Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Живые мертвецы

1483
Живые мертвецы - e-history.kz
Зомби, распространенный в Америке, - человек, потерявший контроль над собой и своим телом и бессознательно подчиняющийся чужой воле. У тюркских народов тоже есть подобное понятие - манкурт

Манкурт - человек, утративший историческую память, духовные ценности и ориентиры, порвавший связь со своим народом. По народной легенде, манкуртом называли человека, которого враждебное племя еще ребенком похищало уродителей и особым, жестоким образом лишало памяти. Так человек превращался в раба, послушногоисполнителя чужой воли. Любой читатель, знакомый с произведениями Чингиза Айтматова, помнит историю манкуртов – людей, которых насильственным путем лишали памяти. Причем манкурты были гораздо страшнее такого явления, как зомби, несмотря на весь ужас, сопровождающий «живых мертвецов». Манкурты, оставаясь в человеческом обличье, абсолютно теряли свое человеческое «Я».

В Астане прошла премьера спектакля «Манкурт. Вечный раб». Своими впечатлениями поделился профессор истории Буркитбай Аяган.

Государственный академический русский театр драмы имени Максима Горького обратился к проблеме вечных истин. Одна из последних постановок театра получила название «Манкурт. Вечный раб». Идея обратиться к наследию Чингиза Айтматова, и через его роман раскрыть современные проблемы экстремизма и терроризма принадлежит директору театра Еркину Касенову, который, зная о спектакле Барзу Абдураззакова «Баллада о Манкурте», пригласил его в театр Горького.

Интересна сама композиция спектакля, где используются различные фрагменты произведений Альбера Камю «Осадное положение», Венедикта Ерофеева «Вальпургиева ночь или Шаги командора», а также Евгения Шварца «Дракон» и даже великий Шекспир (Король Лир). Но стержневая идея все же взята, как и видно из названия, из гениального произведения Чингиза Айтматова «Буранный полустанок».

Природа, создавая манкуртов человеческими руками, как бы издевалась над людьми, показывая бездну человеческой жестокости. Как отмечают сами создатели: «Во все времена величайшие умы бились над загадкой природы рабства».

И, как видится, режиссер и его соратники попытались проследить анатомию, внутреннею сущность такого тяжелого явления, как манкуртизм. Манкурты, как явление, являются продуктом более сильных и жестоких деятелей – к такому выводу приходят авторы. Но, раскрывая данную тему, создатели идут еще дальше – они раскрывают также условия, при которых раскрывается эта опухоль.

Как нам видится, авторы, используя различные художественные приемы, постепенно показывают эту среду: жестокость, власть, двуличие, равнодушие… Но, может быть, первопричиной всего стал всеобъемлющий страх, который порождает эти чудовища.

Но режиссер, на мой взгляд, нашел очень эффективный прием, когда людей – разных, имеющих как достоинства, так и недостатки, – и заставил их всех стать зрителями. И они увидели себя со стороны, а ужаснувшись - восстали против зла. Переломным моментом здесь стала сцена, когда манкурт тащит свою умирающую и обессиленную мать в «преисподнюю».

И тут восстали те, кого мы уже причислили к низшим людям – трусливым, безвольным, эгоистичным… Их пробивает совесть, они хотят остановить зло, они становятся обществом, они требуют остановить ужас, творящийся на сцене!

Этот отчаянный акт заставляет нас поверить в то, что не все еще потеряно в этих маленьких людях. В этом акте коллективного протеста против зла была и надежда на светлое будущее.

Манкуртизм как явление – многолик. Например, тоталитарные религии, террористические течения свою работу строят на беспамятстве, на отрицании своего прошлого, своих родителей и самого себя. Вожди подобных течений приучают свою паству к агрессии и насилию; вожди формируют из манкуртов послушное и злое оружие войны и разрушения.

Возможно, тем, кто впервые увидит спектакль, необходимо перечитать тех авторов, о которых мы говорили в самом начале. Возможно, имеются сложности в восприятии. Но, несомненно, одно – спектакль заставляет переживать, плакать, злиться, недоумевать и никого не оставляет равнодушным.

В спектакле есть ряд фрагментов, напоминающих исторические эпизоды из сталинского прошлого. Они органично вплетены в ткань произведения, глубоко продумано и музыкальное оформление.

Нельзя не отметить потрясающую работу художника-постановщика Каната Максутова. И в целом работа актеров очень выразительная – заметно, как они действительно вошли в роль.

Думаю, коллектив театра действительно создал замечательную вещь.

Буркитбай Аяган, профессор истории

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?