«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Вехи индустриализации

5862 0
Вехи индустриализации
Казахстан реализует третью модернизацию с внедрением цифровых технологий, в мире идет Четвертая промышленная революция.А мы рассмотрим основные этапы индустриализации Казахстана

В нашей стране проходит вторая пятилетка ГПФИИР. Но в истории Казахстана были свои этапы становления промышленности. Давайте их вспомним.

Первый этап связан с дореволюционным периодом. С присоединением Казахстана к Российской империи царское правительство приступило к строительству фабрик и заводов в казахских степях. стала развиваться добывающая промышленность и перерабока сельскохозяйственного сырья. 

Самые крупные залежи каменного угля расположены в Центральном Казахстане. Его первооткрывателем можно назвать Аппака Байжанова, который обнаружил уголь в 1833 году. Рудные месторождения в Прииртышье и Центральном Казахстане обнаружил одним из первых Комыс Пшенбаев. От него поступила первая заявка на открытие Экибастузского месторождения угля и Майкайынского месторождения полиметаллов. Среди его открытий также месторождения руд Александровки, уголь в Талдыкуле, Жамантузе, Карасоре, Шоптыкуле, Майкубене. Российские предприниматели, обнаружив «золотую жилу», за бесценок скупали богатейшие месторождения. В 40- годах XIX века купцы Н. Ушаков, А. Рязанов выкупили Карагандинское угольное месторождение. Также им принадлежало Успенское медное месторождение, районы Жезказгана и Спасско-Воскресенского медного рудника.

К началу XX века большая часть горнодобывающих предприятий оказалась в руках иностранцев. Из-за хищнической эксплуатации рудники и шахты приходили в упадок.

В 1904 году в Лондоне образовалось АО «Спасские медные руды», которое скупало месторождения у русских купцов. Акции принадлежали англичанам, французам, американцам, немцам, швейцарцам, испанцам и другим. В том же году месторождения цветных руд Риддера и Зыряновска приобрели австрийцы. Рудники Жезказгана активно скупало АО «Атбсарские медные копи». Соль добывалась на Баскунчакских, Елтонских и Илецких промыслах Западного Казахстана, а также на Коряковских промыслах, на северо-востоке Казахстана. В 1909 году на Коряковских промыслах было добыто около 4 млн. пудов соли. На Спасском заводе был введен новый технологический процесс бессемерования штейна. Для этого были построены 2 отражательные печи и 2 конвертера. В результате была получена более качественная черновая медь. В 1909 году на Спасском заводе работали 510 рабочих, на Успенском руднике - 311 человек, на угольных шахтах - 152 человека. Всего 973 человека. В 1909 году было добыто 886 тыс. пудов руды и 2 млн 76 тыс. пудов угля, выплавлено 141 тыс. пудов меди. 

Более подробно читайте в статье КАК ПРОХОДИЛА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ В КАЗАХСТАНЕ СТО ЛЕТ НАЗАД? 

Следующий этап связан с советской. индустриализацией. Экономика Казахстана перенесла разорительные последствия первой мировой и гражданской войн: сократилась добыча нефти, прекратилась добыча медной руды, многие рудники и угольные шахты были затоплены или бездействовали. В катастрофическом состоянии находился железнодорожный транспорт, не хватало рельсов и шпал.

Курс на социалистическую индустриализацию был намечен на XIV съезде ВКП (б) в декабре 1925 года. Восстановление народного хозяйства и промышленности затянулось. Бурное развитие получила угольная промышленность, 90% добычи которой в 1940 году приходилось на долю Карагандинского бассейна. По добыче нефти Казахстан вышел на третье место. Развивалась химическая промышленность: был реконструирован Чимкентский химфармзавод, в 1939 году вошел в строй Актюбинский химкомбинат, были построены Карагандинская ЦЭС, Ульбинская ГЭС, теплоэлектростанции Балхашского медеплавильного комбината, Чимкентского свинцового завода, Актюбинского химкомбината, Ачисайского полиметаллического комбината и др. Производство электроэнергии в республике возросло по сравнению с 1913 г. в 486 раз. В 1928-1940 гг. железнодорожная сеть республики увеличилась почти на 50% и достигла 6581 км. Были построены Туркестано-Сибирская железная дорога, соединившая Сибирь со Средней Азией.

Индустриальное развитие в 1926-1940 гг. привело к превращению Казахстана в индустриально-аграрную республику, вырос удельный вес горожан в составе населения, сформировалась инженерно-техническая интеллигенция.

Третий этап развивался в послевоенное время. Казахская ССР имела к тому времени мощную промышленную базу.

В годы Великой Отечественной войны республика стала базой для эвакуированных заводов, фабрик и предприятий из европейской части России, Беларуси и Украины. После войны республика приступила к строительству предприятий тяжелой индустрии. Вступили в строй новые угольные шахты, промыслы Каратон и Мунайлы, Казахский металлургический завод, вошла в строй первая очередь Каратауского горно-химического комбината.

Но, в ущерб отраслям легкой и пищевой промышленности, опережающими темпами развивались отрасли, производящие сырье и топливо. Вошли в строй 700 предприятий, в том числе: Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Джезказганская обогатительная фабрика, Усть-Каменогорская и первая очередь Бухтарминской гидроэлектростанций, Карагандинская ГРЭС-2, Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат. Был введен первый крупный угольный разрез на Экибастузском месторождении. В 1960 гг. в Казахстане было добыто 32,3 млн. т угля против 17,3 млн. т в 1950 г. Карагандинский металлургический комбинат стал крупнейшим предприятием СССР с полным металлургическим циклом. Комбинат производил специальные профили проката, высококачественную сталь и чугун. Вошла в строй первая очередь Ермаковского завода ферросплавов.

Более подробно читайте в статье РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ  

Ускоренными темпами развивалась и нефтедобывающая промышленность. Благодаря введению в эксплуатацию месторождений Корсак, Танатар, Прорва уровень добычи нефти в 1965 году составил 3 млн. т. Развитие отрасли на Мангышлаке позволила в 1970 г. довести добычу нефти до 10 млн. т. Значительное развитие получила угольная промышленность. За 1959-1965 гг. в республике было введено производственных мощностей на 19,5 млн. т. В 1965 г. объем добычи в Экибастузском бассейне составил 14,3 млн. т угля. К 1970 г. на Карагандинском и Экибастузском бассейнах добыча угля достигла 61 млн. т в год, из них 41% добывалось наиболее прогрессивным, открытым, способом.

Но в развитии капитального строительства существовал ряд проблем. Это господство административно-командной системы управления экономикой, диспропорции между большим объемом капитального строительства и ограниченными средствами для его осуществления, строительство развивалось на экстенсивной основе, сроки сооружения объектов и предприятий превышали нормативы.

Четвертый этап индустриализации связан с эпохой независимости. С обретением независимости молодое государство столкнулось с многочисленными трудностями, которые требовали скорейшего решения: разрушение вертикальных связей народнохозяйственного комплекса, остановка фабрик и заводов, гиперинфляция, безработица. За 1990-1994 годы объем производства промышленной продукции в Казахстане сократился вдвое, а в аграрном секторе спад составил треть. Транспортные перевозки упали на две трети.

В стране началась приватизация промышленных объектов. Важное значение имело акционирование по индивидуальным проектам. Алматинский табачный комбинат и Шымкентская кондитерская фабрика стали первыми предприятиями, проданными по индивидуальным проектам. Особую важность для государства и общества имела приватизация крупных предприятий особой экономической и социальной значимости. В середине 1990-х годов для дальнейшей приватизации Казахстан стал привлекать иностранный капитал и были созданы совместные предприятия с участием иностранного капитала. Первоначально иностранным инвесторам осуществлялась продажа только отдельных крупных предприятий. Это было вызвано необходимостью вывода предприятий республики из критического состояния. Особенно сложной ситуация была на крупнейших предприятиях металлургии. Карагандинский металлургический комбинат испытывал серьезнейшие проблемы, огромные долги за электроэнергию, транспорт и находился на грани банкротства. Поэтому Карметкомбинат был приобретен индийской компанией «Mittal Steel», которая по долгам предприятия заплатила $350 млн, а общая сумма инвестиций за восемь лет с момента приватизации составила почти $1 млрд. В короткие сроки были осуществлены ремонт доменных печей, коксовых батарей, реконструированы важнейшие технологические линии.

На грани банкротства в 1995 году находился Жезказганцветмет, имея $170 млн долга, в том числе $10 млн по зарплате. В 1996 году корпорация «Самсунг» купила акции этой компании, реабилитировала, вложила сотни миллионов долларов инвестиций. Осенью 1996 года в Павлодарской области фактически была разрушена система поставки угля. В этих условиях имущественные комплексы угольных разрезов «Богатырь» и «Восточный» были приватизированы Евразийской промышленной группой. В финансовое оздоровление и реабилитацию предприятий Евразийской группой было вложено $290 млн, а всего в развитие производства за прошедшие годы инвестировано более $900 млн. Значительная часть акций Усть-Каменогорского свинцово-цинкового, Лениногорского (Риддерского) полиметаллического и Зыряновского горно-обогатительного комбинатов на первом этапе приватизации была передана трудовому коллективу. Но проблемы производства на предприятиях остались нерешенными, не было финансовых источников для инвестирования производства. После привлечения инвестора швейцарской фирмы «Глинкор» была проведена реструктуризация. На основе объединения Усть-Каменогорского свинцово-цинкового, Лениногорского полиметаллического и Зыряновского горно-обогатительного комбинатов было создана компания «Казцинк».

На основе посланий Президента Республики Казахстан в мае 2003 года была разработана и утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан. Основным инструментом реализации Стратегии индустриально-инновационного развития стали государственные институты развития: АО «Банк Развития Казахстана» (средне- и долгосрочное кредитование с низкой процентной ставкой в приоритетных секторах экономики); АО «Инвестиционный фонд Казахстана» (долевое участие без получения контроля в уставном капитале предприятий); АО «Национальный инновационный фонд» (финансовая поддержка инновационного бизнеса); АО «Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (страхование предприятий, работающих в сфере несырьевого экспорта).

С 2003 по 2006 год ими было профинансировано 116 проектов в сфере инфраструктуры и обрабатывающей промышленности на $2136 млн. При этом введено в эксплуатацию 37 объектов на сумму $800 млн. Среди проектов, реализованных в рамках Стратегии, можно отметить запуск в декабре 2007 года Казахстанского электролизного завода в городе Павлодаре, а также завода по выпуску бесшовных труб.

В Усть-Каменогорске был запущен автосборочный завод по выпуску легковых автомобилей «Шкода», организовано производство по сборке грузовых автомобилей «Камаз» в Кокшетау, в Семее открылся первый в Казахстане автосборочный завод полного цикла «DAEWOO BUS KAZAKHSTAN», реализуется проект по созданию отечественных внедорожников марки SsangYong, развернутый на производственных мощностях АО «АгромашХолдинг» в г. Костанай - совместное предприятие АО «АгромашХолдинг», группы автомобильных компаний AllurAuto и южнокорейским автопроизводителем SsangYong Motor Company, в Талгарском районе Алматинской области, вблизи международного аэропорта г. Алматы, открылся завод по сборке грузовых автомобилей и автобусов Hyundai.

Глобальный экономический кризис 2007 года поставил задачу поиска новых подходов укрепления мировой экономики через активизацию промышленного потенциала Казахстана. 19 марта 2010 года Указом Президента РК № 958 была утверждена Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010-2014 годы. С 2010 года республика взяла курс на форсированное индустриально-инновационное развитие. Индустриальные проекты в первую очередь стали реализовываться в таких приоритетных отраслях, как агропромышленный комплекс, стройиндустрия, нефтепереработка, металлургия, химическая промышленность и фармацевтика, энергетика, транспортная и телекоммуникационная инфраструктура. Экономический эффект такого развития равен половине ВВП страны - около $50 млрд.

Более подробно читайте в статье ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА  

В рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития и Карты индустриализации страны в начале 2010-х годов реализовалось 162 проекта общей стоимостью 6,5 трлн тенге, при этом создано 200 тыс. рабочих мест. Пятилетний план развития страны направлен на создание широкого слоя обеспеченных граждан в процветающей демократической стране с диверсифицированной экономикой.

Существенное значение имеет программа «Дорожная карта бизнеса 2020», направленная на стимулирование национального предпринимательства и деловой активности в фазе посткризисного развития. Программа нацелена на реализацию задач по трем направлениям: поддержка новых бизнес-инициатив, оздоровление предпринимательского сектора, поддержка экспортоориентированных производств. Все направления нацелены на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, на сохранение действующих и создания новых постоянных рабочих мест. В 2011 году рост реального ВВП составил 7,5%, розничный товарооборот увеличился на 12,5%, реальный рост государственных расходов составил 11%, при этом реальный рост расходов домашних хозяйств – 10,96%.

Особенностью последующего десятилетия для Казахстана стал пятилетний план форсированного индустриально-инновационного развития 2010-2014 годы. Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010–2014 годы (ГП ФИИР) и Карта индустриализации взяли курс на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение конкурентоспособности.

В 2011 году в несырьевой сектор экономики республики было дополнительно привлечено около $2 млрд иностранных инвестиций, что позволило обеспечить ввод в действие десятков объектов индустриальной программы, инфраструктуры и совместных предприятий. Комплексным показателем эффективности ГП ФИИР является производительность труда. В этом направлении программа «Дорожная карта бизнеса-2020» направлена на стимулирование национального предпринимательства и деловой активности в фазе посткризисного развития.

К концу 2013 года Карта индустриализации с учетом актуализации включала 872 проекта на сумму более 11,5 трлн тенге с созданием более 228 тыс рабочих мест на период строительства и 192 тыс рабочих мест на период эксплуатации. Индустриальные проекты, в первую очередь, были реализованы в таких приоритетных отраслях, как, агропромышленный комплекс, стройиндустрия, нефтепереработка, металлургия, химическая промышленность и фармацевтика, энергетика, транспортная и телекоммуникационная инфраструктура.

Впервые в Казахстане создано производство электрических модулей, появилась новая отрасль – транспортное машиностроение. В рамках первой пятилетки созданы автомобиле- и авиастроение, производство тепловозов, пассажирских и грузовых вагонов. За время с начала реализации программы ГП ФИИР значительно выросли показатели добывающей промышленности. С 2008 года увеличилось производство нефте-газоперерабатывающего оборудования в 5,1 раза, нефтепромыслового – в 3,2, сельхозтехники – в 2 раза. Производительность труда за 4 года возросла в 1,4 раза: с $38 тыс до $50 тыс на одного работника. В рамках 1 этапа ГП ФИИР на апрель 2014 года запущено 800 предприятий, выделено 700 миллиардов тенге, обеспечено работой 150 тысяч человек. Благодаря реализации программы, аналогов которой на постсоветском пространстве нет, удалось во время кризиса сохранить не только рабочие места, но и создать новые. Ошибки, допущенные в ходе реализации первой пятилетки (1 этап) ГП ФИИР корректируют планы второго этапа, принципы финансирования.

Таким образом, реализация второго этапа программы позволит в 2019 году достичь прироста объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности на 43% к уровню 2012 года; роста валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности не менее чем в 1,4 раза; роста производительности труда в обрабатывающей промышленности в 1,4 раза в реальном выражении; роста стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта не менее чем в 1,1 раза; снижения энергоемкости обрабатывающей промышленности не менее чем на 15 %; роста занятости в обрабатывающей промышленности на 29,2 тыс. человек.

Есть все основания надеяться, что второй этап ГП ФИИР сможет избежать проблем первого этапа.

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
Бас редакторға сұрақ +7 707 686 75 81
Қазақша Русский English