«We need to look into the past in order to understand the present and foresee the future»
N.A.Nazarbayev

Publications

10 facts from the history of constitutional progress in Kazakhstan

1353 0
10 facts from the history of constitutional progress in Kazakhstan

This year marks several most significant anniversaries in the national history. The 20th anniversary of the Constitution of the Republic of Kazakhstan is among them.

As it is known, the current Constitution of Kazakhstan was adopted by republican referendum on 30 August 1995 and came into force on 5 September 1995 on the date when the results of the referendum were published.

However, constitutional history in Kazakhstan started long before the establishment of the modern state. Today we are glad to present you several interesting facts from the history of constitutional progress in our country.

1. The first sets of laws were developed in the Kazakh Khanate

There were three sets of steppe laws in the history of the Kazakh Khanate. The set of laws entitled "Kasym Khannyn Kaska Zholy" ("Bright Path of Khan Kasym") was developed in the early 16th century, during Khan Kasym’s rule. Khan Yesim adopted several amendments to the laws which were called "Yesim Khannyn Yeski Zholy" ("Ancient Path of Khan Yesim"). But Khan Tauke was the most successful in this sphere. He became the co-author of the new set of laws "Zheti Zhargy" ("Seven Codes").

2. Being a part of the Russian Empire Kazakhstan didn’t have its Constitution

The Russian Empire didn’t have its own Constitution. The state functioned at the basis of the set of laws and legal acts adopted by the Tsarist Government, such as abolition of serfdom, judicial reforms, and to name but a few.

3. The first draft Constitution was prepared in 1911

In 1911 a prominent public figure Barlybek Syrtanov developed a draft document entitled "Kazakh Yelinin Ustavy" ("The Charter of the Kazakh Country"). The main idea of the charter was establishment of independent national sovereign state. Needless to say, this Constitution wasn’t adopted.

4. The draft programme of the Alash party contained some constitutional provisions

The Kazakh newspaper published the programme of the Alash party on 21 November 1917. The structure of the document complied with constitutions of most European countries of that period. The draft included some progressive ideas, including federative principle of construction of the state, establishment of national autonomies, three branches of state authority, universality of right to vote, and so on.

5. The first Constitution of the Soviet Kazakhstan wasn’t adopted appropriately

The draft Constitution of the Kazakh Autonomous Soviet Socialist Republic was adopted at the local level in 1924. In 1926 it was sent to the All-Russian Central Executive Committee for its approval. However, it was not even examined. Nevertheless, the Constitution was the document in accordance with which all governmental bodies of the autonomous republic acted.

6. During Kazakhstan’s years within the USSR, it had two Constitutions

The first Constitution was adopted on 20 March 1937. The document confirmed the establishment of the Kazakh SSR as a part of the Soviet Union. The second Constitution was approved on 20 April 1978. In a subsequent period it became a basis for development of the first Constitution of independent Kazakhstan.

7. Independent Kazakhstan did not in fact have a Constitution for more than one year

The Constitutional Act confirming the State Independence of the Republic of Kazakhstan was signed on 16 December 1991. At the same time the provisions of the Constitution of 1978 and other legislative acts were still valid. However, the Constitutional Law confirmed public and political changes related to claim of the sovereignty. So, the provisions of this act were above the main law of the Kazakh SSR. Therefore, many legal scholars consider the Kazakhstan State Independence Law to be an "interim Constitution".

8. To develop the current Constitution President Nursultan Nazarbayev examined around twenty main laws of different countries

The current Constitution of the Republic of Kazakhstan was adopted on 30 August 1995. To develop the draft Constitution President Nursultan Nazarbayev examined the experience of various countries. As a result the Constitution of 1995 adopted American experience of establishment and separation of three branches of state power. With regard to legal status of individuals, our Constitution complies with French main law.

9. Kazakhstan and France are the only countries to have Constitutional Councils

With the adoption of the new Constitution independent Kazakhstan faced the need to provide constitutional control. By the way, the Soviet Union didn’t have the proper constitutional monitoring. Initially in the Republic of Kazakhstan this function was entrusted to Constitutional Court (from June 1992 to October 1995). The decision on the establishment of the Constitutional Council was made on 29 December 1995. Constitutional Councils exist only in our republic and France.

10. The current Constitution was amended on three occasions

The appropriate laws were adopted on 7 October 1998, 21 May 2007 and 2 February 2011.


Inna Kuzmenko

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to Qazaqstan tarihy portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to mail@e-history.kz or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register

«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Новости

10 фактов из истории конституционного строительства в Казахстане

2687 0
10 фактов из истории конституционного строительства в Казахстане

В 2015 году казахстанцы отмечают несколько важнейших в истории нашего государства юбилейных дат. В их числе и 20-летие Конституции Республики Казахстан.

Как известно, действующая Конституция нашей страны была принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года и вступила в силу 5 сентября 1995 года в день опубликования его результатов.

Однако конституционная история Казахстана началась задолго до появления современного государства. Сегодня вашему вниманию представляются несколько интересных фактов из истории нашего конституционного строительства.

1. Первые своды законов были разработаны во времена Казахского ханства

В истории Казахского ханства своды степных законов разрабатывались трижды. В начале XVI века, в период правления хана Касыма, был разработан «Қасым ханның қасқа жолы» («Светлый путь хана Касыма»). Хан Есим принял ряд поправок к этому кодексу, получивших название «Есім ханның ескі жолы» («Древний путь Есим хана»). Но наибольшего успеха в этой области достиг хан Тауке, который стал соавтором нового свода степных законов «Жеті жарғы» («Семь уложений»).

2. Будучи в составе Российской империи Казахстан не имел конституции

Строго говоря, основного закона не было и у самой Царской России. Государство функционировало на основе Свода законов Российской империи и принимаемых царским правительством актов-реформ (отмена крепостного права, судебные реформы и т. д.).

3. В 1911 году был подготовлен проект первой казахской конституции 

В 1911 году крупный общественный деятель Барлыбек Сыртанов подготовил проект документа под названием «Қазақ елінің Уставы» («Устав страны казахов»). Основной идеей устава было создание самостоятельного национального суверенного государства. Стоит ли говорить, что принята эта конституция не была?

4. Проект программы партии «Алаш» содержал некоторые конституционные положения

21 ноября 1917 года газета «Казах» опубликовала программу партии «Алаш». По своей структуре этот документ соответствовал конституциям многих европейских государств того исторического периода. Новый документ отражал прогрессивные для того времени идеи: федеративный принцип устройства России, создание национальных автономий, разделение государственной власти на три ветви, всеобщий характер выборов и т. д.

5. Первая Конституция советского Казахстана не была утверждена

Проект Конституции Казахской АССР, утвержденной на местном уровне еще в 1924 году, в 1926 году был направлен во ВЦИК на утверждение. Однако он так и не был рассмотрен. Тем не менее, именно этой Конституцией руководствовались все государственные органы автономной республики.

6. За время существования СССР в Казахстане были приняты две Конституции

Первая Конституция была принята 20 марта 1937 года. Этот документ закрепил факт образования Казахской ССР в составе Советского Союза. Вторая Конституция была утверждена 20 апреля 1978 года. В последующем она стала основой для подготовки проекта первой Конституции независимого Казахстан в 1993 году.

7. Независимый Казахстан более одного года фактически не имел конституции

Конституционный Закон Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан» был принят 16 декабря 1991 года. В то же самое время нормы Конституции 1978 года и другие законодательные акты не утратили своей юридической силы. Однако Конституционный Закон закрепил общественно-политические изменения в жизни государства, связанные с провозглашением его суверенитета, и его положения оказались выше норм основного закона КазССР. Поэтому многие правоведы называют Закон о государственной независимости Казахстана «временной конституцией».

8. При подготовке действующей Конституции Президент Н. Назарбаев изучил около 20 основных законов разных стран

Действующая Конституция Республики Казахстан была утверждена 30 августа 1995 года. При ее подготовке Президент Н. Назарбаев изучал опыт зарубежных стран в области конституционного строительства. В результате Конституция 1995 года переняла опыт США в области построения и разделения ветвей государственной власти. Что касается правового статуса личности, наш основной Закон близок к французской Конституции.

9. Казахстан и Франция — единственные страны, где функционируют Конституционные Советы

С принятием первой Конституции независимого Казахстана перед государством встала необходимость обеспечения конституционного контроля, т. е. проверки соответствия нормативных актов и международных соглашений основному Закону. Кстати, в советское время полноценный конституционный контроль отсутствовал. Изначально данная функция в Республике Казахстан была возложена на Конституционный Суд (июнь 1992 — октябрь 1995 годов). Решение о создании Конституционного Совета РК было принято 29 декабря 1995 года. Конституционный Совет существует только в нашей республике и во Франции.

10. Поправки в действующую Конституцию вносились три раза

Для внесения поправок в действующую Конституцию Республики Казахстан соответствующие законы принимались 7 октября 1998 года, 21 мая 2007 года и 2 февраля 2011 года.


Инна Кузьменко

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
Бас редакторға сұрақ +7 707 686 75 81
Қазақша Русский English