«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

8 жемчужин Жамбылская область

1366 0
8 жемчужин Жамбылская область
Помимо теплого климата и «матери Василия Алибабаевича» Жамбылская область славится многолетними культурными памятниками, разбросанными у южной границы страны

Qazaqstan Tarihy расскажет о 8 главных достопримечательностях Жамбылской области

«Осень, тучи, земля прекрасна…». Эти слова из стихотворения на арабском языке сохранились только на одной из колонн мавзолея Айша-биби. Кто написал его и о чем были эти строки уже не узнать, но место упокоения степной красавицы символизирует жизненную драму. Девушка покинула ради того, чтобы воссоединиться с любимым. Это был нонсенс для тех времен. Поэтому мавзолей, построенный ее возлюбленным, это памятник зарождающейся эмансипации в казахской степи. Легенду о несчастной любви народ сохранил для истории в 28 версиях, а здание мавзолея восстанавливали несколько раз. Сам мавзолей находится в одноименном селе, в 17 км от города Тараз. Это единственное не только в Казахстане, но и в Средней Азии, историческое сооружение, облицовка которого полностью выполнено из терракотовых плит.

Его скромная строгость издалека и ювелирная роскошь вблизи потрясает не меньше, чем купол соседнего строения – мавзолея Бабаджа-хатун. Гробница Бабаджа-хатун, няни Айша-биби, уникальный памятник архитектуры XI-XII веков. Жженый кирпич, который вошел в основу строения, подчеркивает не только несложную конструкцию мавзолея, но и некоторую ее завершенность. Вместе с тем, оригинальность мавзолею придает ее зонтичная крыша с 16-ребристым скатом и двойной кривизной. Аналогов в современной архитектуре нет до сих пор.

В современном Таразе до сих пор сохранились памятники караханидской культуры. Многие историки считают, что самый ранний памятник караханидской культуры – это мавзолей Карахана. Одна из легенд гласит, что Карахан был потомком суфийского писателя Ходжа-Ахмета Яссауи. В древний Тараз он прибыл для распространения ислама. О том, что мазар является не просто историческим памятником, а святым местом подтверждает надпись «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед – его пророк». Личность Карахана является самой загадочной в истории тюркских народов. По одной из распространенных версий, Карахан является основоположником караханидской династии. Поэтому считается, что караханидское государство способствовало распространению ислама в регионе. Сам по себе Карахан был человеком с деспотичным характером и неиссякаемой силой воли, но с любящим сердцем. Он через всю жизнь пронес любовь к своей красавице Айше. Своей красотой мавзолей Карахана приковывает ценителей архитектуры древнего зодчества. Для отделки сооружения применялись до 30 различных видов кирпичей. Сделаны они были по особой технологии, что являлось довольно редким для того времени. Этот памятник был сильно разрушен и, к сожалению, его первозданный облик не сохранился. В 1906 году мавзолей был полностью перестроен и только внутри можно увидеть кирпичи караханидской эпохи.

 

 

Тектурмас считается местом погребения Султан Махмут хана. При правителе Карахане он был главнокомандующим царства, принес на эту землю новую религию и был активным проповедником ислама настолько, что потомки нарекли его святым. Мавзолей Тектурмас восстановлен по сохранившейся фотографии 1890 года на месте прежнего. Новое здание выполнено в средневековом стиле, а легенды о личности здесь погребенного передаются из уст в уста уже сотни лет. Кроме Султан Махмут хана в Тектурмасе нашел место упокоения казахский батыр XVIII века Мамбет батыр.  Первоначально Мамбет батыр был похоронен неподалеку от мавзолея Карахана, но в 1956 году началось строительство стадиона, поэтому его останки пришлось перезахоронить. Интересно, что сам Мамбет батыр, проживший 104 года, еще при жизни говорил, что он будет похоронен два раза.

Если следовать тропой древних путешественников, по одному из ответвлений Великого Шелкового пути вы непременно окажетесь в городище Кулан, средневековом хорошо укрепленном городе, в котором много веков назад кипела бойкая торговля. Это был не только крупный перевалочный пункт на Великом Шелковом пути, но и ставка правителей западных тюрков, в котором находился самый большой дворец в Центральной Азии. Впервые Кулан упоминается в первой половине VII века в маршрутных листах китайских и арабских путешественников. Город сразил паломников своими большими размерами (более 10 кв. км). Городище Кулан был окружен массивной крепостной стеной шириной до 3 метров. В центре городища находился дворец площадью более 3 тысяч кв. м, поражавший монументальностью архитектуры эпохи тюркских каганатов и мастерством камнерезов.

 

 

Уникальное городище IX-XIII веков нашей эры, городище Туймекент, сегодня одно из важнейших памятников культурного наследия Казахстана. Специалисты по достоинству называют его «умным городом». Туймекент с собственной инженерной сетью полностью обеспечивал жизнедеятельность своих горожан и не зависел ни от каких внешних источников. Уникальное поселение располагалось на стыке караванных дорог Великого Шелкового пути. Оно представляло собой небольшой прямоугольник, всего 250 на 300 метров. Она со всех сторон была огорожен валом, а по периметру располагалось тридцать сторожевых валов. Но самой ценной находкой археологи считают т.н. пахсовые блоки. Их делали из прессованной глины и чередовали с обычным сырцовым кирпичом. Такая кладка и своеобразный сейсмопояс придавали особую прочность стенам. Вместе с тем, на сегодняшний день уцелели и два водопровода, залегавшие на двухметровой глубине.

Дворцовый комплекс Акыртас можно назвать самым древним долгостроем Казахстана. В 40 км от современного Тараза находятся руины древнего сооружения, которые изучают почти полторы сотни лет. Специалисты выдвигают самые противоречивые теории о его назначении и его создателе. Стены Акыртаса достигают 5 метров в ширину и построены из огромных каменных блоков. Фундамент уходит в землю на три метра. По своей архитектурной планировке Акыртас является уникальным объектом, т.к. не имеет аналогов в Средней Азии. Для конструкции Акыртаса использовали красный песчаник, которые древние строители вытесывали и отшлифовывали. Первые упоминания о сооружении в письменных источниках относятся к 1222 году. В конце 1990-х на месте Акыртаса начались полномасштабные раскопки. Стало ясно, что основное здание практически квадратное, в центре – открытый двор, по периметру его окружают 28 каменных колонн. Они планировались просто гигантскими, основания каждой 5х5 м. Внутри сооружения скрыты более 100 помещений разного назначения, в т.ч. неясного для археологов.

 

 

Восточная баня Кали-Юнуса – одна из главных архитектурных достопримечательностей Тараза. Это памятник архитектуры конца XIX столетия расположено в центральной части города, неподалеку от мавзолея Карахана. Восточная баня Кали-Юнуса была построена жителями Аулие-Аты. Найденная рядом с одной из ванн небольшая стопка монет позволила археологам установить точное время существования бани. До 50-х годов ХХ столетия баня была действующей, несколько позже ее отреставрировали. В 1982 году баню Кали-Юнуса внесли в список исторических и культурных памятников Республики Казахстан. При постройке бани были использованы принципы архитектурной композиции и отопительной системы восточных бань средневековой эпохи, что вызывает огромный интерес у туристов и посетителей.

 

Подготовлено Аден А.

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
Бас редакторға сұрақ +7 707 686 75 81
Қазақша Русский English