«We need to look into the past in order to understand the present and foresee the future»
N.A.Nazarbayev

Publications

The story of one photo. Abylkhan Nurpaliyev

991
The story of one photo. Abylkhan Nurpaliyev

12 May 2015


ee20aa323fd03eb3cf7c692c873124c4.jpg

Time is passing. This year marks the 70th anniversary of Soviet victory in the Great Patriotic War. But years are not able to erase national heroism and courage demonstrated by Soviet soldiers and officers who defended the Motherland. The World War II claimed millions of lives, created orphans, and left behind injured and disabled people. That was the most cruel and bloodthirsty war in human history.

There was peace and harmony in Kazakhstan. The morning of 22 June 1941 was particularly fair. Nobody knew that the western border of the Soviet Union was experiencing battles.

Women and children saw off their husbands, fathers and sons who went to fight against the enemy.

I remember my grandfather, Abylkhan Nurpaliyev, with proud and pain in my heart. All his life he lived in the village of Samarskoye. He was born in 1916. In 1942 he joined the Red Army. His military service started in the Russian Far East. Later he was sent to the Western front. He fought in the war as a gunner being a part of the 2nd Belarussian front. Then he was transferred to the Baltic front. Together with his fellow soldiers Abylkhan Nurpaliyev was encircled by Germans somewhere on Belarussian bogs. The group of Soviet military men fought against the enemy during eight days.

My grandfather participated in liberation of Leningrad. He also participated in battle in Latvia, Lithuania, and Estonia. In April 1945 the Soviet troops occupied Konigsberg (now Kaliningrad) where the last centre of resistance of fascists in Eastern Prussia was destroyed. My grandfather often told us, his grandchildren, about the war and military feats of his fellow soldiers, military operations and how scary that bloodthirsty war was. I was a very little girl but still remember all his stories.

The winter of 1943 was very cold and snowy. Our gunners were preparing for the next fight. There was a silence. Soldiers tried to support each other — they told funny stories, some of them sang quietly, others talked about their relatives and future victory. When the time came our gunners attacked. Rockets flew, tanks roared, grenades exploded. Soldiers heard the voice of commander Ivan Savelyev "Forward! For the Motherland!" My grandfather took the next shell and ran to a gun. Suddenly he saw that his fellow soldier Zhanibek fight against one fascist. The German was tall and strongly built while Zhanibek was small and weak guy. Obviously, they were not equally strong. My grandfather gave the shell to one of his friends and rushed into fight to save Soviet soldier. That was the first time when he met the enemy face to face. Abylkhan had his father’s knife and sank it into the fascist’s body. The fascist was a very young man. But there was a war. There was no time to think and hesitate. My grandfather and his friend joined the battle then. When he finished the story I asked "Wasn’t you scared?" He responded "Of course, I was. But I was a Soviet soldier and defender of my Motherland. That was my duty."

He didn’t like to recall the war. He always cried watching movies about the war. My grandfather also remembered his friend who died protecting me from a bullet. And Abylkhan Nurpaliyev was injured and sent to a hospital.

My grandfather was awarded the medal for seizure of Konigsberg, two medals for bravery, the Soldier’s Order of Glory, the Order of Glory and other awards.

During the whole years after the war his regiment helped to reconstruct destroyed by German occupants Belarusian economy. He returned to the native village in March 1946. His wife Bigay was very happy to see him alive.

0459c292cd64bcbacdefe49f3c0468f1.jpg

Abylkhan Nurpaliyev and his wife Bigay

After the war my grandfather worked as a bee-keeper in the farm named after Lenin, Samara area. Abylkhan Nurpaliyev participated in the Exhibitions of Achievements of the People’s Economy in 1964, 1967, 1979. For his labour achievements he was awarded one silver and two golden medals which were presented to him in Moscow. He had a difficult and long life and passed away when he was 88 years old.

Our generation bow heads to those who liberated the world from fascism and defended independence and freedom at the price of their lives.

I am proud of my grandfather Abylkhan Nurpaliyev. He passed away ten years ago but we, his grandchildren, pay tribute to the memory of all Soviet soldiers and officers. We are grateful for the peace in our country.

Zhansaya Moldasheva,
grade 10 student of the Regional Specialised Boarding School for Gifted Children named after Zhambyl,
Ust-Kamenogorsk, East-Kazakhstan region

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to Qazaqstan tarihy portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to mail@e-history.kz or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register

«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Новости

История одной фотографии. Абылхан Нурпалиев

1043
История одной фотографии. Абылхан Нурпалиев
Абылхан увидел, как его товарищ Жанибек сражается с одним фрицем. Силы явно были не равны. Солдат бросился спасать своего друга. У него был отцовский нож, и он воткнул его, не глядя, в фашиста.

490c341726fa58d3bee5944fc0fd503a.jpg

Течет река времени, в этом году исполнилось 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Но годы не способны стереть из памяти народный героизм и мужество, с которыми солдаты защищали Родину. Вторая мировая унесла миллионы человеческих жизней, сколько осталось сирот, раненых и искалеченных людей. Это была самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества.

Мир и спокойствие царили над просторами Казахстана. Утро 22 июня 1941 года было на редкость погожим. Никто не знал, что на западной границе Родины уже гремели бои.

В жаркие июньские дни мужей, сыновей и отцов, уходящих на фронт, провожали печальные глаза матерей, жен и детей.

С гордостью и болью в сердце я вспоминаю своего дедушку Нурпалиева Абылхана. Всю свою жизнь он прожил в селе Самарское, родился в 1916 году. В 1942 году его призвали на фронт. Служба началась для него на Дальнем Востоке, а затем его отправили на Западный фронт. В качестве артеллириста он воевал в составе сначала 2-го Белорусского фронта, а затем Прибалтийского. Вместе с боевыми товарищами на болотах Белоруссии попал в окружение врагов, где они отбивались восемь дней.

Дедушка участвовал в снятии блокады Ленинграда, освобождал Латвию, Литву, Эстонию. В апреле 1945 года штурмом был взят Кенингсберг (ныне Калининград), где был сломлен последний очаг сопротивления фашистов в Восточной Пруссии. Мой дедушка часто рассказывал нам, своим веукам, о войне, о боевых подвигах своих товарищей, о походах, и о том как страшно было в кровопролитной войне, своим внукам. Я тогда была очень маленькой и не запомнила все его рассказы, но одна история, которую он рассказал, когда мне было семь лет, осталась в памяти до сих пор.

Это было в 1943 году. В том году зима была очень холодной и снежной. Наши артеллиристы готовились к очередному бою. Вокруг была тишина. Солдаты, чтобы поднять дух, рассказывали друг другу смешные истории, некоторые тихо пели, а другие вспоминали своих родных и близких, говорили о победе. В назначенное время наши артеллиристы вступили в бой. Летели снаряды, ревели танки, взрывались гранаты, кричали солдаты, слышался голос командира Ивана Савельева: «Вперед! За Родину!». Мой дедушка, взяв очередной снаряд, побежал к пушке. В это время он увидел, как его товарищ Жанибек сражается с одним фрицем. Фриц оказался плотного телосложения, высокого роста, а Жанибек был маленьким, щупленьким парнем. Силы явно были не равны. Мой дедушка, передав свой снаряд боевому товарищу, помчался на помощь спасать своего друга. Вот тогда он впервые встретился лицом к лицу с врагом. У него был отцовский нож, и он воткнул его, не глядя, в фашиста. После этого, когда он опомнился, он увидел раскрытые глаза этого фашиста. Дедушке стало не по себе. Фашист оказался совсем молодым парнем. Но война есть война, медлить и думать о чем-то другом было некогда. Они с товарищем опять вступили в бой. Когда мой дедушка закончил свой рассказ, я спросила: «Дедушка, а тебе было страшно?». Он погладил меня по голове и тихо произнес: «Конечно, было очень страшно, но я советский воин и защитник Родины. Это было моим долгом перед Родиной».

Он не любил вспоминать о войне. Когда смотрел военные фильмы, он всегда плакал и вспоминал своего боевого товарища, который прикрыл его от вражеской пули и погиб. Дедушку тогда контузило, и он попал в госпиталь.

Дедушка был удостоен медали «За взятие Кенингсберга», двух медалей «За отвагу», «Солдатским Орденом Славы», «Орденами Славы» и других орденов и медалей.

Целый год после победы их полк помогал восстановлению разрушенного сельского хозяйства в Белоруссии после оккупации врагов.

В родное село дедушка возвратился в марте 1946 года. Дедушку встречали все односельчане и жена Бигай, которая ждала его и во время войны работала в тылу.

2d3e59ec993ffbfffa3c145463b1721e.jpg

Нурпалиев Абылхан с женой Бигай

После войны дедушка работал в колхозе имени Ленина Самарского района пчеловодом. Он был передовиком, ударником труда, имеет трудовые награды и медали. Был участником ВДНХ СССР 1964, 1967 и 1979 годов. За свои трудовые достижения имеет две золотые медали и одну серебряную, которые ему вручили в Москве. Дедушка прожил 88 лет — трудную, долгую и достойную жизнь.

Наше поколение преклоняет головы перед теми, кто, не щадя сил и самой жизни, освободил мир от фашизма, отстоял независимость и свободу.

Я горжусь своим дедушкой Нурпалиевым Абылханом. Уже десять лет нет его с нами, но мы, внуки, чтим память и благодарны всем фронтовикам и нашему дедушке, что мы живем под мирным небом.


Молдашева Жансая,
ученица 10 класса Областной специализированной школы-гимназии-интерната имени Жамбыла для одаренных детей,
г. Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская область


Становитесь участниками нашего фотопроекта «История одной фотографии», и мы опубликуем и вашу историю.

20.04.2015

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
Бас редакторға сұрақ +7 707 686 75 81
Қазақша Русский English