«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Каркаралинск – корона Арки

820
Каркаралинск – корона Арки
«Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма.

Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов. На протяжении столетий наши предки защищали конкретные места и районы, сохранив для нас миллионы квадратных километров благодатной земли. Они сохранили будущее»

Из статьи Елбасы Н.Назарбаева

"Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания"

 

Почти весь транспорт, выехавший из областного центра Караганды, направляется на северо-восток, оставив позади себя Кокпекты и Ботакару. Взявшая начало в Караганды, широкая трасса заканчивается в Каркаралинске. Каркаралы – город, не похожий ни на какой другой город. Архитектурные особенности региона делают его самобытным, а история - богатой. История знает: в незапамятные времена именно здесь было первое поселение человека. Известно также, что здесь обитали и динозавры. Доказательством тому служат результаты раскопок «Суық бұлақ» и «Үш үңгір». Найденный у подножия Кентских гор в могильнике Талды «Золотой человек» - символ времен бурного развития древних сакских и гуннских племен. Из всего этого следует, что Каркаралинск - древнейшее поселение, история которого насчитывает более чем два тысячелетия. Поселения Кент, Алат и Талды были благословенным местом обитания наших великих предков, завоевавших половину мира. И это исторический факт.

Город был основан в 1824 году. Великий ученый Каныш Сатбаев говорил: «На огромной территории от Алтая и до Карпат нет земли священнее и сакральнее чем Каркаралы». И, наверное, поэтому русские переселенцы поселились на каркаралинской земле. Для установления торговых отношений между Средней Азией и Сибирью администрация царской России построила в этом краю крепость. Возведенная русско-казачьим войском станица была построена на месте древнейшего места, сегодняшнего города Каркаралинска. В 1869 году город Каркаралинск стал уездным центром. С этого момента в уездный центр стали переселяться русские купцы и крестьяне. Наш гостеприимный народ принял их с раскрытыми объятиями и жили все в мире и согласии. До сих пор сохранились в городе построенные русскими сынами дома из красного кирпича. В свое время Каркаралинск был не только уездным центром, но и важнейшим торговым центром. Здесь раскинулась знаменитая Кояндинская ярмарка. Регион начал экономическое и культурное развиватие. Потихоньку Каркаралинск становится крупным общественно-политическим центром, а в годы независимости Каркаралинск и вовсе стал удивительно красивым, сакральным местом.

 

Каркаралинск – сакральный регион.

«Каркаралинск – особенный город казахской степи, если учитывать богатство мировой духовности, сосредоточенной здесь. Здесь жил и творил великий Абай, здесь родились справедливый би Казыбек, поэт Касым, первый космонавт-казах Токтар Аубакиров», - говорит писатель, журналист Максым Омарбекулы. И вправду, на этой благословенной земле родились и выросли великие личности, ставшие гордостью казахского народа. Это родина знаменитого Казыбек бия, поэта композитора Мади Бапиулы, основоположника школы шертпе кюя кюйши Таттимбета, Кенже бия, поэта Шоже, родина интеллигенции Алаша Ныгмета Нурмака, Жакыпа Акбая, Алимхана Ермека, Мадигали Татима, родина певцов Амире Кашаубаева, Жусупбека Елебекова, поэта Касыма Аманжолова, народного писателя Альжаппара Абишева, первого космонавта-казаха Токтара Аубакирова.

Что означает название Каркаралы? Существует множество исторических сведении и легенд о происхождении названии края. Издалека формы дивных гор Каркаралы напоминают силуэт/форму девичьего головного убора – «бөрік». Местные краеведы говорят, что название местности происходит от этого. А по второй версии говорится «корона», т.е. золотая корона Сарыарки, рай земной. Каркаралы воспевали поэты, о нем писали писатели. «Атыңнан айналайын, Қарқаралы, Сенен бұлт, менен қайғы тарқамады», – так воспевал поэт Мади. Поэт Сырбай Мауленов также посвящал поэтические строки этому дивному краю:

 

«Таулар, таулар қашанғы қасқа алыптар,

Мендей сені сезді ме басқа жұрттар.

Ақ шашты әжем секілді тұрып алды

Қарқаралы басында ақша бұлттар»

 

 

Озеро – чудо на вершине горы

Когда речь заходит о Каркаралы невозможно не упомянуть о Шайтанколь (Чертовом озере). Чертово озеро (Шайтанколь) расположено на самой верхушке горы Бугылы, на высоте 1100 метров над уровнем моря. Вода в нем чистая, прозрачная, дно каменистое, сюда не впадает никакая другая проточная вода. Нет никаких сведений о глубине озера. В разные годы зарубежные ученые спускали специальный аппарат в озеро для исследования его глубины. Говорят, что аппарат был спущен на более чем 500 метров, но это всего лишь слухи. Возможно, озеро находится в самом эпицентре потухшего вулкана. В народе существует множество легенд и преданий о Шайтанколь. По словам краеведов, озеро так назвал не кто-нибудь, а сам святой аулие Жиренсакал. И об этом сохранилось много легенд в народе.

 

«...В давние времена приходил приходил в этот край святой Жиренсакал аулие. Он бродил по нашим лесам. Обитал он на самой вершине горы. Как- то рано утром Жиренсакал аулие пошел на Шайтанколь. Смотрит, а там, в озере купаются какие-то существа похожие на людей. Они были желтого цвета. Святой не стал приближаться к ним, а наблюдал со стороны. Увидел, что все эти существа обращаются к одному - похожему на мужчину с невнятными словами: «Абилет, Абилет», а другое существо говорило: «Жабилет, Жабилет». Святой догадался: «Так это же шайтаны, которые размножаются!». Он прочитал молитву и закричал на них. Тогда шайтаны исчезли. После этого случая святой не раз приходил на озеро, ночевал там, но шайтанов больше не встречал. Вот поэтому озеро и называется Шайтанколь.

 

Озеро имеет большое научное, историческое и туристическое значения. Сабит Муканов в своей поэме «Сулушаш» описывает красивейшую природу Шайтанколя. Поэт Серик Аксункарулы также воспевал «Шайтанколь – пристанищем влюбленных». Шайтанколь является неким оберегом этой священной земли.

 

Благодатная земли Сарыарки

Кто только не зарился на красоты Каркаралы. В тяжелые для казахов времена, в XVI-XVII веке, Каркаралы были завоеваны джунгарами-калмаками. Доказательством тому служит расположенный у подножия горы Кент дворец «Кызыл кениш». Дворец, расположенный на месте древнего городка Кент, окружен со всех сторон скалистыми горами. Он является одним из останков архитектурного достояния XVI-XVII века. Он расположен в 260 километрах от Караганды, на востоке горы Кент, в урочище Кызылкент на берегу реки Кызылсу. Строение дворца «Кызыл кениш» сохранилось и по сей день. Это двухэтажный архитектурный памятник в свое время был построен в виде креста и был вытесан из местного красного камня.

 

Буддийский храм или мазар «Қыз әулие»?

Дворец Кызыл кениш занимает более 15 гектаров земли. В свое время во дворце проживали более 5000 человек. В городе было хорошо развита торговля. Примером того являются найденные во время раскопок на месте дворца торговые места, заморские изделия. Кроме того, у здешних жителей был молитвенный дом. В 2011 году археологи во время раскопок нашли буддийский храм. Интересно, что до нахождения этого молитвенного дома, местные почитали это место и называли мазаром «Қыз аулие». Во время исследовательских работ было установлено, что дворец имеет основную часть, а также три дополнительные части. Также вокруг дворца были найдены около десяти захоронении. По словам ученых, большинство найденных в ходе раскопок находок не могли быть найдены тут. Другими словами, они не соответствуют местным условиям. Найденные здесь орнаменты похожи на орнаменты, используемые для украшения ламаитских храмов в Монголии. Поэтому исследователи считают, что это молитвенный дом приверженца ламаистского течения буддийской религии. Возможно, его воздвигли в 40-х годах ХVII века Хундулен-Убаши хан либо в 70-х годах того же века Очирту-Цецен хан. Тайны дворца еще не полностью раскрыты. На сегодняшний день, исследована лишь небольшая часть городка.

 

Кусбек торе, правивший Каркаралинском

Кусбек, когда-то правивший Каркаралинским округом в истории занимает особое место. После смерти Абылая (1781 год) казахами правили представители рода торе. Аргынами правил Бөкей-Бiрәлi-Шалғынбай Құсбек, известный своей справедливостью. Кусбек торе был рассудительным политиком, искусным оратором. У деятеля Алаша, председателя Алашорды Алихана Бокейхана и у Кусбек торе один общий предок – Бокейхан. Звонкоголосый Казыбек би и Нуралы би из рода шекшек привели 14-летнего Бокейхана, сына Кокжал Барака, чтобы провозгласить его ханом Среднего жуза. Об этом рассказывал ученый-исследователь Мынжасар Адекенов, который первым собирал материалы о мавзолее Кусбека торе. Мынжасар Абдекенов писал: «После «Года Великого Бедствия» (Ақтабан шұбырынды, алқакөл сұлама) Казыбек би и Нурали би в 1748 году привели 14-летнего Бокейхана править освобожденными землями и возвели его ханом Среднего жуза. С тех пор, прошло 258 лет. История Бокейхана и его потомков за эти 258 лет является историей Центрального Казахстана, Каркаралинского края». Таким образом, цветущая степь превратилась в родной очаг потомков хана.

В 1815 году Бокейхана с поддержки биев провозглашают ханом. Он умер в 1819 году в 85-летнем возрасте. После смерти Бокейхана, его сын Чингиз некоторое время правит народом. Потомки Бокейхана Турсын, Тауке, Рустем, Исмаилхан, Жамантай становятся волостными, а Кусбек ага султаном. Кюй Таттимбета «Бес торе» (Пять чингизидов) посвящен пяти сыновьям Тауке.  По некоторым сведениям, Кусбек торе является автором идеи строительства мечети «Кунанбай кажы» в Каркаралинске. Впоследствии Кунанбай строит мечеть в этом округе и продолжает дело Кусбека.

Старший научный сотрудник музея Абая в Семипалатинске Муздыбай Бейсенбаев в своей статье, посвященной мечети Каркаралинска, пишет, что он нашел архивные документы, в которых говорится, как ага султан Кусбек Таукин просит привлечь ротных солдат на строительство мечети.  Об этом писатель Думан Рамазан в статье «Мечеть Кунанбая» пишет: «В эти годы (1849-1852) у Кусбек с Алшынбаем происходят разногласия и на очередных выборах Кунанбая назначают ага султаном. После этого в переписках касательно мечети с пограничным управлением имя Кунанбая упоминалась гораздо чаще, чем остальные. Если верить этим документам, то строительство мечети началось 7 января 1950 года и закончилось в течении двух лет. Также, мы видим, как Кунабай основательно приступил к этому делу, осознавая острую необходимость мусульман в этой мечети».

 

Алтынбек ҚҰМЫРЗАҚҰЛЫ