«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Абылхан, нарисовавший Амангельды

538 0
Абылхан, нарисовавший Амангельды
В начале ХХ века европейские виды изобразительного искусства еще не стали частью культуры казахского народа, а отечественные типы национального искусства замыкалась в прикладном, унитарном виде

Если отдельно говорить о живописи и графике, то профессиональная школа изобразительного искусства Казахстана зародилась в 20-е годы ХХ века, а у истоков этого искусства стоял народный художник Казахстана Абылхан Кастеев

Абылхан Кастеев родился в 1907 году в селе Шыжын Панфиловского района Алматинской области. Семья была бедной. Отец, бедный пастух, умер, когда Абылхану было всего три года. Мать осталась одна и на ее хрупкие плечи легли все заботы о детях и их пропитании. После смерти мужа мать Абылхана, по традиции аменгерства, вышла замуж за одного из братьев мужа.

Повзрослев, Абылхан стал во всем помогать матери. Он не гнушался никакой, даже самой грязной работы, а с 8-и лет уже вовсю пас байских овец. Он проводил в степи в одиночестве целые дни, даже недели. Но ему никогда не было скучно наедине с самим собой. Маленький Абылхан научился делать поделки, вырезал разные деревянные фигурки, мастерил даже женские украшения.

Все девушки в ауле знали, что у маленького пастуха золотые руки. Они с нетерпением ждали его возвращения с жайлау в надежде, что он что-нибудь смастерит и для них. Чуть позже Абылхан начал вырезать из дерева и камня фигурки людей и животных, за что ему не раз доставалось от аульного муллы, который, к слову, даже запретил его родителям посещать мечеть за проделки сына.

 

1-й ряд, слева направо: дядя Масим (отчим), мать Калипан Шыгинбаева, жена Сакыш с сыном Абильтаем. 2-й ряд: сводный брат Нургазы, Абылхан Кастеев

 

Противостояние будет сопровождать Абылхана всю его жизнь. Сначала барьерами к свободному творчеству будут религиозные запреты, потом эту функцию возьмет на себя советская цензура. Она будет требовать от мастера соответствующих времени идеологически выверенных работ.

1919 год. Семья перебирается в Жаркент. Именно тогда появляются на свет его первые картины. Его первые работы выражали его внутренний мир, его взгляд на мироотношение. Здесь он понял, что кисть в его руках – ничто иное как слово в устах акына. Но рисованию Кастеев мог уделять только свободное от работы время. В Жаркенте Кастеев устроился дворником у одного бая. Как-то на работы талантливого дворника обратила внимание Саламатова - фотограф местной газеты. Она взяла некоторые снимки работ Кастеева и отправила их в Кызылорду. Там рисунки оценили и пригласили Кастеева на учебу, но у бедного аульного парня не было денег на дорогу и от учебы пришлось отказаться.

Взросление художника и формирование его личности совпали глобальными политическими переменами. С приходом коммунистов к власти для молодых людей вроде Абылхана Кастеева эти перемены были благом, потому что дарили надежду. Кастеев вместе с друзьями отправился на самую грандиозную стройку тех лет – Турксиб. Одноименная картина, которую он напишет много лет спустя, станет его визитной карточкой. Кастеев попал впервые в большой коллектив, который осуществлял масштабную индустриальную программу. Он не бросал рисование во время работы на Турксибе, а за портрет Ленина на скале даже получил поощрение от руководства стройки. Молодого художника взяли на заметку, решив, что такой талант нуждается в образовании и поддержке. Специально созданная комиссия тщательно проверила его происхождение, даже запрос отправили на родину. Ответ успокоил - Абылхан Кастеев рожден в семье бедняка.

 

Турксиб. 1932 г.

 

Так, в 1929 году Кастеев отправился в Алма-Ату, где в течение двух лет трудился в мастерской художника-иконописца Николая Гавриловича Хлудова.

Однако формально художественного образования у Кастеева не было, в т.ч. и из-за отсутствия школьного образования. Эту проблему для Абылхана решил председатель Совета народных комиссаров КазАССР Ораз Исаев и народный комиссар просвещения республики Темирбек Жургенов. Общими усилиями они смогли отправить талантливого художника в мастерские известных в то время российских художников. Куратором А. Кастеева в Москве была вдова Дмитрия Фурманова Анна Никитична.

После окончания учебы в Москве Кастеев женился. Его избранницей стала мягкая и хозяйственная девушка Сакыш. Она была младше Абылхана на десять лет и родила ему шестерых сыновей и троих дочерей. Сам Кастеев позже вспоминал, что жениться на Сакыш ему помог председатель Совнаркома Казахской ССР Ораз Исаев. В 1930 году Исаев дал молодому Абылхану 1000 рублей, а еще через три месяца еще 2000 рублей из резервного фонда правительства, на которые Абылхан и сыграл свадьбу. К слову, такие суммы Ораз Исаев регулярно тратил на людей искусства. Сама Сакыш позже рассказывала, что если бы тогда она не вышла замуж, то стала бы Героем Труда – так сильно ее ценили в ее родном колхозе.

 

Кастеев в женой Сакыш

 

Супружеская жизнь Абылхана и Сакыш пришлась на голодные 1930-е годы. В эти трагичные для истории страны годы Абылхан Кастеев вместе с друзьями частенько проходил советско-китайскую границу, чтобы поменять вещи на зерно и продукты. Даже советские пограничники, видя острую нужду казахов в продуктах питания, закрывали глаза на незаконный переход границы. Однажды Абылхана и его друзей схватили китайские жандармы, арестовали и отправили в трудовой лагерь, где с восхода до заката Абылхан гнул спину, возделывал поля и собирал урожай. В 1934 году он с другом сумел сбежать и вернуться на Родину. Сакыш с трудом узнала в изможденном, худом, сгорбленном человеке своего мужа. Этот эпизод наложит отпечаток на всю дальнейшую жизнь художника и, несмотря на регалии, почет и уважение, он до конца жизни будет невыездным, то есть неблагонадеждным, находящимся на особом контроле у НКВД. В то время такая запись в личном деле была своего рода «социальной проказой».

Другой причиной, по которой Кастееву нельзя было покидать страну, стал портрет хана Кенесары, написанный Кастеевым в 1935 году. В годы репрессий, когда даже неосторожного словца о Кенесары хватало для 10-летних ссылок, его портрет был страшным риском. Но А. Кастееву чудом удалось избежать наказания.

В этот период он написал портрет «Молодой Абай». Этому предшествовал пересмотр роли личности Абая в истории казахского народа: если раньше его считали представителем степной аристократии, то в середине 1930-х усилиями Мухтара Ауэзова Абай стал одним из выдающихся деятелей казахской культуры. В связи с этим в 1934 году был проведен конкурс, на котором Кастеев выступил с картиной «Молодой Абай», необычность которой состояла в том, что на ней Абай был изображен в молодом возрасте.

 

 

«Молодой Абай»

 

В 1944 году Абылхан Кастеев посетил родину народного героя Амангельды Иманова, где написал портрет героя. Он обошел всех родственников Амангельды, опирался на их рассказы и после серии пробных портретов окончательно представил на суд его родственников портрет А. Иманова. Результат превзошел все ожидания, а старожилы поразились невероятному сходству. За эту работу он в 1944 году получил звание Народного художника Казахской ССР и грамоту Верховного Совета. Именно благодаря его работам внешность великого казахского батыра Амангельды сохранилась для будущих поколений.

В конце 1940-х годов известное постановление оргбюро ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», жертвами которого стали Михаил Зощенко и Анна Ахматова, коснулось и Кастеева. Его обвиняли в ненавистном для советского искусства формализме и натурализме и все бы кончилось печально, если бы на одном из заседаний Союза художников КазССР за него не вступились коллеги.

Особое место в творчестве Абылхана Кастеева занимают картины, передающие национальный дух, характер быта казахов, традиции народа. Это отношение чувствуется в красках, в лицах и в общих настроениях холста. К таким работам можно отнести картины «Купленная невеста» и «Насильственный увоз девушки».

 

«Насильственный увоз девушки»

 

Несмотря на членство в Союзе художников и другие регалии, многодетная семья Кастеевых снимала две комнаты в саманном доме с камышитовой крышей и прогнившим полом. А. Кастеев часто обращался к первым руководителям коммунистических партий, писал даже самому Брежневу, но его просьбы оставались без ответа. Получить свой дом ему помог случай, который настолько возмутил Абылхана, что он прямиком отправился к председателю Совета Министров Казахской ССР Динмухамеду Кунаеву.

Дело в том, что в 1959 году в Казахстан собиралась приехать американская делегация во главе с общественным деятелем и художником Рокуэллом Кентом. Они хотели  снять фильм о жизни и творчестве А. Кастеева. Советская власть в срочном порядке переселила семейство Кастеева в Дом «Казахфильма». Квартиру обставили красивой мебелью и предметами интерьера и продуктами, даже построили собственную мастерскую. Однако как только делегация уехала, Кастеева попросили покинуть квартиру. Этот случай стал последней каплей. Помощник Абылхана Кастеева, Изгилик Дабаев, вспоминал, что между Кунаевым и Кастеевым получился интересный разговор:

 

- Мне сообщили, что есть новый закон, в котором сказано, что человек с большим знанием может обманывать человека с малым знанием, - сказал Кастеев.

- Такого закона нет, - ответил Д. Кунаев.

- Если нет, то почему мою семью после отъезда зарубежных гостей возвратили в старую квартиру?  Почему решили обмануть Америку, Европу, меня? Разве это не есть обман? – рассказывал Кастеев.

- Аксакал, мы действительно вас обманули, - рассмеялся Кунаев.

 

Кунаев тут же позвонил председателю Президиума Верховного Совета КазССР Жумабеку Ташенову, который распорядился построить одноквартирный жилой дом, выделив на эти цели 300 тысяч рублей. Через три месяца многодетная семья Кастеева переехала в новый четырехкомнатный дом.

Абылхан Кастеев и вся его семья были рады своему просторному дому. Здесь кипела жизнь, звенел детский смех. По выходным и праздникам собирались друзья и родственники и, конечно же, здесь родилось немало прекрасных картин. Этот дом часто посещали самые яркие представители казахского интеллигенции того времени: известный композитор Нургиса Тлендиев, и танцовщица Шара Жиенкулова, Ескендир Тынышбаев и многие другие.

 

Кастеев с друзьями в своем доме. Слева направо: скульптор Х. Наурызбаев, художники С. Романов, У. Ажиев 

 

«Насколько помню, двери у нас не закрывались. Сколько было декад казахстанских! И монголы приезжали, и венгры приезжали… Обязательно их привозили, папину мастерскую показывали, показывали, как мы живем. Все родственники у нас жили, постоянно приходили студенты-журналисты, земляки, художники все приходили. Я помню как Сахи Романов хвалил дунганскую лапшу, которую делала моя мама»

Гульназия Кастеева, дочь Абылхана Кастеева

 

Сегодня это дом-музей, где собраны любимые вещи Абылхана Кастеева. Все то, чем он пользовался в повседневной жизни. В мастерской Кастеева все так же, как и было при нем: мольберты, краски, кисти. Правда, Кастеев никогда не работал сидя, только стоя. Разворачивал мольберт к свету и творил. Мог начать ранним утром и закончить поздней ночью, прерываясь лишь только на то, чтобы поесть и послушать радио. Кстати, все вещи, которые он использовал для работы были изготовлены им собственноручно.

 

«Когда он писал большие заказные полотно, он почти всех домашних приводил: «Сен қарашы, сен қарашы, осы жері дұрыс па?». Ему было интересно мнение и детей, и тех, кто приходил домой. Ему было необходимо слышать мнение»

Гульназия Кастеева, дочь Абылхана Кастеева

 

Он всегда был частью своего народа какими бы регалиями его не возвышали, как бы не чествовали он оставался человеком, который любил мир вокруг себя, посвящал себя этому миру. В 1955 и 1959 годах его избирали депутатом Верховного Совета Казахской ССР, и он со всей ответственностью занимался благоустройством регионов, решал проблемы строительства школ, детских садов, никогда не отказал в помощи тем, кто к нему обращался. При его непосредственном участии была построена 240-километровая дорога, соединившая Шымкент и Шолаккорган.

Удивительно, но первый казахский живописец не был удостоен самой престижной и самой важной награды СССР - Ленинской премии. Хотя на соискание его выдвигали и документы отправляли в Москву, однако их возвращали, сославшись на отсутствие каких-то бумаг. На этом вопрос был закрыт.

В Союзе художников против Кастеева плели грязные интриги. Группа молодых художников, получивших образование в Москве и Ленинграде, старалась выдавить из своих рядов пожилого и, как они считали, необразованного коллегу. Действительно у Кастеева не было академического образования, он был талантлив от природы, а самое главное – он был всеми любим. Как раз этого ему простить никак не могли. 

Конечно, Кастеев очень переживал, но будучи человеком беззлобным и скромным он молча сносил издевательства, которым подвергался. Скрипя сердцем ничем не выдавал того, что творилось у него на душе. О бессонных ночах, полных тревоги и негодования, знали только самые близкие люди. Он перенес несколько инфарктов, а 2 ноября 1973 года Абылхана Кастеева не стало.

 

 

Первый национальный художник Казахстана Абылхан Кастеев заложил основы классических жанров. Уникальность его работ заключается в его искренности, честности, благодаря которой он воспринимал окружающий мир. Он был не только художником, но и летописцем, благодаря полотнам которого можно заново восстановить этнографию страны.

Автор: Аян АДЕН

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
Бас редакторға сұрақ +7 707 686 75 81
Қазақша Русский English