«We need to look into the past in order to understand the present and foresee the future»
N.A.Nazarbayev

Publications

The story of one photo. Aryspay Kuanyshev

1085
The story of one photo. Aryspay Kuanyshev

April 17, 2015 

Seventy years ago the world fully paid by deprivation and feats of people who lived in the forties. And it should be always valued as reminder to the world to remain it in peace. To remember each person who sacrificed his life four peaceful present and future.

7e6c914f519b452f23e626ce3a9581ce.jpg

Our family was not exceptional, certainly the war affected us. My uncle Aryspay Kuanyshev took part in liberation of Homeland.

Aryspay Kuanyshev was born on January 10, 1922, in the village Bulak, Alginsky district of Aktyubinsk area. The uncle went to the battlefield when he was only 19 years old. He was young and at this age he should have thought about future plan, but the war crossed out all dreams, except one — Victory. He had one aim — to protect Homeland!

My grandmother Zeynep told about my uncle, about his life during the war and how he was wounded, but survived.

Kuanyshev was fighter pilot. He destroyed a set of fascist planes. The uncle participated in war since June 25, 1941. Being at the front, in 1942 he studied pilot courses. He made and served 226 fighting departures. Aryspay was the "night lamp", he was very good at seeing and shoot. He was self-disciplined and demanded it from others. Among companions he was very sociable and had high authority. His comrades called him Boris.

In 1944, during performance of a fighting task, fascists lined Kuanyshev’s plane. His plane fell in the forest. He was unconscious due to injuries and was taken prisoner. In captivity the uncle got acquainted with the fellow soldier Nikolay Chasnyk.

From the very first days in captivity they thought about escape. The pilot decided to conduct undermining. They worked at night. Every 15 minutes each person who was already choking in the hole was pulled out and replaced by another. So after 26 long nights the undermining came to the end. Freedom was very close, but the person on duty noticed them at the wire and on the next day three people were beaten and shot, others sent to punishment cell.

Aryspay Kuanyshev and Nikolay Chasnyk left a punishment cell after 21 days, weakened, but still thinking of new escape.

This incredibly impudent escape happened in 1945. They managed to escape for 5 nights on 10 km from camp, but got caught. They were called for questioning and beaten on heads till they fall dead.

On the next morning fascists released the order: "To destroy prisoners of war Chasnyk and Kuanyshev, who several times tried to escape, through penal servitude in "Buchenwald". It meant the end! To all! But here Chasnyk and Kuanyshev meet the pilot Kirsh. He told them that in this camp there is the anti-fascist committee.

So on April 1st many starved by hunger people did not go to work. Fascists tried to fix situation. They felt that punishment was close. On April 11, the rebellion began communists Chasmyh, Kuanyshev and Kirch first began the revolt. On that day for the first time in the long terrible history of Buchenwald the song "International" was played in nineteen languages. Almost everybody left the camp. But on that day two friends got separated. On June 20, passing state test Kuanyshev reached 33 Guards aviation regiment, where he was considered dead.

After war Chasnyk desperately searched for the companion Aryspaya for 39 years. And the son Aryspaya Marat through the central television found father’s friend, but, unfortunately, the meeting of two friends was not happened as at that time my uncle died of a serious illness.

My uncle was awarded the two Order of Lenin, Orders of "the Red Banner of Labor", "Friendship of the People", "The Sign of Honor" and medals for the shown courage and heroism.

Aryspay Kuanyshev was famous economist and Doctor of Economics. From 1973 to 1983 he was the chairman of the board on studying of productive forces of Assembly of Kazakhstan.

After the war uncle entered the Geological Prospecting Institute into the city of Almaty. Then he defended dissertation. Thanks to persistent work and mind he became the candidate of geological sciences, the geologist, Doctor of Academy of Science of SSR, the corresponding member of Assembly of Science of Kazakhstan and winner of the State Award of Kazakhstan in 1976.

Later in Almaty he met his future wife and had two sons Marat and Rinat who as their father will be geologists.

dee32ffc96ece28445a9a76a9fb530b6.jpg

In 1946-1949 there was a head of department of Stepnoy regional council of the Aktyubinsk area. Also he graduated All-Union correspondence Polytechnic Institute in 1964.

In 1951-1970 he was the engineer, the deputy manager of Aktyub — Oil and Gas exploration", the chairman of the City Council of the city Shevchenko, in 1970-1976 — the deputy academic secretary of Assembly of People of Kazakhstan.

My uncle used to write books. Also he has 44 scientific works which are devoted to studying of problems of economy of geological exploration works and also investigations of oil and gas. Among them — "Development of the oil-extracting industry of Kazakhstan" (1981), "The organization of work in construction of wells oil and gas in Kazakhstan" (1972). Kuanyshev’s development on the organization of drilling equipment is now applied in the oil and gas industry.

Aryspay acted as the initiator of expansion of a zone of a Karakul production in the republic and one of the first applied a method of artificial insemination of sheep, made a contribution to selection and improvement of the breed of Karakul of sheep.

On January 10, 1982 he celebrated his 60th anniversary. He was given the certificate of honor of the Supreme Council of KAZSSR.

In recent years he worked as the deputy of the West Kazakhstan geological management. Despite the serious illness which became a war echo, he did not cease to work for the good of the people. He died on July 19, 1983 in Almaty almost right after his 60th anniversary.

In Almaty celebrated 90 years since the birth of the geologist Aryspaya Kuanyshev recently. The street in Almaty is called by the name of Kuanyshev.

Recently in Almaty celebrated 90th anniversary of geologist Arypay Kuanyshev. There is the street named after him.

Memory about A. Kuanyshev as a man of principle, modest person and outstanding scientist forever remains in the hearts of all those who knew him and worked with him.


Anar Baymagambetova

Pupil of 6th grade of school No. 1,
Badamsha village of Aktyubinsk region

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to Qazaqstan tarihy portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to mail@e-history.kz or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register

«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Новости

История одной фотографии. Арыспай Куанышев

1326
История одной фотографии. Арыспай Куанышев
Война не обошла стороной и нашу семью. Мой дядя Куанышев Арыспай принимал участие в освобождении Родины.

22ec589709551d861e75eb0cc3726536.jpg

Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Семьдесят лет мира оплачены сполна лишениями и подвигами людей, живших в сороковые годы. И эту цену необходимо помнить всегда, чтобы мир оставался мирным. Помнить каждого человека, кто не жалел в страшные годы своей жизни для нашего спокойного настоящего и будущего.

Война не обошла стороной и нашу семью. Мой дядя Куанышев Арыспай принимал участие в освобождении Родины.

Куанышев Арыспай родился 10 января 1922 года, в ауле Булак, Алгинского района, Актюбинской области. Дядя встретил войну, когда ему было всего 19 лет, в эти годы он должен был встретить молодость, думать о своем будущем, но война перечеркнула все мечты, кроме одной — Победы. У него была одна цель — это защитить Родину!

Моя бабушка Зейнеп рассказала о дяде, о его жизни на войне, как он получил тяжелые ранения, но все же выжил.

Куанышев был летчиком-истребителем. Он уничтожил множество фашистских самолетов.

Дядя участвовал в войне с 25 июня 1941 года. Находясь на фронте, в 1942 году окончил курсы летчиков—штурмовиков. Сделал и обслужил 226 боевых вылетов. Арыспай был «ночником», умеющим хорошо видеть и бить врага. Он был дисциплинирован, требователен к себе и к подчиненным. С товарищами — общителен, пользовался среди них деловым авторитетом. Товарищи в полку звали Арыспая на свой лад — Борисом.

В 1944 году, во время выполнения боевого задания, фашисты подбили самолет Куанышева. Его самолет упал в лесу. От удара и ранений летчик был в бессознательном состоянии и попал в плен. В плену дядя познакомился с боевым товарищем Николаем Часныком.

С первых же дней в неволе они думали о побеге. Летчик решил вести подкоп. Они работали по ночам. Каждые 15 минут уже задыхавшегося в норе человека вытаскивали и сменяли его другим. Так после 26 утомительных и тревожных ночей подкоп подходил к концу, вот—вот и была бы свобода, но дежурный заметил их у самой проволоки и на следующие утро трое были избиты и расстреляны, остальных отправили в карцер.

Арыспай Куанышев и Николай Часнык вышли из карцера через 21 день, ослабевшие, но уже думающие о новом побеге.

Этот невероятно дерзкий побег состоялся в 1945 году. Им тогда удалось за 5 ночей уйти от лагеря на 100 км, но снова — плен. Беглецов вызывали на допрос и били палкой по голове, пока те не падали замертво.

И на следующее утро зачитали приказ: «Военнопленные Часнык и Куанышев за неоднократные попытки к бегству осуждены к уничтожению через каторгу в «Бухенвальде». Это означало конец! Всему! Но здесь Часнык и Куанышев знакомятся с летчиком Киршом. Он им рассказал о том, что в этом лагере действует антифашистский комитет.

Так 1 апреля десятки измученных голодом людей не вышли на работу. Фашисты, мечась в паническом страхе, пытались как-то навести «порядок». Они чувствовали всей шкурой: возмездие приближается. И 11 апреля вспыхнуло восстание, первыми поднялись коммунисты Часнык, Куанышев, Кирш, и за ними встали плотной стеной все остальные. В тот день впервые в Бухенвальде за всю ее страшную историю зазвучал на девятнадцати языках «Интернационал». Лагерь покинули почти все. Но в этот день судьба разлучила двух друзей. Куанышев 20 июня, пройдя государственную проверку, добрался до своего 33 Гвардейского авиаполка, где его считали погибшим.

После войны Часнык отчаянно разыскивал своего товарища Арыспая целых 39 лет. И сын Арыспая Марат через центральное телевидение найдет друга своего отца, но, к сожалению, встреча двух друзей не состоялась, так как на тот момент мой дядя умер от тяжелой болезни.

Мой дядя был награжден двумя орденами Ленина, орденами «Трудового Красного Знамени», «Дружбы Народов», «Знак Почета» и медалями за проявленные мужество, отвагу и героизм.

Арыспай Куанышев был известным экономистом, доктором экономических наук. С 1973 по 1983 — председатель Совета по изучению производительных сил АН Казахстана. После войны дядя поступил в Геологоразведочный институт в городе Алматы. Затем защитил диссертацию. Благодаря своему упорному труду и уму он стал кандидатом геологических наук, то есть ученым-геологом, доктором Академии наук Казахской ССР, членом-корреспондентом АН Казахстана и, главное, лауреатом Государственной премии Казахстана в 1976 году.

Позже в Алмате он найдет свою судьбу, женится, у него будет двое сыновей: Марат и Ринат, которые тоже пойдут по стопам отца, будут геологами.

В 1946-1949 годах был заведующий отделом Степного райсовета Актюбинской области. Еще он окончил Всесоюзный заочный политехнический институт в 1964 году. В 1951-1970 годах был инженером, заместителем управляющего трестом «Актюб — нефтегазоразведка», председателем горсовета города Шевченко, в 1970–1976 годах — заместителем академического секретаря АН Казахстана.

e35ae5430a58d651c7fa40fb95986272.jpg

Дядя писал книги. Также у него имеется 44 научных труда, которые посвящены изучению проблем экономики геологоразведочных работ, а также разведки нефти и газа. Среди них — «Развитие нефтедобывающей промышленности Казахстана» (1981), «Организация труда в строительстве скважин ни нефть и газ в Казахстане» (1972). Разработки Куанышева по организации бурового оборудования сейчас применяются в нефтегазовой промышленности.

Арыспай выступил инициатором расширения зоны каракулеводства в республике и одним из первых применил метод искусственного осеменения овец, внес вклад в селекцию и улучшение породы каракульских овец.

10 января 1982 года он отмечал свое 60-тилетие. Ему вручали почетную грамоту Верховного Совета КазССР.

В последние годы он работал заместителем Западно-Казахстанского геологического управления. Несмотря на свою тяжелую болезнь, которая стала отголоском войны, не переставал работать во благо народа. Он умер 19 июля 1983 года в Алматы почти сразу после своего 60-тилетия.

В Алмате недавно отмечали 90 лет со дня рождения ученого-геолога Арыспая Куанышева. Именем Куанышева названа улица в Алматы.

Светлая память о Куанышеве, принципиальном и скромном человеке, крупном ученом, навсегда останется в сердцах всех, кто его знал и работал с ним.


Баймагамбетова Анар,
ученица 6 класса Бадамшинской средней школы № 1,
с. Бадамша, Актюбинская область


Становитесь участниками нашего фотопроекта «История одной фотографии», и мы опубликуем и вашу историю.

06.04.2015

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
Бас редакторға сұрақ +7 707 686 75 81
Қазақша Русский English