Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

О реабилитации отдельных категорий военнопленных

1677
О реабилитации отдельных категорий военнопленных    - e-history.kz

Президент Казахстана К.К. Токаев поставил задачу проведения полной реабилитации жертв политических репрессий, в том числе военнопленных, находившихся в плену фашистской Германии, Финляндии и других европейских странах в 1

История Второй мировой войны, казалось бы, исследована тщательно. Но многое остается еще неизвестным. К примеру, до сих пор не установлено точное количество погибших советских граждан. После войны Сталин назвал погибшими шесть миллионов граждан СССР. Хрущев цифру увеличил в два раза - до 12 миллионов погибших. Брежнев поднял цифру погибших до двадцати миллионов. В период перестройки, по настоянию выдающего сына и патриота русского народа А.Н. Яковлева, главного инициатора масштабной реабилитации жертв политических репрессий сталинизма, Министерство обороны обнародовало цифру в 28 миллионов 600 тысяч погибших. Это наглядное свидетельство умышленного сокрытия руководством бывшего СССР людских жертв во время войны, чтобы скрыть ошибки и преступления большевистской сталинской власти бесчеловечного отношения к своим гражданам. Это демонстрация отсутствия всякого уважения памяти погибших, защищавших свою Родину.

Примерно такое же отношение было к военнопленным с самого начала Второй мировой войны. Все архивы и данные по военнопленным были засекречены и недоступны для объективного исследования. В результате массовых политических репрессий в отношении высшего и среднего командного состава вооруженных сил, большевистско-сталинская власть не обеспечила надежный уровень обороноспособности страны.

Сегодня общепризнанно не только зарубежными экспертами, но и российскими прогрессивными и неполитизированными учеными и исследователями, что в основном по вине политического руководства СССР в первые месяцы и зимой 1941-1942 годы советские солдаты и офицеры в огромном количестве попадали в плен фашистской Германии. Только за первые пять месяцев в плен к фашистам попали 3 миллиона 900 тысяч советских солдат.

Мы говорим об этом, поскольку все должны знать эти обстоятельства, в целом ситуацию на фронте и причины при которых советские солдаты и офицеры, в том числе и казахстанцы, не по своей вине попадали в плен к хорошо вооруженной и подготовленной к войне германской армии.

По инициативе Председателя комиссии по реабилитации жертв политических репрессий Российской Федерации А.Н. Яковлева, 24 января 1995 года Президент России Б.Н. Ельцин принял указ о реабилитации военнопленных и депортированных граждан, оказавшихся в фашистских лагерях. На военнопленных-казахстанцев, естественно, этот указ не распространялся.

После объявления Независимости Казахстан не принял ни одного государственного акта о реабилитации или хотя бы пересмотре дел в отношении военнопленных, не изучал, при каких обстоятельствах и причинах попадали в плен казахстанцы, не установил даже количество и имена наших граждан, расстрелянных за отказ принимать присягу для службы Германии, воевать против Советского Союза, за попытки к бегству из плена и т.д.

До сих пор не установлено точное количество погибших казахстанцев, число наших соотечественников, попавших в плен, умерших в фашистских концлагерях, оставшихся в живых и реабилитированных и нет.

Президент Казахстана К.К. Токаев поставил задачу о проведении полной реабилитации жертв политических репрессий, в том числе военнопленных, находившихся в плену фашистской Германии, Финляндии и других европейских странах в 1939-1945 годах и повторно репрессированных в Советском Союзе.

Фактически военнопленные, в том числе и казахстанцы, в ходе войны попав в плен, в первый раз стали жертвами человеконенавистнической, национал-шовинистической, фашистской политики и режима Гитлера, когда военнопленных Советского Союза, страны, отказавшейся подписать Женевскую Конвенцию 1929 года об условиях содержания военнопленных, массами расстреливали, сжигали в газовых камерах, использовали в научных целях, морили голодом, содержали в нечеловеческих условиях, принуждали к рабскому труду на каторжных работах и т.д. Потому что родное государство от них отказалось. По этой причине, Красный крест и другие международные организации не могли их защищать.

После окончания войны советские военнопленные вернулись на Родину и второй раз стали жертвами тоталитарной и антинародной сталинской власти. Советское руководство, обещая не подвергать репрессиям своих граждан-военнопленных, вновь подвергло их системным политическим репрессиям.

Германия и немецкий народ пережили процесс покаяния, до сих пор приносят извинения и каются, возмещают моральную и материальную компенсацию реальным и наследственным жертвам гитлеровского режима, а сталинизму по вопросам политических репрессий еще не дали соответствующую оценку.

Члены государственной комиссии изучают государственные акты большевистско-сталинской власти, постановления, приказы, и инструкции карательных органов, приговоры решения судов и внесудебных органов, послуживших основанием для политических репрессий военнопленных-казахстанцев. Также ученые всесторонне изучают правоприменительную практику НКВД, органов прокуратуры, судебных и внесудебных карательных органов в отношении военнопленных - казахстанцев, членов их семей и родственников, ставших жертвами огульного, бездоказательного обвинения, основанных только на трофейных карточках.

После изучения и анализа рассекреченных актов и документов, а также внимательного изучения вопросов участия казахов и казахстанцев в движении Сопротивления в странах Европы, будет разработана методология по оценке различных категорий военнопленных казахстанцев, находившихся в плену в фашистской Германии, Финляндии, Норвегии. Только после этого будут внесены предложения по реабилитации отдельных категорий военнопленных.

По официальным данным за 1941-1945 годы на войну призвали 1 миллион 200 тысяч казахстанцев. Если к этому приплюсовать 178 тысяч наших граждан к тому времени служили в рядах Красной армии, то всего будет 1 миллион 378 тысяч. Коэффициент мобилизации в Казахстане составлял 22 процента. Это был один из самых высоких показателей среди бывших союзных республик, поскольку уже за первые месяцы войны полностью Белоруссия, почти вся Украина были захвачены фашистами.

Ученые и эксперты научно-аналитическими методами подсчитали что, каждый пятый или шестой красноармеец (примерно 5,4) попал в плен к фашистам. Это также соответствует выводам российских и зарубежных экспертов. По этой методике более 255 тысяч казахстанцев оказались в плену на оккупированных Германией территориях. Из более чем 128 тысяч казахов, находившихся в плену, более 47 тысяч военнопленных остались в живых к окончанию войны. Из них после войны были возвращены в Казахстан 23 тысячи 143 военнопленных, судьба остальных неизвестна.

По имеющимся сведениям, часть из них при помощи американских и английских властей были отправлены в другие страны, часть были расстреляны на местах советскими войсками при их передаче западными союзниками, а некоторые погибли или покончили самоубийством при транспортировке в СССР.

Продолжая политические репрессии 1920-1930-ых годов, большевистско-сталинская власть и её карательные органы с первых дней войны приняли нормативные правовые акты, явившиеся основой для репрессий военнопленных. Так, 28 июня 1941 года, НКВД, НКГБ и Прокуратура СССР по указанию Сталина приняли совместный приказ «О порядке привлечения к ответственности изменников родины и членов их семей». Таких актов было принято несколько десятков. Надо дать им политико-правовую оценку. Общая их суть сводится к тому, что Сталин, во-первых, чтобы скрыть свои политические ошибки, сотрудничество с Гитлером и преступления по разделу Европы, способствование развитию и укреплению фашизма в Германии, обвинил и назвал простых солдат и офицеров «изменниками родины», «врагами народа». Во-вторых, в этом и других последующих актах, как и ранее, сталинское руководство приняло решение о привлечении к ответственности, аресту, лишению государственных пособий и помощи ни в чем не повинных членов семьи и родственников солдат и офицеров, попавших в плен.

Это иезуитская подлость и хитрость сталинской идеологии и тактики - назвать «виновного врага», чтобы снять с себя ответственность и переложить на других, и одновременно развязать себе руки для массовых политических репрессий. В данном случае, несмотря на отсутствие классовых врагов и политических оппонентов, был запущен политический механизм массовых репрессий. Позже несчастных военнопленных обвиняли в «шпионаже», работе на иностранную разведку и иных немыслимых преступлениях. Таким образом, советские военнопленные в общественном сознании ассоциировались с понятиями «изменник родины», «предатель», «враг народа». При возвращении на родину их заключали в фильтрационные лагеря, как врагов народа подвергали политическим репрессиям вплоть до расстрела, длительным срокам лишения свободы и другим карательно-репрессивным мерам.

Изучение правоприменительной практики карательных органов СССР и Казахстана показывают, что репрессиям подвергались и те военнопленные, которые не состояли ни в каких военных и других организациях гитлеровской Германии.

Репрессиям подвергались и группы военнопленных, включённых в невооруженные организации Германии, то есть рабочие батальоны, которых немцы использовали во вспомогательных и тыловых работах. Политическим репрессиям подвергались пленные, работавшие в «Туркестанском Национальном комитете», но не бравшие в руки оружия.

В июле 1945 года был издан приказ НКВД СССР «Об объявлении инструкции о порядке учета и регистрации репатриированных советских граждан». Согласно этой инструкции, все репатриированные, военнопленные и даже гражданские лица рассматривались как «враги народа».

С принятием в 1948 году Указа Президиума Верховного Совета СССР «О направлении особо опасных государственных преступников для отбытия наказаний в ссылку на поселение в отдаленные местности СССР» началась вторая волна репрессий в отношении военнопленных, в том числе казахстанцев, поскольку они были включены в число «особо опасных преступников».

Только после смерти Сталина, в 1955 году был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годы», по которому часть военнопленных-казахстанцев была только выпущена из тюрем, но не реабилитирована. Президиум ЦК КПСС признал «грубейшие нарушения в отношении военнопленных и членов их семей».

Особо внимательно следует отнестись к изучению «Туркестанского легиона». Члены Госкомиссии и ученые-эксперты не предлагают реабилитировать организацию «Туркестанский легион», созданную гитлеровской Германией, и тех легионеров, которые с оружием в руках воевали против Красной Армии. Ученые будут изучать судьбы тех военнопленных, кто был расстрелян за отказ служить Германии, тех, кто при малейшей возможности переходил на сторону партизан, боровшихся против фашистов и награжденных государственными наградами европейских стран, тех, кто организовывал других военнопленных и даже целые роты для побега из плена и т.д.

Например, только из 127 имен казахов, найденных из разных источников в Италии, установлены 61 участник движения антифашистского и антинацистского сопротивления в Италии. Из 50-ти партизанских отрядов, состоявших из советских военнопленных, представители Казахстана воевали в составе таких отрядов во Франции, как «Монгол» и «Сталинград», в руководстве которых находились казахи Кадем Жуманиязов и Зунум Джаманкулов. Начальником штаба в образованном из этих отрядов отдельного полка советских военнопленных был казах Али Молдагалиев, а главным врачом – Ахмет Бектаев и т.д.

Казахстанские ученые не намерены изучать и тем более перенимать чей-то опыт в реабилитации репрессированных. Они достаточно опытные и образованные, чтобы не дискредитировать Казахстан и его многонациональный народ, перед мировым сообществом, и не подводить Президента, который как просвещенный, высокообразованный человек, в ответ на многочисленные обращения общественности, как лидер европейского образца, своим Указом создал Комиссию по полной реабилитации политических репрессий.

Говоря об обстоятельствах пленения советских военных, в том числе и казахстанцев, ученые Казахстана не политизируют проблему военнопленных, не обвиняют другие народы или другие государства, какими бы трагическими не были обстоятельства и факты того времени. Ни один народ не виноват. Виновен большевистско-сталинский режим уже несуществующей страны, использовавший, как и ранее, политические репрессии и манипуляцию общественным сознанием для решения возникавших перед ним сложных проблем.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?