«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Историческая роль самоорганизации кочевников. Забытая цивилизация

893 0
Историческая роль самоорганизации кочевников. Забытая цивилизация
Улытау является одним из центров кочевой культуры и степной цивилизации, сакральным памятником исторического наследия, занимает важное место в исторической памяти казахского народа.

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении на Международном туристическом форуме «Улытау-2019» подчеркнул: «Сегодня многие в стране и за рубежом не знают, что могила старшего сына Чингисхана - Джучи - находится на казахской земле. Необходимо обратить внимание зарубежных туристов на его историческую личность и сделать мавзолей местом притяжения. Улытау должен стать центром этнографического туризма международного уровня».

750-летие образования Золотой Орды - важное историческое событие. Золотая Орда - крупнейшее государство средневековья. В его состав входили различные племена и народности, располагавшие своеобразной культурой, обычаями, традициями, религиозными представлениями. В истории цивилизации мы считаем необходимым упомянуть о забытой цивилизации кочевников Евразии: их культура, история и быт незаслуженно игнорируются историками.

Между тем нововведения кочевников уже прочно вошли в жизнь многих оседлых народов, а своим умением покорять большие расстояния, добиваться громких и блестящих побед, они поражали мир. Известно, что эти войны поставили последнюю точку в затянувшейся агонии Римской империи, феодальной Персии, а прорвавшись в дряхлеющую Византию, кочевники дали начало новому и молодому народу, который основал Турецкое государство (Османскую империю). Военная организация кочевников-тюрков (некоторые элементы) была скопирована растущим Российским государством, знаменитые двуглавые орлы на гербе империи, бунчуки перешли к молодому государству от кочевников Золотой Орды.

Повторимся: до сих пор чуть ли не вся история кочевников рассматривалась в русле негативного стереотипа евроцентризма, подчеркивался образ агрессивного варвара-степняка. Возможно, по некоторым параметрам социального обустройства кочевой образ жизни более способствовал мобильности. Но нет никаких оснований обвинять кочевников в агрессивности и малокультурности, якобы им присущим. Англичане, славяне или, скажем, германцы развязывали не меньше братоубийственных войн, чем кочевые гунны или авары. Необходимо понять, что мир кочевников - часть общемировой цивилизации, с присущим ему своеобразием, своими демократическими традициями.

Историческая память древних тюрок была очень устойчива. Все они свое происхождение ведут от серой волчицы, спасшей раненного молодого воина. По мифам тюркских племен, выздоровевший воин женился на волчице, дав начало всему тюркскому Элю.

Официальная советская наука, за редким исключением, негативно оценивала цивилизацию кочевников Евразии. Согласно доктринам советской исторической школы, кочевники жили при так называемом «феодальном» обществе. Думается, однако, что для них более характерной была военная кочевая демократия. Воспитанные в спартанском духе, прекрасные наездники, вышколенные для длительных походов, кочевники (при господстве патриархальных и родоплеменных связей) были крепко спаяны внутренне. Они были динамичны, покоряя за короткие периоды громадные расстояния. Будучи свободными в своих поступках в мирное время, тюрко-монголы, в случае опасности или же военных походов беспрекословно подчинялись своим верховным вождям. А чтобы быть избранным в вожди-ханы одного происхождения было недостаточно. Необходимо было постоянно доказывать свое превосходство над соперниками в битвах, в поступках, в богатстве, ораторском искусстве или же судебных делах.

Арнольд Тойнби в своем труде «Постижение истории» подчеркивает:

«Если мы сравним цивилизацию тех кочевников, которые оставили земледелие и удержали свои позиции в степи с цивилизациями их собратьев, то заметим, что кочевой образ жизни обнаруживает превосходство в нескольких областях. Во-первых, доместикация животных - явно более высокое искусство, чем доместикация растений, поскольку являет собой триумф человеческого разума и воли над менее послушным материалом. Пастух - гораздо больший виртуоз, чем земледелец, и эта истина вкраплена в известном отрывке из сирийской мифологии».

В данном случае А.Тойнби приводит пример о братьях Каине и Авеле - как вечном антагонизме оседлых народов и кочевников. В XXI веке ученые Европы пришли к выводу, что доместикация лошади, произошла в казахской степи. Базовым материалом для подобных утверждений стали результаты раскопок, проведенных археологом В. Зайбертом на стоянке «Ботай», расположенной в Айртауском районе Северо-Казахстанской области.

Жизнь кочевника, в самом деле, представляет триумф человеческой ловкости... Чтобы в любое время года обеспечить своему скоту пропитание из природной растительности голой и скупой степи, он должен очень тщательно приспосабливать свою жизнь и передвижение к сезонному графику.

А. Тойнби

В средние века в быту кочевников происходили важные изменения. Например, тюрки-кочевники внесли важное усовершенствование в технику верховой езды - жесткое седло и стремена, тем самым экипировка коня, первого друга кочевников, была завершена, такой мы знаем ее и теперь.

Другое важное достижение кочевников - создание в середине I тысячелетия н.э. вместо прежних шатров - удобной и теплой юрты, конструкция которой неизменной дошла до наших времен. Преимущества нового жилища были очевидны: юрты быстро собирались и так же скоро разбирались. Пожалуй, неизменной осталась и пища, употреблявшаяся кочевниками в глубокой древности: кумыс, айран, курт, масло в куржунах дошли до нас практически в том же виде, что и были тысячи лет назад.

Кочевники сыграли великую роль в истории евразийского континента. И как напоминание о них до сих пор стоят каменные балбалы - памятники от Енисея до Дуная. История знает немало примеров ярких побед союза кочевых племен над древними государствами. Например, древние гунны поставили последнюю точку в затянувшейся агонии Римской империи, а кочевые арабы - в истории Сасанидского Ирана. Тюрки-сельджуки, оказавшиеся в XI веке в Малой Азии, легко одержали верх над дряхлеющей Византией, дав ее народам новую жизнь.

Удивительно то, что кочевники нередко за короткий период создавали громадные по территории, сплоченные и многонациональные государства. Среди них особое место занимает империя Чингис-хана. За последнюю четверть века западноевропейское и американское востоковедение существенно продвинулось в изучении обстоятельств создания Монгольской империи, ее устройства, политики ханов в завоеванных странах, роли тюрко-монголов в глобальных средневековых процессах; введены в оборот ранее неиспользованные источники. Западные исследователи считают одной из важных сторон проблемы, прежде всего, оценку влияния золотоордынских завоеваний на исторический процесс. По их мнению, главный вклад тюрков и монголов в мировую историю заключается в том, что они создали благоприятную среду для развития культурного и торгового обмена. В течение короткого времени был устранен барьер между странами и цивилизациями и открыт путь мощным потокам товаров и идей. Ордынские (монгольские) завоевания (нередко сравниваются с природными катаклизмами - шторм, ураган, буря) породили крупномасштабные миграционные процессы, культурные контакты, сформировали космополитические установки.

После азиатских (монгольских) завоеваний принципиально изменилась международная обстановка в Старом Свете в целом, как утверждают западные исследователи, произошла средневековая глобализация. Известный казахский историк Зардыхан Кинаятулы подчеркивает:

«История Монгольской империи является целой эпохой всемирной истории, а ее основатель Чингиз-каган - экстраординарной личностью, покорившей половину мира, превратившей всю евразийскую степную систему в цельный политический организм, с прочной общественно-политической системой, мощной военной организацией и коммуникационной системой. Империя Чингиз-хана была явлением поистине мирового значения и, поэтому требует к себе масштабного подхода. Историческую роль Чингиз-кагана, его деятельность нельзя рассматривать в отрыве от его эпохи. Он в полной мере есть «продукт», если так можно выразиться, своей эпохи, эпохи средневековья, основанной на силе, жестокости и кровопролитии. Не он сделал свое время таким, а наоборот время потребовало такую личность как Чингиз-хан и поэтому вся его деятельность есть во многом производное его эпохи. Погрязший в распрях и междоусобицах свой народ он спас от самоистребления, объединив в едином и централизованном государстве. Конечно же, как и в других случаях, в других странах, в другие времена противники централизации жестоко истреблялись. Так сложилось, что во главе этих процессов встал Чингиз-каган, и решения принимать пришлось ему, а вместе с ними и ответственность за них через многие века. Деятельность его несла в себе и положительные и негативные последствия, а значит, и оценка его многогранной личности была двуликой и противоречивой, порой она несла в себе лишь конъюнктуру времени».

 

 

Чингис хан в походе. Художник А.Дузелханов

У нас нет желания идеализировать историю каких-либо народов, ведь войны всегда доставляют массу страданий всем людям. Не было идеальным и это беспокойное общество: не все войны ему шли во благо. Кочевники не были изолированы от остального мира, они находились в постоянном контакте с обществом земледельческой культуры. Но надо полагать, польза от таких взаимоотношений была взаимовыгодной. Происходило смешение рас и народов, на историческую арену приходили другие людские сообщества, нации и государства.

 

Основатель Золотой Орды хан Бату (1209-1256 гг.). Художник К.Комеков

 

Окружающий мир и образ жизни сформировали уникальное, до сих пор мало исследованное мироощущение кочевника. Они поклонялись главным образом небу, Тенгри. По мере распространения мусульманства часть из них восприняла ислам, другие стали исповедовать буддизм. В статье Н.Н. Крадина «Империя Чингисхана в новых западных исследованиях» автор анализирует дискуссии, развернувшиеся вокруг не только религиозных взглядов монголов, но и в целом, населения Золотой Орды. Он пишет: «В ходе изучения вопроса о природе монгольской религиозной терпимости было установлено, что она была обусловлена многими факторами: наличием у монголов представлений о небесном мандате на завоевание мира, отсутствием стратегического интереса к мировым религиям, личными мотивами правителей, стремлением разобщить политические элиты завоеванных народов. Дж. Флетчер задавался вопросом, почему монголы приняли ислам, а не стали приверженцами других религий. Главный вывод его - ислам - это религия воинов и торговцев, она была более приемлема для номадов».

Тюркский компонент войск и народов, подвластных империи Чингис-хана, был значительным. Эти тюрки были наследниками и потомками некогда обширного Тюркского каганата, раскинувшегося от берегов Тихого океана до Черного моря и Дуная. Тюркские племена - и огузы, и кыпчаки, за редким исключением были мусульманами, приняв ислам в VIII-IX веках, они оставались мусульманами и в период завоевания Чингис-ханом. Внуки Чингис-хана, за исключением Сартака, также стали правоверными мусульманами. Потому нет ничего удивительного в том, что подданные Золотой Орды были мусульманами, они никогда не прекращали ими быть. Ламаистской веры придерживались тангуты, восточные племена, жившие в лесах Прибайкалья.

 

Золотая Орда (1224-1483 гг.) и русские княжества

Высшей точкой развития и началом кризиса цивилизации кочевников, была Золотая Орда в эпоху своего расцвета. В этот период тюркская и славянская субкультуры еще теснее сблизились. Не вдаваясь подробно в историю возвышения Золотой Орды, все же отметим, что односторонний негативный подход к роли этого могущественного государства не выдерживает никакой критики. Вторая половина XIV века характеризуется упадком могущественного государства. Ханы Орды беспрерывно воюют между собой, разоряют жилища соседей, угоняют скот и людей. Устав от бесконечных распрей, целые роды во главе со своими князьями уходят в более спокойные города и регионы. Немало золотоордынских мурз переселилось в Москву, Тверь, Смоленск, дав начало новым фамилиям: Чаадаевым, Тимирязевым, Тургеневым и др. Тысячами кочевники уходили на Кавказ, в Египет, Иран. Яркие примеры тому - Государство джелаиридов, появление и оседание хазарейцев на территории современного Афганистана, пребывание почти 40 тысяч кыпчаков на территории Кавказа и т.д.

 

Сражение армий Тимура и Тохтамыша. Шараф ад-Дин Али Йазди. «Зафар-наме». Самарканд, 1628 г.

Система кочевого хозяйства, традиционного образа жизни стала испытывать сильнейший надлом. И наиболее ярким проявлением этого кризиса были бесконечные войны самих кочевников - Тимура с Токтамышем, Тимура с Баязидом, Ногая с Токтаем. Это был явный кризис системы государственной организации и хозяйственной жизни номадов.

К заслугам Золотой Орды можно отнести тот неоспоримый факт, что, разрушаясь, она дала жизнь многим новым народам Евразии. Перемешивались племена, формировались новые государства, новые этносы. «Смутные времена» междоусобиц, экономический, политический и религиозный раскол Золотой Орды привели в XV веке к ее распаду на новые государственные образования: Российское государство, Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства. По мнению Л.Н. Гумилева, при выходе из средневековья восточные, в данном случае тюрко-персидские народы азиатской части современной территории СССР, испытывали жесткий период надлома. Приостановилась общественная активность, без видимого прогресса развивалась экономика, не затухали междоусобицы, ослабла политическая власть. Но это была болезнь этноса перед переходом в иное, новое качество. Тогда вместо древних племенных образований - найманов, уйсуней, кипчаков, канглы, на историческую арену вышли новые народы, этносы - казахи, ногаи, татары, узбеки.

В XV-XVI веках происходит становление Казахского, а несколько позже Ойрато-Джунгарского ханств. Пожалуй, это были последние и наиболее мощные государства исчезающей цивилизации кочевников. И казахи, и джунгары были логическим продолжением непрерывной линии исторического развития древних кочевых сообществ.

 

Русский князь в татарской ставке. Художник В. Верещагин

Существует превратное представление, что кочевники не знали письменности, не знали истинной цены земли. Это совсем не так. Находясь в общинном владении, земли обычно строго разделялись между родами, и любое нарушение межи приводило к кровавым столкновениям. В прошлом, например, основными причинами возникавших столкновений, конфликтов между казахами были: вопросы, связанные с землей «жер дауы», а также с наследственным правом овдовевших женщин «жесир дауы». У кочевников Евразии была довольно стройная, строго регламентированная и очень гибкая для своего времени система землевладения. Многие войны шли за обладание новыми землями и богатствами. Ко всему прочему, кочевничество вовсе не означает беспорядочное передвижение с места на место. Как правило, оно совершается в рамках строго определенной территории. Кроме того, кочевые государства в свои пределы включали многие ремесленные и торговые города, создавая тем самым гибкую и эффективную систему жизнеобеспечения.

Бүркітбай АЯҒАН,

директор Института истории государства КН МОН РК, доктор исторических наук, профессор

 

Список использованной литературы:

1. Глава государства принял участие в работе Международного туристического форума «Улытау - 2019» 24 августа 2019/ URL: http://www.akorda.kz/ru/events/astana_kazakhstan/participation_in_events/glava-gosudarstva-prinyal-uchastie-v-rabote-mezhdunarodnogo-turisticheskogo-foruma-ulytau-2019 (дата обращения: 28.08.2019).

2. Аяганов Б.Г. Государство Казахстан: эволюция общественных систем. Алматы, 1993. 148 с.

3. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. 756 с.

4. Свидетели тысячелетий: археологическая наука Казахстана за 20 лет (1991-2011). Алматы, 2011. 448 с. 

5. Аяганов Б.Г. Государство Казахстан: эволюция общественных систем. Алматы, 1993. 148 с.

6. Крадин Н. Империя Чингис-хана в новых западных исследованиях // Вопросы истории. 2010. №5. С.10-21.

7. Кинаятулы 3. К переосмыслению монгольской эпохи в истории Казахстана [Электронный ресурс] // Режим доступа: Кир://еп.соо1ге1ега1.сот/ 

8. Крадин Н. Империя Чингис-хана в новых западных исследованиях // Вопросы истории. 2010. №5. С.10-21.

9. Юдин В. Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая. В кн. Казахстан, Средняя и Центральная Азия в XVI-XVIII веках. Алма-Ата: Наука, 1983. 192 с.

10. Гумилев Л.Н. Этногез и биосфера земли. Л.-Д. 1989; Древняя Русь и Великая степь. М.: Айрис-Пресс, 2009. 736 с.

11. Аяганов Б.Г. Государство Казахстан: эволюция общественных систем. Алматы, 1993. 148 с.

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
Бас редакторға сұрақ +7 707 686 75 81
Қазақша Русский English