас редакторға сұрақ +7 707 686 75 81
Қазақша Русский English