«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Кто убил Сырыма Датулы?

2200
Кто убил Сырыма Датулы?
Есть много материалов о том, где похоронены останки почитаемой личности, как Сырым Датулы, который впервые поднял флаг свободы

Из всех данных мы выбрали самые надежные материалы летописца Калкамана Ыскака. Сырым батыр – героическая личность, которая была известна народу, как лидер большого народного восстания в конце XVIII века. Имя великой личности – в памяти  каждого казаха.

Сырым Датулы – выходец из рода Байбакты, с 14-ти лет он вступил на тропу борьбы с царским правительством, с казаками, противостоял угрозам соседних государств – Кокандского ханства, Хивинского ханства. Жаждущие свободы люди, под предводительством Сырым батыра противостояли передовой армии большой империи, которой правила Екатерина ІІ. Это уже другая история, нас интересует судьба нашего героя, известно что он умер в 1802 году, дело в том, где он похоронен.

В 1797 году после того как правителем Младшей Орды был избран Айшуак, герой Сырым отдалился от политики и жил степной жизнью. В конце XVIII века подвергаясь гонению султанов с возглавлением Каратая, герой уходит в Хивинское ханство, после этого каких-либо материалов о Сырым батыре почти нет. Если верить устным народным рассказам Сырым батыра убили по приказу султанов, в Хивинском ханстве, добавив яд в его еду. Доказательство, которое свидетельствует о том как умер Сырым батыр, это письменные материалы, которых русский офицер Я.Гавердовский в 1803 году записал с уст старейшины рода Шекти и устные материалы, которые были взяты у некоторых поколении рода Алимулы в северо-востоке моря Арал. Я.Гавердовский был в Бухаре выполняя миссии русской торговой политики, во дворце повелителя Амира, он вместе со своими людьми попадает в плен казахам (кочевал в территории нынешней Кызылординской области). Несмотря на то, что он попал в такие трудности Я.Гавердовский собирает этнографические и географические материалы о Казахстане. Я.Гавердовский став свидетелем казахских поминок умерших родственников, продвигает следующий факт: «Поминки – это традиция, которую проводят посвещая духу умершего человека, например, пока пришел наш караван, мы стали свидетелями поминки посвященной духу Сырым батыра, который умер несколько месяцев назад. Караван Я.Гавердовского пришел в казахскую землю в феврале 1803 года, значит стало известно, что Сырым батыр умер в 1802 году.

Теперь остановимся на вопросе где похоронены останки героя. Место хоронения героя, который был спором среди многих ученых-исследователей еще не потеряло свое значение. Известно одно, герой умер на земле под названием Бескала. Самая распространенная область давнейшей духовной культуры казахского народа это – устная литература. Устная литература народа дошла до сегодняшнего дня, передаваясь с дедушки ребенку, из поколения в поколение как благородное наследие. С этой точки зрения, о Сырым батыре собирал устные материалы и оставил казахский гражданин Каракалпакии Калкаман Ыскаков (1908-1991 г.г.). Калкаман оставил разные исторические материалы о герое летописце, которые нам неизвестны. В свое время Калкаману Ыскакову рассказал его учитель Аяп Темирбеков, он родился в 1903 году в Карабутаке (Актюбинская область), потом когда настали тяжелые времена, точно говоря в 1937 году он был вынужден уехать из страны и направился в Каракалпакию. По материалам Калкамана Ыскакова его учитель Аяп говоря о Сырым батыре, показал где он похоронен, так же, он рассказывал об этом старейшинам той местности, знакомил с героизмом героя, это место Кожакол, который находится в Бестобе (недалеко от Нокиса, правый берег Амударии). По словам Калкамана Ыскакова: после окончания национально-освободительной борьбы под лидерством Сырыма Датулы около 30 тысяч  казаков и врагов Сырым батыра полностью взяли под свой контроль берег реки Жайык. После этого Сырым батыр отправляется в Хивинское ханство со своими надежными партнерами. В его мыслях было, что хивинцы, бухаринцы тоже мусулманские народы, и они помогут им. Вместе с ним были 20 парней из выдающихся родов Младшей Орды алаша, байбакты, ысык, таз, есентемир, серкеш. Перед выходом в дорогу в Хивинское ханство местные старейшины посоветовали Сырым батыру не верить сартам (узбекам), не верить русским и не есть из рук хивинцев, лучше ешь из рук своих джигитов. По дороге Сырым батыр останавливается в деревне хивинцев, в месте под названием Каскажол и просит руки помощи, но хивинцы со своей стороны отказали им. Не долго думая, Сырым батыр направляется в обратную дорогу. Торопившиеся домой герой и его партнеры по дороге остонавливаются на месте под названием Бестобе вдоль реки Амудария, рядом с Каратау. В этом месте внезапно у Сырым батыра начинает кружится голова, чувствует слабость, после этого герой понимает что он был отравлен с рук хивинцев. Сырым батыр как свое последнее слово повелевает джигитам похоронить его там, по приказу героя его похоронили на берегу реки Кожакол.

В этой окрестности кроме Сырым батыра еще похоронены предок Косай и Кезек батыр. То есть, он был похоронен в 20 километрах от Нокиса, между Каратау и Бестобе, на берегу реки Кожакол. В конце хочется сказать, что наша задача помнить о героизме и духе героя, Сырыма Датулы, который боролся за свободу казахов, потому что, свобода и независимость известного сегодня на весь мир свободного казахского народа, является плодом героизма вчерашних героев-предков.

Даулет Изтелеуов Перевод: М. Ералы