«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

История государства Уйсунь и племени юэчжи

1161 0
История государства Уйсунь и племени юэчжи
Как ни прискорбно, полная история казахского народа до сих пор не написана. Большинство предпринятых в советское время попыток воспроизвести исторический путь казахов множество раз фальсифицировалось

сначала историками дореволюционного периода, а позже - советским партийным руководством. Как бы то ни было, история казахов тесно переплетена с историей множества народов, живших на территории Великой степи. Попытки написать нашу историю были бы неполными без упоминания древних государств, которые в той или иной степени дали старт рождению казахской государственности. Портал Qazaqstan Tarihy предлагает читателям взглянуть на историю существования государства Уйсунь

III век до нашей эры. Выходцы из народа хоныр (хунь) завоевали живших на территории Синьцзяня племя юэчжи, правили страной этого племени, которое вошло в анналы китайской истории как государство Усун (Уйсун). Это было подтверждено китайскими письменными источниками. Они же сообщали, что княжеством Усун правили хуньмо, которые брали в жен исключительно представительниц народа хунь. Они считали, что только мужчины, рожденные от женщин хунь, могли быть престолонаследниками.

Правители княжества Усун из народа хоныр называли себя «хонырмын» (в значении «я из народа хоныр»). Китайцы, ранее уже вносившие в свою письменную историю народность хоныр как «хунь» (отсутствие звука «р» в китайском наречии), с правителями Уйсунь поступили также: «хонырмын» стало «хуньмо». Уместно было бы сказать, что в китайских источниках слово «Усун», возможно, изначально было указано как «Ю-сюн». Китайские летописи показывают, что племя юэчжи было известно им с V века до нашей эры, а название «усун» в китайских источниках появилось лишь во II веке до нашей эры. Китайцы также именовали хуннов (хунь) словом «сюн» (в значении «варвар»). Французский историк Марсель Гране указывал на то, что в китайских источниках слово «Ю-сюн» означало «правитель сюн» (т.е. «правитель варвар» или «правитель хунь»). Правители княжества Усун – представители народа хунь (сюн), значит правитель из народа «сюн». Поэтому-то китайцы и прозвали княжество, которым правил «правитель сюн» «Ю-сюн» (в значении – «Княжество царя сюн»). Но дело в том, что юэчжи и хунны приняли это название как «Уйсун», поэтому китайские источники позже заменили «Ю-сюн» на «Усун».

Китайские источники утверждали, что юэчжи и уйсуны населяли одно и то же место в одно время. Лев Гумилев говорил, что этот факт вводил ученых в тупик. Историки Российской империи констатировали: «юэчжи – персоязычный народ, уйсуны – тюркоязычные, они неродственны, два абсолютно разных народа». Что касается китайских летописей, то события, в которых присутствует Уйсунское княжество летописцы называли народ то юэчжи, то уйсун, что говорит о том, что эти два названия принадлежат одному народу. Однако русская имперская историография не признавала этого. Более того, она не признавала того, что именитые царства Тохарстан и Кушан были созданы тюркоязычным племенем юэчжи. Она не хотела расскрывать славную историю подконтрольных им тюркоязычных народов. Поэтому предположение Льва Гумилева о «возможном царствовании над этой территорией двумя народами по очереди» Российская империя сочла единственным возможным объяснением, зная, что это в корне неверно.

Установлению торговых отношений Китайской империи с Центральной Азией и Ближним Востоком сильно препятствовало Уйсунское княжество и ее непосредственное расположение на этом пути. Всему виной правители Уйсунского княжества, которые являясь выходцами из народа хунн, были враждебно настроены по отношению к Китайской империи. Более того, Уйсунское княжество было под протекторатом Хуннской империи. Отныне главной целью Китайской империи было высвободить из хуннского влияния Уйсунское княжество. Поэтому в начале II века до нашей эры в Уйсунское государство был отправлен специальный посол. Китайские летописи указывают на то, что посла отправляли именно «для установления союзных отношений с племенем юэчжи». Но в поздних документах говорилось, что послу удалось наладить отношения с уйсунами. Это также говорит о том, что уйсуны и юэчжи – два разных названия одного народа. Этот же посол и внес правителей Уйсунского княжества в китайские летописи как «хуньмо». После этого в китайских источниках закрепилось слово «хуньмо» как обозначение уйсунских правителей. Китайские источники также сообщают, что после этих событий Китайская империя образовала четкий родственный союз с Уйсунами через выдачу дочерей замуж за правителей Уйсунов, а в I веке до нашей эры, попавшие под влияние китайских жен уйсунские правители разорвали отношения с сюзеренами - Хуннской империей.

Таким образом, в начале II века до нашей эры Китайская империя установила близкие отношения с Уйсунским княжеством (территория современного Синьцзяня). Во второй половине того же века племя юэчжи из Синьцзяня благодаря помощи Китайской империи, захватила территорию Центральной Азии и основало свое государство (в истории известное как Кушанское царство). Таким образом, локальное Уйсунское княжество стало Уйсунской империей, правившей огромной территорией центральноазиатского региона.

Война между династией Арынсак (араншах), правителями Парфийского царства, и пришедшими с Синьцзяня юэчжи во II веке описана в греческих летописях. Парфийское царство смогло удержать господство над Ираном и Закавказьем, но потеряло Центральную Азию. Таким образом, два племени народа жунди стали двумя соседствующими империями Центральной Азии. Нет сомнений, что уйсун-юэчжи пользовались помощью китайской армии, однако в любом случае появление Великого Шелкового пути тесно связано с этими событиями.

Таким образом, открылась возможность торговли китайским шелком – в том же веке и началась эпоха Великого Шелкового пути. Историки только в XIX веке начали говорить, что в Центральной Азии, помимо Парфийского царства, была еще одна, отдельная, самостоятельная империя. Понятно, что ее основали пришедшие с Синьцзяня юэчжи. Возможно из-за того, что одного из правителей звали Кушан Герей, Россия и назвала их Кушанской империей. На самом деле, ее основателями были правители Уйсунского княжества в Синьцзяне, поэтому истинное название империи должно было звучать как «Уйсунское царство». В поздних китайских источниках Центральная Азия часто указывается как «древная Уйсунская земля», что еще раз доказывает наши утверждения).

Китайские источники гласят, что Уйсунское государство состояло из западных, восточных и центральных районов, что говорит о превращении некогда небольшого Уйсунского княжества в империю, состоящую из трех областей. Если опираться на китайские источники, то герб уйсунов изображал ворона, а не грифона («тазқара»). Некоторые исследователи полагают, что смена символа было политическим решением либо китайцев, которые, пользуясь схожестью, изменили «тазқара» на «қарға», либо русских, которые с целью фальсификации и подлога, видоизменили слово «тазқара» на «қарға». Иначе сложно объяснить почему символом народа считался копошащийся в навозе ворон. Кроме того, греческие источники также утверждают, что у юэчжи, сформировавшие княжество Тохарстан, была традиция поклонения грифонам (тазқара). А если учесть, что «юэчжи» и «уйсун» - два разных названия одного племени, то становится ясно, что гербом Уйсунской империи является тазқара (грифон или самрух).

Итак, народ Уйсунского княжества Синьцзяня относится к народу жунди. Во II веке до нашей эры уйсуны, как и жунди, были обладателями голубых глаз и рыжих волоса. Однако в течение следующих столетий (II век до н. э. – VIII век н. э.) обитания в безлесных районах Центральной Азии они утратили свое генетическое преимущество, окончательно «превратившись» в среднеазиатов. Китайские источники говорят, что уйсуны состояли из оседлых и кочевых народов. Оседлая часть населения умела строить города из камня и кирпича, а кочевники содержали скот. Они также писали, что из-за большого количества городов у усунов «голоса петухов одного города были слышны жителям другого». Это также говорит в пользу того, что уйсун-юэчжи, относятся к народу жунди, строившими каменные укрепления в горах (Знаменитная китайская стена в горах Центрального Китая изначально были построены народом жунди для отражения атаки китайцев, поэтому отверстия для стрельбы из лука в самых древних частях китайских укреплений были направлены именно в сторону Китая).

Китайские источники указывает на то, что правители Уйсунской империи, разделившись на две части, воевали между собой: первые, сохранившие доверительные связи с Хуннской империей и вражеские отношения с Китаем; вторые благодаря Китаю сохранили власть и сформировали с последними союз. Та группа, лишившаяся власти, взяла с собой подчиненных юэчжи и ушла на побережье Тениз (современное Каспийское море). Из-за того, что вся территория Центральной Азии была под контролем Уйсунской империи, там оставаться было нельзя. Все это собрание китайские источников россияне обозначали как «распря между уйсунами и юэчжи». 

Племя Ошакты – потомки народа юэчжи

Слово юэчжи является китайским вариантом произношения «ошақ». Звук «о» в заглавии слова по правилам китайской фонетики звучит как «юэ», поэтому слово «ошақ» по-китайски должно звучать как «юэчжакы». Китайцы известны как «сокращатели» чужеродных названий, поэтому вместо того, чтобы произносить «ОШАҚ» как «ЮЭЧЖАКЫ», они сократили его до «ЮЭЧЖИ».

Юэчжи существовали в V веке до н. э.  Следовательно, племя ошак жило более чем 2,5 тысячелетия назад. Найденный в крепости Есик «Золотой человек» – принц саков, а найденная вместе с ним чашка содержит древнетюркские надписи. Ученые расшифровали надписи на этой чашке - «АҒА САҒАН ОШАҚ» («старший брат тебе ошак»). Золотой человек жил в V в. до н. э., а значит во времена существования племени ошак (юэчжи), что говорит о том, что чашка была подарена Золотому человеку правителем племени ошак, а посредством надписи «аға саған ошақ» этот правитель указал на свое преимущественное положение.

Современное казахское племя ошакты состоит из четырех ру: тасжурек, аталык, коныр и байлы. Все эти четыре ру ошакты встречаются в сведениях о юэчжи-уйсун:

1) Если верить древнегреческим данным, то у юэчжи был ру Ата, а если прибавить к нему казахское окончание, демонстрирующее принадлежность к какому-либо месту «-лық», то получается «аталык». Подобно тому, как жителей города Алматы называют «алматылық», так и представителей ру Ата называли аталык, что и закрепилось как название самого ру. Скорее всего, именно ру Ата правили ошак-юэчжи до хуннского правления (до правления «хуньмо»).

2) Ру коныр было сформировано правителями племени ошак (юэчжи), т.е. от правящей династии Уйсуньской империи «хуньмо», которые изначально были выходцами из народа хоныр (хунь).

3) Большую часть племени ошакты составляет ру тасжурек, у которых также есть ответвление - таз. Завоевавшие территорию современного Таджикистана юэчжи поклонялись грифонам и поэтому брились налысо. По этой причине основанное ими княжество получило название Тохарстан, о чем сообщали греческие летописи. Несмотря на то, что этим государством правили и основали ошак-юэчжи, народ был персоязычным и является предками современных таджиков. Киргизские историки резюмируют, что Тохарстан основал род юэчжи Таз, а также, что киргизский ру Тазлы – их прямые потомки. Ру ошак-юэчжи Таз сохранился в составе ру тасжурек. Если вспомнить, что согласно греческим письменным памятникам ошак-юэчжи поклонялись грифону (тазқара), то справедливо можно предположить, что основная часть ошак-юэчжи называли себя тазжурек в значении «тазқара құсындай жүректіміз» («храбрые»). Потомки Тазжурек, составлявшие львиную долю племени ошак-юэчжи, это и есть ошактинский род тасжурек, который занимают большинство в численной доле племени ошакты.

4) В китайских летописях говорится, что союз семи племен жунди называется «байды». Из них, пришедших и примкнувших к ошак-юэчжи, сформировался ру Байлы племени ошакты. Из-за того, что эти жунди был союзом 7 племен, их уровень был если не больше, то точно не меньше, чем у племен ошак-юэчжи. Возможно поэтому ру байлы считается «ошақтының жолы үлкені» (занимает положение «старшего»).

История племен ошакты, керей, табын

Потерпевшие поражение от китайцев народ хунн (хунь) в I веке перекочевал на территорию государства Канлы (каньгю), современные земли казахов (степи саков). Народы хунн и сак ассимилировали и начали формирование единого народа Хазах. Из-за того, что власть принадлежала хуннам, территория получила название «Хунзах» («хұң зақ» в значении «территория хуннов»), потом уже и сам народ перенял название хунзах. Предположительно в VI веке «Хунзах» сократился, став сначала «Хзах», а потом окончательно принял форму «Хазах» (часть «ун» вышла из употребления). Такие деформации, которым подверглись названия, являются доказательством того, что единение и последующая ассимиляция народов сак и хунн сформировала нацию казахов.

Владевшие в I веке территорией саков народ хунн не имели перспектив захвата территорий империи Уйсун в Центральной Азии. Причиной тому тесные союзные отношения между империями Китая и Уйсунь. Китайские источники признают, что империи Уйсун и Китая были близкими союзниками: Уйсунской империей правили сыны дочерей китайского народа. Возможно по этой причине во II веке на территории Уйсунской империи начала распространение религия будды – во времена правления Кушан Герея. Наличие в имени правителя слова «керей» наводит на мысли, что либо он сам был из числа племени керей, либо его доверенные воинские силы составляло племя керей. Некоторые историки, опирающиеся на данные древности, утверждают, что племя керей также относятся к уйсунам.

Известно, что в конце III века Китайская империя ослабла, распавшись на две части, а ее северной частью правили не китайцы, племя тоба.  Справедливо предположение, что правившие северной частью Китая племя Тоба – представители правящей династии Уйсунской империи. Причиной тому то, что вековые тесные союзные отношения Китайской и Уйсунской империй, а также родственные отношения между правящими кругами Китая и Уйсунь открыли широкие возможности представителям Уйсунской династии править на территории Китайской империи. Можно даже сказать, что борьба Уйсунской династии за власть в Китае стало причиной распада последней. Союзная Китайская империя сильно ослабла. Так центральноазиатские территории Уйсунской империи были захвачены жужанами в IV веке. Уйсунская империя сумела сохранить власть только на территории современного Синьцзяня, а также прибрать к рукам власть в северном Китае. Китайские летописи называют их племенем Тоба и указывают, что один из их ру называется «туфа». Возможно, что «тоба» - это китайский вариант произношения племени табын (вместо того, чтобы называть «табын», китайцы сокращенно именовали их «тоба»). Племя табын, вошедшее в состав башкирского народа, другие также называют «уйсун». Этот факт говорит, что табын жили в составе империи Уйсунь.

Россияне искажают историю племени тоба, называя их монголоязычными, однако если вспомнить, что от ру «туфа» племени тоба сформировалась тюркоязычная народность тува, то становится очевидным, что племя тоба была тюркоязычным племенем. Это значит, что тоба относилась к группе уйсун-жундийских племен. Мы не ошибемся если назовем ру коныр племени табын представителями династии «хуньмо», правившими Уйсунской империей. Это указывает на то, что правившее севером Китая племя тоба – из числа казахского племени табын. Другими словами, племена аргын, ошакты, керей, уак и табын имеют корни, тянущиеся к народности жунди.

История появления таджикского и узбекского народа

Мы уже говорили, что на территории Таджикистана ру (жік - род) Таз основали государство Тохарстан. Этот «таз жік», правивший Тохарстаном и слившиеся с подконтрольным персоязычным этносом, сформировали народ тазжік. Об этом говорит состав таджикского языка, состоящего из персидских и тюркских слов. В те времена вместо современного слова «ру» использовалось слово «жік».  Княжество Тохарстан сформировало собственный народ, которое по названию династии «Тазжік» взяло название «тазжік». Те представители Тазжік, которые не подверглись ассимиляции и остались в горах, Алатау впоследствии осели в городах Тараз и Шымкент и ассимилировались с местными узбеками. А те, кто остались в горах, вошли в состав киргиз под названием ру Тазлы в XVI веке.  

Уйсунская империя просуществовала до IV века н. э., а значит пять столетий была империей, правившей огромной территорией. В китайских источниках эта территория указывается как «территория древних уйсунов». В состав Уйсунской империи (Кушанское царство) входили территории современного Узбекистана, Синьцзяня, некоторые районы Афганистана и южные территории Казахстана. Китайские источники писали, что уйсуны состояли из оседлого и кочевого населения, а также, что вождей ру-племен называли «бек». В конце IV века «территорию древних уйсунов» завоевало племя эфталит, выходцы из современного Туркменистана. На самом деле они назывались «уз», но называли их «епті алып ит елі» («страна проворной большой собаки», по-видимому из-за собаки алабай), и поэтому они вошли в историю с названием «эфталит»). Правителей племени уз назывались «ақүз» («белый уз»). Исказив попадавшиеся в арабских источниках название племени, историки Российской империи сначала использовали название «окуз», окончательно введя в историю абсолютно неверное название «огуз». Племя уз сумела подчинить только оседлую часть уйсунов, не сумев покорить кочевых уйсунов. Таким образом, современные уйсунские города Узбекистана, Синьцзяня, Афганистана и южного Казахстана в полном составе перешли во власть племени Уз.

Благодаря привычкам уйсун называть богачей и вождей словом «бек», народ уз получил название «үз бек», что впоследствии стало названием всего оседлого населения «ҮЗБЕК». Таким образом оседлые уйсуны и кочевое племя уз ассимилировали и сформировали народ «үзбек», а из смешения языков получился новый «узбекский» язык. По этой причине узбекский язык является чем-то средним между туркмено-азербайджанским и казахским языками. Так, оседлые уйсуны и кочевое племя уз сформировали новую народность (позже к ним примкнуло множество людей из различных кочевых племен, перешедших в оседлый образ жизни; в составе узбеков ассимилировал народ 92 родов). Ру под названием уз есть в списке узбекских ру, о связи своего названия с которыми узбекские ученые говорили с самого начала (есть исторические доказательства того, что лишь малая часть кочевого племени уз населяла территории Сырдарьи до XV века). Что же касается кочевых уйсунов, то они примкнули к традиционно более близкому казахскому народу.

Территорию Средной Азии китайские источники отмечают как «издревле уйсунская земля». Узбекские ученые признают первоосновой своей нации племя уйшунов, а казахские племена, жившие на этой территории, имеют общее название «уйсуны». Все это вкупе говорит о том, что т.н. Кушанское царство на самом деле было Уйсунской Империей.

Краткая история племен Старшего Жуза

Древнегреческие, римские и китайские источники указывают на то, что племена албан, суан (сыбан), канлы, сиргели относятся к сак-скифам, а племена ысты, шапырашты, дулат относятся к народу хунн (хунь). Первоначально Уйсунское государство было маленьким горным княжеством в Синьцзяне, а его народ составяло племя ошак (юэчжи). Позже, когда к этому княжеству примкнула Центральная Азия, она стала империей, а название «Уйсунь» стало названием империи. Однако в составе империи Уйсунь, наряду с жундийскими племенами, были и сак-скифские племена. Позже во времена жужан к ним примкнуло племя шапырашты и жалайыр (абар), а во времена тюркских ашин – племена ысты и дулат. Из-за того, что места, где они изначально обитали называлась «территория древних уйсун», всех их называли общим именем «уйсуны».

Что касается ру хоныр, то он существует не только в составе племени ошакты, но и в составе ысты в Алматы, Талдыкоргане, в составе ру тилик ысты и сикым дулат в Шымкенте, Джамбуле, а также в составе табын Кызылорды. Это может говорить о том, что правитель Уйсунской империей «хуньмо» на самом деле «хоныр» (Из-за того, что они были правящей династией, на территории всей империи были их представители, позже они ассимилировали с племенами своих территорий). Территория шапырашты местность Ушконыр, близлежащая к городу Ушарал местность Коныр, места в Кызылординской области под названиями Байконыр и Торконыр говорят лишь о том, что эти территории принадлежали Уйсунской империи. Даже можно с уверенностью заявить, что существует прочная связь между святой пещерой Коныр аулие в Восточно-Казахстанской области и династией коныр, которая позже во времена принятия ислама сеяло религию на эту территорию. Множество разбросанных по Джамбульской, Туркестанской и Ташкентской областям населенные пунктам племени ошакты и часть ошакты, осевшая в близлежащем к Байконуру городе Аральске, связаны с временами Уйсунской империи.

Похоже, что правившее Уйсунской империей группа хоныр (хуньмо) опиралось на «союз семи племен Байды». По этой причине «почет» ру байлы в среде племени ошакты и родословная племен известных как «уйсуны» берет свое начало от Байды-бека. То есть «Байдибек», считавшийся дальним предком уйсун, не один-единственный человек, а близкий к правящим кругам империи Уйсунь племенной союз Байды. Из-за того, что империя Уйсун правило на этой территории 500 лет, многие племена этих территорий несмотря на то, что они состояли из трех разных народов, стали называть «уйсунами». В свою очередь, из-за того, что их называли «уйсунами», эти племена, позже во времена введения родословной «шежире», стали искать общее происхождение с другими племенами. Как известно, названия «Шежире» происходит от арабского слова «шаджарат», смысл которого означает на казахском «тармақ» (древо) и поэтому символом шежире является «дерево с многочисленными ветками». Это указывает на то, что традиция составление родословной «шежире» появилась примерно после 13 века, то есть через тысячелетие со времен Уйсунской империи. Поэтому-то из-за редких легенд, оставшихся в памяти, они приняли название союза семи племен Байды в качестве своего общего предка.

Другими словами, племена жунди (уйсун), сак (скиф) и хунн (хунь) – это жившие в одно время три обособленных народа. Историки всего мира признают, что они жили отдельно друг от друга, но в соседстве друг с другом, в трех разных областях. 

Исследователь Бекжан АДЕНУЛЫ

Автор книги «Тайная история казахов»

 

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
Бас редакторға сұрақ +7 707 686 75 81
Қазақша Русский English